Последнее и самое загадочное творение Марселя Дюшана - художника опередившего свое время

Étant donnés
Étant donnés

В прошлом году прочел биографию на русском и английском одного из самых известных художников современности - Марселя Дюшана. С творчеством художника знаком еще со времен Британки и чем больше углубляюсь в его работы, тем более невероятным он мне кажется. Недаром, часто можно услышать, что Дюшан - это художник, который опередил исскусство на несколько десятилетий вперед, а его последнее творение до сих пор остается загадкой.

Так, именно Марселю Дюшану принадлежит известная работа Фонтан, ставшая первой работой в жанре редимейды, которые, собственно говоря, художник и изобрел.

Фонтан, Марсель Дюшан
Фонтан, Марсель Дюшан

Но самой главной работой всей его жизни, стала именно последняя. Étant donnés (Дано: 1. Водопад, 2. Светильный газ) - этой работе он посвятил последние 20 лет своей жизни (при этом работал над ней в полной секретности). По завещанию Дюшана работа должна была появиться в музее через год после его смерти (случилось это в 1969 году), к ней была приложена подробная инструкция. При этом инструкцию, по желанию Дюшана, было запрещено воспроизводить в течение 15 лет после того, как работа стала доступна для публики.

Макет инсталляции Étant donnés
Макет инсталляции Étant donnés

Если вкратце описать инсталляцию, то зритель может ее увидеть лишь подойдя к массивной двери, где есть небольшой глазок. Сквозь него возможно разглядеть только тело обнаженной женщины, у которой не видно головы, но в руках она держит газовый светильник. Фигура лежит на траве, а позади нее пейзаж с водопадом.

Многие искусствоведы до сих пор размышляют над этой работой, делая пометки, что Дюшан целенаправленно к ней шел на протяжении всей своей жизни. Так, например, он еще в молодости обращал внимания на таблички, которые размещались в Париже с пометкой. что тот или иной дом газифицирован, что в итоге натолкнуло его на мысль вложить девушке за дверью в руку газовый светильник. Дверь для инсталляции была приобретена Дюшаном специально в Марокко и привезена в целостности в США для инсталляции. А водопад был "собран" с помощью тридцати фотографий, которые делал непосредственно сам Дюша. Кстати, ему было исключительно важно собрать все его знаковые работы под крышей одного музея, так как он считал, что только благодаря этому зритель сумеет разгадать тайный смысл, который Дюшан вкладывал в свои работы.

Сама инсталляция завораживает и заставляет почувствовать себя несколько неуютно, но тем не менее, одна из главных идей, что была вложена художником в эту работу - эдакий символ любви.

Чтобы посмотреть работу, можно погуглить ее название.

1111
3 комментария

Символа любви не увидел. А вот неуютно стало, да. Прикольная инсталляция. Ощущение чего-то неправильного, неуместного

2
Ответить

Дверь из пиратов карибского моря?

Ответить

Ну не совсем 😃

Ответить