Заметки о масштабных моделях — Элекон

Он же "Арек" в девичестве. Если ПО "Тантал" было основным источником моделей легковых автомобилей, то "Элекон" - то же самое, только по грузовикам.

Заметки о масштабных моделях — Элекон

Предприятие располагается в городе Казань, живо по сей день и, в основном, занимается производством электрооборудования. Впрочем, и про модели не забывает, хотя их производство второстепенно и несколько раз находилось под угрозой закрытия. Не думаю, что спрос на модели сейчас сильно высокий, но что-то всё же позволяет поддерживать их выпуск, ну и чудно.

Начинали они с моделей шоссейных "КамАЗов", причём, как и в реальности, первым пошёл КамАЗ-5320. Модель имела (и имеет) подъёмную кабину с макетом двигателя КамАЗ-740, подпружиненные оси и откидывающийся задний борт на кузове. Изначально колёса имели торчащие оси, но в 90-х их переделали в более пристойный вид. Рама на всех шоссейных моделях несквозная, на сленге собирателей такое исполнение именуют "шоколадкой".

5320 с тентом начала нулевых.

5320 без тента 1988 года. Левое переднее колесо вставлено наоборот и кабина заваливается назад, но что поделать.

Коробка для КамАЗа-5320, судя по всему, из партии на экспорт.

Можно сравнить исполнение кабин в советское время и после рестайлинга 90-х .

​Фары стали стеклянными, прорези сквозными, появились щитки на углах кабины и центральная стойка лобового теперь отливается на стекле.
​Фары стали стеклянными, прорези сквозными, появились щитки на углах кабины и центральная стойка лобового теперь отливается на стекле.

КамАЗ-53212, удлиненная версия. Колёсная база увеличилась на полметра, а грузоподъёмность на две тонны. Модель опять же начала нулевых.

На его базе выпускается молоковоз, носящий громоздкое название Г6-ОПА-15,5. Модель конца 80-х, сложно сказать точнее, штамп стёрся.

Пожарный автомобиль порошкового тушения АП-5 на шасси КамАЗ-53213.

Самосвал КамАЗ-5511 у меня 1987 года и в боксе. Боксов у моделей "Элекона" было несколько видов, но у меня есть только один.

Седельный тягач КамАЗ-5410 с полуприцепом ОдАЗ-9370. Я его купил, когда вся моя коллекция умещалась на табуретке. К слову, в 80-х была довольно редкая версия этой модели с вделанными в тент полуприцепа электронными часами.

Также выпускалась модель двухосного КамАЗ-5325, но я решил, что обойдусь без него.

С 1989 года в ассортимент добавился КамАЗ-4310 и в целом начался уклон в сторону полноприводных грузовиков. К их исполнению на предприятии подошли со знанием дела: рама теперь больше походит на раму, появилась живая задняя тележка, карданы отдельными деталями, поворотный передний мост, который, впрочем, скоро убрали... даже задние фонари уже не нарисованы краской. Рабочая задняя тележка - это вообще некий артефакт технологий древних, никто из промышленных брендов сейчас так не делает, а жаль.

Классический КамАЗ-4310 середины нулевых:

КамАЗ-С4310, участник ралли Objectif Sud . Само мероприятие проводилось как альтернатива временно закрытому "Париж-Дакар" и это было первое ралли такого рода, где КамАЗ принял участие. 19 мая 1989 года экипажи на трёх слегка переделанных серийных 4310 с номерами 502, 503 и 504 (техничка) стартовали из Клермон-Феррана на юге Франции, чтобы, миновав Испанию, Гибралтарский пролив и почти треть западного побережья Африки, прибыть в Сьерра-Леоне. Покрыв свыше 9000 км, КамАЗы финишировали на 2 и 3 местах, уступив победителю, экипажу на "Мерседесе", каких-то 12 минут.

Модель под номером 503 мне досталась без двух фар в каркасе кабины, но с ещё поворотным передним мостом.

ЗиЛ-131, первый "не-КамАЗ" в линейке "Элекона". Если точно, то завод сделал модель ЗиЛ-131Н поздних лет выпуска с двумя люками в крыше и с поворотниками на крыльях. Открывающийся капот и сходное с КамАЗ-4310 исполнение шасси. Модель обычного бортового начала нулевых.

Пожарная машина на его базе, АЦ- 40(131)-137А.

Урал-4320. В дополнение к капоту у него ещё и задний борт откидывался.

Седельник 44202 с тем же полуприцепом ОдАЗ-9370. У него шины уже более низкого профиля от гражданских версий.

Выпускался также МАЗ-7310 , обычный и пожарный, но я нашёл его слишком большим для своих полок. Ещё был АМО-Ф15, до него тоже руки как-то не дошли. В целом, сколь бы кривыми сейчас не казались казанские изделия, они давали неплохой старт для большинства коллекций ещё той, дожурнальной эпохи.

P. S. Чтоб два раза не ходить, он у меня всё равно один. ЗиЛ-ММЗ-4505 производства "Электроприбора" в г. Каменец-Подольский Хмельницкой обл., что на Украине. Ассортимент был очень скуден, два типа самосвалов да тягач с двумя видами полуприцепов. Первая промышленная модель ЗиЛ-130, тем не менее. Штамп 1992 года на коробке.

P. P. S. Ну и в дополнение к предыдущим постам, я забыл, что Саратов выпускал ещё и модель трактора МТЗ-82. Этот выпуска нулевых, целиком из пластика.

2727
9 комментариев

Очень круто! Спасибо, что учли просьбу по фотографиям) 

2
Ответить

Интересно, пять рублей в 88-м году, это много или мало? Вот в моём детстве, если правильно помню, пять рублей стоил батон белого.

Ответить

Хм, учитывая, что средняя з/п на 1988 год колеблется в районе 180-200 рублей (в разных источниках по-разному), то батон получается одна сороковая. Так, прошёлся по своей кухне, нашёл кастрюлю 1,5 л. за 90 коп., вилку за 15 коп., книжку с рецептами за 1 р. 50 коп. Но ценообразование в СССР было другим, конечно.

Ответить

кабина заваливается назад

Такое ощущение, будто ему холодная вода за шиворот попала

Ответить

Большое спасибо, что поделились! В детстве видел парочку таких, сейчас редко увидишь такие модели, еще и в таком качестве! Очень круто!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Каких именно? Тут много трехосников)

Ответить