Как мы выпускали книжку "Косплей: построение личного бренда и продвижение в инстаграм"
Всем привет! Сегодня хочу поделиться с вами опытом, который может быть некоторым полезен. А именно, опытом самостоятельного продакшена книги.
Я уже рассказывал, что моя жена Юлианна занимается косплеем, а я периодически ей помогаю. Об этом можно прочитать тут и тут и мемчик тут. Но я не рассказывал, чем мы занимаемся помимо хобби, а это важно для понимания контекста. Моя профессия не особо тут пригодилась - я Art-adviser (игровая индустрия). А вот о профессии и опыте моей жены нужно рассказать: 8 лет опыта работы, интернет-маркетолог, PR-менеджер, журналист... а еще у нее несколько запущенных проектов связанных с косплеем. Она умница, спортсменка, комсомолка и просто красавица... не хвастовства ради.
Как все началось
Полтора года назад моя жена начала понемногу делиться с собратьями-косплеерами своим опытом в маркетинге и продвижении. Тема оказалась очень востребованной и обширной. В какой-то момент объем ее знаний перестал влезать в статьи, а отвечать бесконечно на одни и те же вопросы просто надоело. Потому моя жена вместе с коллегой решили объединить и упорядочить свой опыт под обложкой книги. И понеслась...
Что нужно сделать
- Написать книгу
(на это ушло 370 дней)
- Сверстать книгу
- Сделать дизайн обложки
- Нужно быть юридическим лицом (либо заключить с таковым договор), которое имеет право на реализацию книжных изданий. Тут пригодился я.
- Продумать и реализовать рекламную кампанию
- Напечатать книгу
- Купить для нее номер ISBN, а также присвоить ей правильные библиотечные коды и авторский знак
- 16 копий передать государству (в книжную палату, библиотеки и т.д.);
Список кажется коротким, но на деле каждый из этих пунктов не самая простая задача.
Как это сделать
О, тут начинается самое интересное.
Первая же мысль - пойти к издателю. Но...
Если вы не готовы со старта реализовать хотя бы 1000 экземпляров, то вам будет сложно дождаться от издательств хотя бы внятного ответа, не то что предложения о сотрудничестве. И это понятно, бизнес есть бизнес.
Нам ответили. Условия у разных издателей разные. Но все они "прекрасны".
Вот что нам предлагали:
1. Полностью или частично оплатить тираж. Вот только сумма обычно запрашивается в разы больше, чем вы заплатите, если пойдете к типографии напрямую. Минимально у нас просили 300к за 200 экземпляров.
2. Собрать на крауде миллион. МИЛЛИОН. Т.е. создать оборот бестселлера для узконишевой книги. И роялти вам выплатят 10-15%.
3. Издательство напечатает тираж за свой счет, но в этом случае роялти у вас будет 5%, если не умеете договариваться, или около 10%, если умеете. И это неплохой вариант для обучающей литературы. Если забыть о том, что на рекламу и продвижение книги вам придется выложить деньги из собственного кармана. И пока вы не продадите эту 1000 экземпляров, вас ждет жесткий прессинг со стороны издательства.
Мой опыт работы с книжными издательствами не принес мне ничего хорошего. Качество работы «профессиональных» верстальщиков тоже оставляет желать лучшего. Книги делаются с откровенными косяками + еще за все услуги по законам рынка с вас как автора сдирают в три шкуры.
Самиздат
С самиздатом через онлайн площадки типа Лит.Рес дела обстоят чуть получше. Здесь и роялти повыше (25-35%), и есть возможность заказать печатный тираж. Но у вас будет меньше опций для оформления книги, а качество печати, скорее всего, будет средненькое.
В чем минусы такого подхода? Несмотря на заманчивость публикации книги в различных маркетплейсах, реального профита это может и не принести. Ваши продажи все также будут в ваших руках, а вот трафик покупателей вместо вашей площадки будет уплывать к маркетплейсам. К тому же, если вы хотите выпустить печатную книгу, начинать с электронной версии недальновидно. Не зря большинство крупных издательств делает релиз электронной версии только через 2 месяца после выхода печатной книги - пиратство никто не отменял.
Что мы делали и что можем посоветовать
Итак, если вы оказались в похожей с нами ситуации – узкий нишевый специалист, который хочет передать свои знания через книгу, то вот вам пошаговая инструкция как стоит и не стоит поступать.
- Первое, что вам нужно сделать, это собрать статистику по своей аудитории, чтобы понять сколько реально экземпляров вы сможете продать. Печатать меньше 200 экземпляров не особо имеет смысл.
- Найдите типографию с приемлемым ценником. Внимательно изучите отзывы о типографии, попросите договор (нормальное место вам его предоставит еще до вашей просьбы вместе с расчетом), оговорите сроки печати и доставки. В нашем случае нам подошла типография Т8. Без косяков не обошлось, но в целом хорошая клиенториентированность.
- Прикиньте платежеспособность аудитории и себестоимость книги. Не забывайте, что себестоимость – это не только печать, но и доставка книг до вас, работа корректора, дизайнера, верстальщика, художника, упаковка книг для доставки, рекламная кампания. Ну и наценочку нужно хоть какую-то сделать. Прикиньте, потянет ли аудитория такую цену. Если не потянет, то нужно думать, как снизить себестоимость или отказываться от этой идеи.
- Будьте готовы, что вам придется отказаться от цветных картинок в книге и твердой обложки. Также, чтобы запросить просчет у типографии, вам нужно будет хотя бы примерно прикинуть количество страниц в книге.
- Вам нужно юр.лицо, которое имеет право на реализацию книжной продукции. Нет, самозанятость не подойдет. Если вы не являетесь юр.лицом, то вам необходимо будет заключить с реализатором договор о предоставлении неисключительной лицензии. И налог с дохода вам потом тоже нужно будет выплатить. Здесь мы оказались упакованы мной как юр.лицом.
- Если все это вас не остановило, то ищите корректора, верстальщика и дизайнера обложки. В нашем случае мы укомплектованы и корректором, и верстальщиком, и дизайнером, и художником. Собственно, что и стало одним из решающих факторов для создания книги самостоятельно.
- Если вы решили просто накачать в книгу и на обложку картинок из интернета, делайте это с официальных стоков, пусть и бесплатных. Чтобы не получить по шапке от контролирующих органов, вам нужно указать в выходных данных книги источник картинок и основание их использования (лицензия, платная или бесплатная).
- Опять же, чтобы не получать по шапке, выходные данные вашей книги должны содержать ISBN, коды УДК, ББК и авторский знак. ISBN можно приобрести в книжной палате, но это довольно долгое и муторное занятие. Проще его купить у типографии. У нее же можно заказать отправку 16 обязательных экземпляров в книжную палату. Здесь не забудьте проверить как подлинность самого ISBN, так и поступили ли в итоге экземпляры в книжную палату (не ранее чем через месяц после отправки). Коды УДК, ББК и авторский знак вы можете подобрать по классификаторам самостоятельно и бесплатно.
- Подберите площадку для продажи вашей книги. Я бы рекомендовал создать лендинг с прикрученным магазином. И я очень сильно не рекомендую делать как мы – собирать предзаказ через крауд. Почему? Ссылка на крауд вместо тысячи слов Вот тут. С телефона эта крауд-площадка мягко говоря "неудобная" (а поскольку мы редиректим основной трафик из Инстаграм, то 90% у нас открывают ссылку именно с телефона) попробуйте дойти хотя бы до корзины, не говоря уже про оплату. Но это на самом деле цветочки по сравнению с тем, какую жесть нам пришлось пройти на всех этапах заключения договора с платформой.
- И самое главное, запланируйте рекламную кампанию. Подумайте, где живет ваша ЦА, к чьему мнению она прислушивается, как сможет находить вашу книгу и что склонит человека к покупке.
А вот что в итоге получается с книжки
Вот так. Может кто хотел напечатать свою книгу? После окончания крауда я смогу рассказать о том как мы это все делали и какие трудности у нас были.