WINTERSANDS: Сценарий

Сначала было слово – у нас, как у всех. С вами j.s., я в своей шапочке сценариста и расскажу, как пишется текст для WINTERSANDS. Вот вся правда, как есть!

Эти сценарии сами себя не напишут.<br />
Эти сценарии сами себя не напишут.

НАЧАЛО

​Повзрослела автор – повзрослела героиня.
​Повзрослела автор – повзрослела героиня.

WINTERSANDS – мое первое родео в мире игр. Я с детства хотела стать писателем, но никогда не думала, что сяду за что-то интерактивное. Часть сюжета и персонажей игры изначально были книжкой «Хранители стихий». Она начиналась с того, что в игре осталось за кадром: а именно, как Хранители подростками попали в волшебный мир.

WINTERSANDS: Сценарий

Потом в киосках появился комикс W.I.T.C.H. (Чародейки), где девочки-подростки управлялись со стихиями и параллельным миром. Я бухнулась на колени и завопила «NOOOOOOOOOOO!», потому что кто-то придумал мою идею до меня. В чем тогда вообще смысл жизни?

К счастью, когда вырастаешь, мысль о том, что ничто не ново под солнцем, перестает быть личным проклятьем. К тому моменту, как я вспомнила об Агате, существование успешных франшиз на тему волшебных ребят и стихий меня уже не смущало. Релапсы расстройства от того, что я что-то неосознанно копирую, все еще случаются – например, когда в 2019 году я увидела прическу Капитана Марвел из комиксов (концепт Агаты был давно готов к тому времени). Связь с инфополем работает бесперебойно! Все, что я могу сделать – не заимствовать умышленно и нагло что-то, что принадлежит другим.

​Я не нарочно!<br />
​Я не нарочно!

Но вот 2015 год, и я играю в Starfighter:Eclipse – визуальную новеллу по веб-комиксу Starfighter (LGBTQ+, 18+), и мысль приходит ко мне! Почему бы не превратить Агату и Ко. из книжки в визуальную новеллу?

Оказалось, это психологически сложно: из одной истории сделать несколько. Как сценаристы RPG-игр хладнокровно пишут своих персонажей не только героями (парагон), но и негодяями (ренегат), для меня пока загадка. Есть и страх, что вновь придуманные в дополнение к основной линии альтернативы выйдут не такими интересными, потому что основная остается one true story в сердце. Мне помогло отпустить исходный сюжет совсем. По принципу эволюции (выживет сильнейший) я оставила самых харизматичных персонажей и начала с чистого листа – будь что будет!

​Время приключений!
​Время приключений!

НАДО ПРОСТО СЕСТЬ И –

Подождите, идет мыслительный процесс…​
Подождите, идет мыслительный процесс…​

Если я пытаюсь представить себе игру в виде облака и нащупать границы всех веток сюжета, мне всегда становится не по себе. Да как вообще можно с этим справиться? Хочется бросить все и делать другое, как в меме с оглядывающимся парнем, где его девушка – WINTERSANDS, а вторая девушка – другие проекты.

Попытки разобраться в хронологии собственного мира. <br />P.S. По-прежнему без понятия, сколько у меня живут эльфы.​
Попытки разобраться в хронологии собственного мира.
P.S. По-прежнему без понятия, сколько у меня живут эльфы.​

Ладно, думаю я, как это делают другие? Как грамотно сделать игру с сюжетными развилками и не запутаться? Я сразу вспоминаю впечатляюще четкие схемы прогресса, как в меню сохранения игры Detroit: Become Human.

Прекрасная простота.​
Прекрасная простота.​

Встает дилемма: с одной стороны, нужна подробная канва сюжета, потому что в игре с несколькими альтернативами без этого никак. Но, с другой, для меня жизнь текста в спонтанности, и такой аутлайн меня ограничивает и парализует, будто как только он появился, я не смею отступить ни влево, ни вправо.

​Попытка сделать разбивку по уму на рулоне бумаги для факса. <br />Спонсор показа – trickster.kaja, которой я, оказывается, его отдала и забыла.
​Попытка сделать разбивку по уму на рулоне бумаги для факса.
Спонсор показа – trickster.kaja, которой я, оказывается, его отдала и забыла.

Это состояние творческого запора я называю Blank Paperitus (по-русски, вольно – синдром пустой страницы; термин придумала не я). Конечно же, оно надуманное, потому что в итоге это я контролирую весь сюжет, я не в Голливуде и не ограничена ни бюджетом, ни заказчиком, ни ожиданиями других (мы отказались от краудфандинга как раз для того, чтобы нервно не потеть под гнетом ожиданий тех, кто дал нам денег).

Что помогает? Вспомнить, что эта логика строится на ложной предпосылке: что есть некий правильный способ писать сценарий, что есть законы жанра или медиума, что что-то и как-то можно, а другое - нельзя. Мысли мудрого человека на этот счет:

«Да никто на самом деле ничего не знает, поэтому делай по-своему, счастливее будешь». (с) Тайка Вайтити в интервью к фильму «Кролик Джоджо»

«По-моему» выглядит так:

На отдельных листах удобно писать на коленке в метро ​
На отдельных листах удобно писать на коленке в метро ​

Эти неформальные листочки дают мне ощущение свободы и еще открытой возможности все поменять. Как только текст перепечатан в файл со сценарием, он кажется торжественно финальным (хотя и в него еще миллиард раз вносятся изменения).

А так выглядит наш сценарий​
А так выглядит наш сценарий​

Процесс небыстрый, и я часто встреваю из-за неуверенности в том, что иду в правильном направлении и не знаю, куда оно меня приведет (раз я выбрала больше спонтанности). Есть еще один прием, от еще одного из мудрейших людей. Это Нил Гейман, и в своем эссе «Art Matters» он советует такую уловку: если ты не уверен, что сможешь что-то сделать, притворись человеком, который это может. Это действительно работает на первых порах! Потому что если я человек, который может справиться со сценарием игры, чего мне сомневаться в себе?

Остается всего три задачи: (1) дать каждому персонажу эфирное время, (2) проследить, чтобы характер каждого персонажа максимально проявлялся через его/ее/их реплики, и (3) сделать это с помощью минимального кол-ва выражений и фонов, чтобы выжать каждую картинку по максимуму, но не выжать художника.

​И экспрессия, и реплика на высоте :^)
​И экспрессия, и реплика на высоте :^)

А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?

Про случайные заимствования сказала, скажу и о том, что питает и влияет на мою писанину. В основном это вещи, которые по-новому, неожиданно или свежо переосмысливают свой жанр, форму или стиль. Что-то, что видишь, и глаза раскрываются, и челюсть падает, и думаешь: А что, так можно было? И – я тоже так хочу!

​Полка сейчас. Жаль, что не могу показать свои комиксы (я в переезде).
​Полка сейчас. Жаль, что не могу показать свои комиксы (я в переезде).

Вот немногое из того, что на меня вдохновляет в плане текста и истории:

  • Из театра: Кориолан (постановка театра Donmar Warehouse), Ангелы в Америке (постановка National Theatre), Сон в летнюю ночь (постановка Эммы Райс в The Globe), Гамильтон (в комментариях не нуждается).
  • Из комиксов: Saga (фэнтези-мотивы, но современные проблемы и отношения), Sandman (мифология во всевозможных видах), ODY-C (космическая одиссея гомеровским гекзаметром!), Sunstone (на первый взгляд эротика, на второй – романтика, и один из лучших примеров комиксов с живыми диалогами и отменным юмором)
  • Из других игр: Dream Daddy (обожаю их диалоги), DBH (для меня это кино, и актеры реальные, и это пример того, как одни и те же персонажи могут правдоподобно совершать радикально разные поступки), Mass Effect 1-3 (здорово прописано социальное устройство разных рас).

А еще вдохновляют люди, которые дают мастер-классы, интервью с писателями в журнале Paris Review, и с писателями комиксов – в двухтомнике Writers on Comics Scriptwriting.

САМА СЕБЕ РЕДАКТОР

Хотя я юрист по образованию, работаю я сейчас переводчиком. И бесценнейшее средство редактирования, которое пришло из этой работы (в том числе) – читка текста вслух. Вот что дает этот лайф-хак:

  • вслух читаешь медленнее, чем про себя, поэтому обращаешь больше внимания и на детали, и на целое, т.е. на каждую фразу, дальше – ее место в диалоге, и в общем стиле повествования
  • всплывают не только опечатки, грамматические и пунктуационные ошибки, но и места, которые вслух не звучат – если в диалоге так никто бы не сказал, это не годится
  • ловятся non sequitur’ы: обрывы в логике, реплики невпопад или не о том (хотя они мощь, если вставлены сознательно – т.е. если персонаж вдруг говорит то, о чем на самом деле думает).

Полезно читать быстро, чтобы увидеть, где запинаешься, и устрашить окружающих, т.к. это выглядит и звучит, будто вызываешь сатану. А с чувством читать тем более здорово, хоть и времязатратно. Но это того стоит! В WHA’EVER STUDIOS это делаем со сценарием и я, и trickster.kaja, и это лучший путь, потому что свой глаз замыливается в процессе.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Как вы заметили по скриншотам, весь оригинальный текст сценария пишется на английском языке. Подозреваю, что так мне легче потому, что основной контент – сериалы, книги, подкасты и др. – я потребляю на английском, так что все сочные новенькие разговорные фразы в моей голове берутся оттуда.

WINTERSANDS: Сценарий

Хотя я работаю переводчиком, это не очень помогает! Русскоязычная версия WINTERSANDS дается мне нелегко: я не так много сижу в рунете, а для бесконечно смешащих меня 1000 и 1 употреблений слов «стекло» и «дед» от креативных людей в ВК никак не находится места в сценарии. Начитанное в подростковом возрасте фэнтези на русском тоже не лучший помощник – многие фэнтези-термины и имена часто звучат сосисочно (мой аналог английского cheesy или corny), используется устаревшая лексика (дабы, ибо – самые частые примеры). Наконец, редок стилистически и лексически хороший фанфикшен, из которого можно набрать фраз и слов, хотя тут я не спец (в основном читаю английский).

Короче, сложно. Но, надеюсь, не бросается в глаза. В ходе адаптации русской Сцены 1 (демо-версия) с меня сошло минимум пятьдесят потов, а потом, после метких как всегда правок trickster.kaja, еще пятьдесят. Я мечтаю о редакторе русского текста и, как только будет бюджет на такого замечательного человека, первой выйду на хэд-хантинг.

WINTERSANDS – КОМИКСЫ

Участники наших пабликов знают, что один комикс уже начался. WS GAMEKEEPER – это спин-офф про темную магию, монстров из Пропавших земель, а еще про гендер. Gamekeeper переводится как «егерь» (от «game» - «дичь»). В переносном смысле это удачнейшее называние, потому что комикс помогает процессу разработки «игры» (основное значение слова «game») WINTERSANDS, расширяя картину ее мира.

WINTERSANDS: Сценарий

Т.к. WS GAMEKEEPER – моя песочница (поэтому визуально комикс не так отполирован, как игра, я рисую его сама), процесс в его случае немного дикий и совсем спонтанный: иногда я сначала пишу диалоги и описания для странички, иногда сразу рисую раскладку (thumbnail).

​Пример страницы (фрагмента), которая родилась из скетча, а не из скрипта.
​Пример страницы (фрагмента), которая родилась из скетча, а не из скрипта.

Но это не единственный комикс! Для тех, кому понравится игра, планируются еще приквел-комиксы про каждого из Хранителей. Конечно, разработка игры в приоритете, но кое-что уже есть и по ним.

​Пара страниц из сценария и скетч для вдохновения
​Пара страниц из сценария и скетч для вдохновения
Мысли про внешний вид персонажей​
Мысли про внешний вид персонажей​
WINTERSANDS: Сценарий

Писать сценарий игры и сценарий комикса – работа очень похожая. В игре есть музыка и возможность менять персонажам реакции на каждую реплику, но зато в комиксе можно показать больше локаций, движение, магию, ведь ограничений формата нет.

Одновременно делать и игру, и комиксы – это челлендж, но они поддерживают и дополняют друг друга (и я учусь в процессе!). Это шанс вынести вселенную WINTERSANDS из моей головы в реальность благодаря труду моих друзей и интересу играющих и читателей. У меня куча идей и планов, готовьтесь :^)

А следующий пост будет про дизайн!

11 показ
365365 открытий
5 комментариев

очень посмеялась с истории про комиксы W.I.T.C.H :D 
могу сказать, что ни разу не возникло мысли о том, что похоже на них! )))

Ответить

Лучше использовать какой-то онлайн-мудборд вроде Miro для аутлайнов, а не рулон бумаги — тот же функционал, но версия XXI века, а не берестяная писанина. И смущает сходство с Кэрол Дэнверс, причём, не причёска даже, а вообще всё, начиная от телосложения, типажа и заканчивая одеждой, явно не в плюс игре. 

Ответить

Спасибо за наводку на мудборд! Не факт, что мне подойдет, потому что мне часто удовлетворительней физически написать руками (на экране все не так осязаемо), но попробую, вдруг это, наконец, то самое! :^)

 Агата еще и по шеям надавать может как Дэнверс! Но мы сделали свой выбор - а сходство выяснилось пост-фактум, когда я полезла смотреть, о чем будет фильм "Капитан Марвел", и наткнулась на эту картинку. Я не читаю этот комикс, и ничего о ней не знала до кино. Спорно, не в плюс ли это - ведь она популярный персонаж, наверняка не в последнюю очередь благодаря этой внешности. Что поделать, если и мы неосознанно тяготели к ней! ¯\_(ツ)_/¯

Ответить

спасибо за интересную статью!)
подскажите, в какой проге пишете сценарий?

Ответить

Я пыталась выпендриться и сделать в Scrivener, но в итоге старый добрый Word) Потому что Scrivener типа удобный тем, что можно сделать себе доску и все заметки и ресерч пихать в один проект, но это платная программа, она делает странные резервные копии в миллион штук на компе, и вообще. В ворде есть все, что надо :)

Ответить