Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

В последнее время многие игровые компании начали заниматься слияниями и поглощениями, и Nintendo тоже не стала исключением. Но какие активы есть у «Большой N» сейчас? Разбираемся.

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Идею данной статьи мы позаимствовали у редакции DTF, когда увидели их материал о студиях Microsoft и Sony. Было как-то странно не увидеть в списке «Большую N» со множеством её студий, так что мы решили это исправить.

Перед чтением советую заварить чаю и включить хорошую музыку. Время чтения статьи — 15 минут.

В целях сокращения статьи тут представлены исключительно те студии, которые занимаются разработкой и издательством игр и софта (за исключением iQue, которая реорганизуется). Сюда не добавлены подразделения, занимающиеся только железом, звуком, парками развлечений или другими побочными задачами.

Внутренние студии Nintendo (Nintendo EPD)

Начнём мы с крупнейшей студии Nintendo «Nintendo Entertainment Planning & Development», занимающейся разработкой ведущих франшиз компании.

Студия состоит из 11 подразделений, которые появились при реорганизации четырех бывших внутренних студий Nintendo Research and Development (R&D) и пяти студий Nintendo Software Planning & Development (SPD). Реорганизации случились в 2004 году при президенте Nintendo Сатору Ивата, а также в 2015-м при президенте Сюнтаро Фурукава.

Nintendo EPD Production Group № 1

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2004

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: Astral Chain, Advance Wars, Brain Age, The Wonderful 101 (кроме Remastered)

Сотрудничество: Bayonetta, Detective Pikachu, Endless Ocean, Fire Emblem, Pokémon, Picross, Soma Bringer, Style Savvy, Tokyo Mirage Sessions, Xenoblade Chronicles

В разработке: Bayonetta 3 (Platinum Games) , Xenoblade Chronicles 3 (Monolith Soft)

Когда в 2004 году подразделения Nintendo SPD1 и Nintendo R&D расформировали, из бывших сотрудников появилось подразделение Nintendo EPD1. Оно отвечает за работу со сторонними разработчиками в Японии. Например, с их поддержкой разрабатывались Astral Chain, Bayonetta 2, Fire Emblem, Pokemon, Xenoblade и другие.

Нынешний руководитель EPD1 Хитоси Ямагами начинал свою карьеру в 1989 году как программист в подразделении Nintendo R&D1. Он проявил себя как талантливый создатель игр, благодаря чему не раз продвигался вверх по службе.

Со временем он поднялся до должности менеджера по работе со сторонними разработчиками, но при этом продолжал работать над собственными играми. Создал успешную серию игр Dr. Mario, а также руководил серией Game & Watch Collection для Nintendo DS.

В 2004 году он пришёл на пост руководителя Nintendo EPD1, где проявил себя уже как отличный продюсер и партнёр. Например, он сыграл большую роль в разработке Xenoblade Chronicles, которую делала студия Monolith Soft, только что перешедшая из Namco в Nintendo. Директор игры Тэцуя Такахаши решил вырезать часть игры, чтобы уложиться в дедлайн, но Ямагами продлил сроки разработки, и геймдизайнер смог сделать игру такой, какой задумывал.

Nintendo EPD Production Group № 2

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2015

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: Yoshi's Crafted World, Kirby's Epic Yarn, Mario Tennis, Mario Sports Superstars, Snipperclips, Mario Party, Super Smash Bros

Сотрудничество: Mario & Sonic at the Olympic Games, Mario + Rabbids

В разработке: Mario + Rabbids Sparks of Hope (Ubisoft)

Подразделение, как и EPD1, работает со сторонними разработчиками. Но в отличии от EPD1, отвечает в основном за спин-оффы ведущих серий Nintendo, таких как Mario и Yoshi.

О работе подразделения известно мало, но известно, что руководит им Тосихару Изуно, который начинал карьеру в команде отладки софта. Mother 2 (1995) стала первой игрой Nintendo, над которой он работал. Затем он строил карьеру как координатор и продюсер многих игр компании.

Nintendo EPD Production Group № 3

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2004

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: The Legend of Zelda, Hyrule Warriors, Link’s Crossbow Training

В разработке: The Legend of Zelda: Breath of the Wild 2

Одно из самых известных подразделений Nintendo. Оно разрабатывает игры серии The Legend of Zelda.

Руководитель подразделения Синья Такахаси пришел в компанию в 1989 году в качестве работника по графическому дизайну и компьютерной графике. Участвовал во многих проектах Nintendo сначала в качестве дизайнера, а затем и продюсера.

Другое важное лицо подразделения — Эйдзи Аонума, заместитель Синьи Такахаcи, главный продюсер и руководитель франшизы Zelda. Он пришёл в Nintendo в 1988 году на должность графического дизайнера, а затем перешёл в Nintendo EAD для работы со сторонними компаниями. Свою работу над франшизой Zelda он начал в качестве помощника режиссёра Ocarina of Time, затем работал содиректором над Majora’s Mask и директором The Wind Waker и Twilight Princess.

Nintendo EPD Production Group № 4

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2015

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: Miitopia, 1-2-Switch, Labo, Ring Fit, Game Builder Garage

В разработке: неизвестно

Молодая команда, которая разрабатывает экспериментальные игры по типу 1-2-Switch, Ring Fit Adventure и наборов Nintendo Labo.

Подразделением руководит Коити Кавамото, который присоединился к компании в 1997 году в качестве программиста Nintendo EAD. Там он создал несколько игр, которые стали прототипом для серии Wario Ware. Затем перешёл в Nintendo SPD, где руководил разработкой игр для казуального рынка.

Кавамото также курировал разработку Nintendo Switch и, как видно по играм 1-2-Switch, Labo и Ring Fit, его подразделение старается по полной использовать все технологии гибридной консоли.

Nintendo EPD Production Group № 5

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2004

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: Animal Crossing, Sports, Splatoon

В разработке: Splatoon 3

Самые значимые и сверхпопулярные франшизы команды — Wii Sports и Animal Crossing. Помимо них подразделение работает над серией Splatoon, которая стала известной киберспортивной дисциплиной.

С 2019 года подразделением руководит Ая Кёгоку, которая пришла в компанию из студии Atlus в 2003 году. Она начинала карьеру в качестве сценариста The Legend of Zelda: Four Swords Adventures и Twilight Princess, а позже стала работать над серией Animal Crossing.

Хисаси Ногами — продюсер серии игр Animal Crossing и Splatoon и второе по важности лицо подразделения. Он присоединился к Nintendo в 1994 году. Во время своего первого полноценного проекта Yoshi’s Island, Ногами занимался дизайном персонажей и задних фонов.

Nintendo EPD Production Group № 6

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2015

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: Donkey Kong, Metroid Prime, Paper Mario, Luigi’s Mansion

В разработке: Metroid Prime 4 (Retro Studios)

Третье подразделение наряду с EPD1 и EPD2, которое работает со сторонними разработчиками. Студия была сформирована из Nintendo R&D1 и Nintendo SPD3. Она помогала разрабатывать игры студиям Retro Studios, Next Level Games, Nintendo Software Technology и Intelligent Systems.

Подразделением руководит Кенске Танабе, который присоединился к Nintendo в 1986 году. Его первым проектом стала Yume Kojo: Doki Doki Panic, которую позже перевыпустили в переделанном виде для европейской аудитории, сменив название на Super Mario Bros. 2. В 2003 году он стал продюсером и руководил франшизами Metroid Prime, Paper Mario, Donkey Kong и Chibi-Robo.

Nintendo EPD Production Group № 7

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2015

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: Metroid (2D) , WarioWare, Rhythm Heaven, Tomodachi Life

В разработке: неизвестно

Раньше это была команда Nintendo SPD1, которая занималось самостоятельной разработкой игр, но после реорганизации она превратилось в EPD7 и стала привлекать для работы сторонние студии. Например, последние две игры подразделения: Metroid Samus Returns и Metroid Dread были разработаны при сотрудничестве с MercurySteam.

Ёсио Сакамото, руководитель EPD7, работает в Nintendo в 1982 года. Первой его работой стали бочки для игры Donkey Kong (Game & Watch) . За свою карьеру работал над графикой и дизайном множества игр для Game & Watch, Game Boy, NES и других приставок Nintendo.

Постепенно он начал продюсировать игры WarioWare, Rhythm Heaven и другие, а позже стал руководить серией Metroid. Несмотря на свою высокую должность, он до сих пор трудится в качестве продюсера над некоторыми играми (Metroid Samus Returns, Metroid Dread) .

Nintendo EPD Production Group № 8 (EPD Tokyo)

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2004

Расположение: Токио, Япония

Известные франшизы: Super Mario (3D) , Captain Toad: Treasure Tracker, Flipnote Studio

В разработке: неизвестно

Третье важнейшее подразделение наряду с EPD3 и EPD5. Отвечает за разработку основных 3D-игр по франшизе Super Mario.

Изначально студия называлась EAD Tokyo и привлекала новых талантливых работников из Токио, потому что в Киото стало сложнее подбирать кадры.

Первой игрой студии стала Donkey Kong: Jungle Beat в жанре 2,5D-платформера. Сигэру Миямото увидел потенциал в новой команде и одобрил идею одного из сотрудников по созданию 3D-игры в серии Mario.

Несмотря на неуверенность молодой команды, их новую игру Super Mario Galaxy горячо приняли игроки и критики. Она до сих пор остаётся одной из самых высокооцененных игр, а EPD Tokyo закрепилась в качестве одного из ведущих подразделений Nintendo.

Подразделением руководит Коити Хаясида, который присоединился к Nintendo в 1999 году. Его первым полноценным проектом, в котором он был одним из главных программистов, стала игра Super Mario Sunshine (GameCube) . После этого Хаясида работал над всеми основными 3D-играми в серии Super Mario.

Nintendo EPD Production Group № 9

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2015

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: Mario Kart, ARMS, Nintendogs

В разработке: Mario Kart 8 Deluxe DLC: Booster Course Pass

Подразделение EPD9 — продукт слияния Nintendo EAD и Nintendo SPD. Помимо прочего разрабатывает игры по типу Mario Kart Tour для мобильных платформ.

Самые значимые франшизы этой команды это сверхпопулярные Mario Kart и Nintendogs. Также EPD9 разработало одну из первых игр для Nintendo Switch – ARMS.

Подразделением руководит Коскэ Ябуки, пришедший в компанию в 2005 году. Начинал в качестве геймдизайнера The Legend of Zelda: Twilight Princess, а вскоре стал директором франшизы Mario Kart. Именно во время его руководства вышли Mario Kart 7 и Mario Kart 8.

Nintendo EPD Production Group № 10

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2004

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: New Super Mario Bros, Pikmin, Mario Maker

В разработке: неизвестно

Подразделение разрабатывает специфические спин-оффы вроде New Super Mario Bros. и Pikmin. Команда также разрабатывала Super Mario Run для мобильных платформ. Студию дополняли сотрудниками из Nintendo R&D2 и EAD.

После успеха New Super Mario Bros. DS и Super Mario Bros. Wii студия лишь частично помогала другим внутренним студиям, но вскоре ей доверили разработку сиквела Super Mario Maker.

Подразделением руководит Хироюки Кимура, который присоединился к Nintendo в 1988 году. Он начинал карьеру в Nintendo R&D1 с дизайна некоторых врагов для Super Mario Bros. 3, а также работал над задним фоном одной из локаций для Super Metroid.

После эры Nintendo 64 Кимура стал продюсером серии игр Super Mario Advance, Big Brain Academy, New Super Mario Bros. и серии игр Pikmin.

Nintendo EPD Production Group № 11 (Smart Devices)

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2015

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: Fire Emblem Heroes, Dragalia Lost, Dr. Mario World

В разработке: неизвестно

EPD11 — мобильное подразделение. О нём мало что известно, кроме того, что оно разрабатывает некоторые игры для смартфонов.

Студией руководит Хидеки Конно, работающий в Nintendo с 1986 года. В свои первые годы он разрабатывал Mario Kart, а позже аппаратное обеспечения для Nintendo 3DS. Когда Nintendo вышла на рынок мобильных устройств, Конно стал руководить всеми мобильными играми, начиная с Super Mario Run.

Внешние студии Nintendo

В этой части статьи речь пойдёт о дочерних компаниях Nintendo. Эти компании принадлежат Nintendo на правах собственности и полностью подчинены ей.

Стоит отметить, что некоторые из компаний настолько интегрированы в производственный цикл большой Н, что могут считаться внутренними студиями, однако по юридическим причинам относятся к внешним.

Nintendo Software Technology (NST)

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 1998

Расположение: Редмонд, США

Известные франшизы: Mario vs. Donkey Kong, Metroid Prime Hunters, Captain Toad: Treasure Tracker, SnipperClips

В разработке: неизвестно

Подразделение создаёт игры Nintendo, ориентированные на рынок Северной Америки, хотя игры также выпускаются в Европе и Японии.

В основном студии доверяют разрабатывать спин-оффы серий Super Mario, Donkey Kong и Metroid Prime. Недавно студия разрабатывала Super Mario 3D World + Bowser’s Fury.

Командой руководит Сигеки Ямасиро, который работал в японском подразделении Nintendo во время эры SNES. Его первой игрой была авиасимулятор F-Zero, где он занимался программированием.

Nintendo European Research & Development (NERD)

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2003

Расположение: Париж, Франция

Известные франшизы: Virtual Console, Classic Edition, Mario Kart Live: Home Circuit

В разработке: неизвестно

Подразделение состоит из команды инженеров и математиков, занимающихся решением прикладных задач на низком уровне. Изначально они оптимизировали качество видео для студий Sony Pictures Digital и Paramount, а также для консолей Nintendo Game Boy Advance, Nintendo DS и Nintendo Wii.

Ранее компания носила названия Actimagine и Mobiclip, пока в 2011 году её не купила Nintendo и переименовала в NERD. После покупки команда разрабатывала эмуляторы Nintendo DS и Nintendo Wii для приложения виртуальной консоли Wii U. Также эта студия ответственна за 3D-дисплей для New Nintendo 3DS, Nintendo Labo VR Kit и эмуляторы Kachikachi и Canoe для NES и SNES Classic Edition.

Учредителями компании являются два математика Александре Делаттре и Жером Ларье. Первый отвечает за менеджмент, а второй руководит отделом разработок и исследований.

1-Up Studio

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2000

Расположение: Токио, Япония

Сотрудничество: Super Mario (3D) , Animal Crossing, Mana, Flipnote Studio

В разработке: Неизвестно

Студия основана в 2000 году выходцами из Square (ныне Square Enix) и до 2013 называлась Brownie Brown. С тех пор студия разрабатывала многие игры совместно с Nintendo, например, Super Mario Odyssey, Animal Crossing: New Horizons, Ring Fit Adventure и другие.

С момента основания и по сей день студия остается дочерней компанией Nintendo. Однако некоторые игры, разработанные 1-UP, являются интеллектуальной собственностью других компаний, например Sword of Mana (GBA) , Heroes of Mana (DS) , Fantasy Life (3DS) и другие.

Руководит компанией Масару Нисита, который занимает должность менеджера по прогрессу разработки и работает в Nintendo с 1994 года. Изначально он пришёл в компанию на должность специалиста по графическому дизайну и работал над аппаратным дополнением Super Game Boy для SNES.

iQue

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2002

Расположение: Сучжоу, Китай

Известные франшизы: нет

В разработке: неизвестно

Подразделение iQue появилось как совместное предприятие Nintendo и крупного тайваньского предпринимателя Вэй Йена. Изначально компания создавалась исключительно для вывода консолей Nintendo на рынок Китая, так как по Китайскому законодательству продавать игровые устройства населению могли только китайские производители. При этом консоли iQue ничем не отличались от консолей Nintendo, кроме шильдика компании. Единственным исключением стала iQue Player, которая представляла собой сильно видоизмененную версию Nintendo 64

Со временем этот закон отменили, и в 2013 году Nintendo стала единственным владельцем компании. Тем не менее, компания продолжила распространять консоли под брендом iQue до 2018 года, пока не прекратился выпуск 3DS.

С тех пор iQue занимается поддержкой и локализацией игр на упрощённый китайский. Однако, в 2019 году начался найм разработчиков, программистов и тестировщиков, что может говорить о превращении компании в ещё одну студию-разработчика Nintendo.

Monolith Soft

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 1999

Расположение: Токио, Япония

Известные франшизы: Xenoblade Chronicles, Xenosaga, Soma Bringer, Baten Kaitos

Сотрудничество: Splatoon, Animal Crossing, The Legend of Zelda

В разработке: Xenoblade Chronicles 3, неизвестный новый проект

Тэцуя Такахаси — ключевая фигура студии и один из её основателей. Он начинал карьеру в компании Square (ныне Square Enix) , где со своей женой Танакой (Soraya Saga) работал над играми серии Final Fantasy, а затем над собственной игрой — Xenogears.

Xenogears оказалась коммерчески успешной игрой и обрела фанатскую базу. Но Square Enix не стала финансировать дальнейшую разработку серии, а все ресурсы направила на фильм Final Fantasy: The Spirits Within и другие игры серии. Проекты Такахаши остались без финансирования и всякой творческой свободы, поэтому он и несколько других сотрудников покинули компанию и основали собственную студию.

Monolith Soft зародилась в 1999 году в Йокогаме, как дочерняя компания Namco. В этот период появились франшизы Xenosaga и Baten Kaitos, благодаря которым студия стала известной. Тогда же Nintendo в первый раз заинтересовалась студией, но до полноценного сотрудничества не дошло.

Раскол Namco и Monolith Soft начался в начале 2000-х, после смены руководства Namco и достиг пика в 2006 году, когда образовался холдинг Bandai Namco Entertainment. Под руководством нового крупного владельца претерпела изменения и сама Monolith Soft. Сотрудники почувствовали, что стало меньше творческой свободы, да ещё и коммерческий провал Xenosaga Episode III поставил крест на всей серии.

В этот момент компания получила моральную поддержку от Синдзи Хатано, исполнительного директора Nintendo. Благодаря ей руководство Monolith Soft решило отделиться от Bandai Namco и стать частью Nintendo, в которой она получала творческую свободу в обмен на эксклюзивность.

В 2007 году студия перешла под крыло Nintendo. При этом Bandai Namco сохранила за собой права на все старые франшизы и 16% акций студии. К 2011 году Nintendo выкупила остаток акций.

На данный момент Monolith Soft — самая крупная внешняя студия-разработчик Nintendo. И судя по портфолио на сайте студии, Nintendo уже долгое время доверяет ей свои самые известные франшизы.

Точно известно, что студия занималась работой над открытым миром для The Legend of Zelda: Breath of the Wild и сейчас работает над Breath of the Wild 2 совместно с Nintendo EPD-3. Также студия работала над Animal Crossing, всеми играми Splatoon и многими другими играми Nintendo.

Работа студии не ограничивается только помощью Nintendo. Собственный флагманский проект студии — Xenoblade Chronicles насчитывает уже 3 игры, а в конце июля выйдет четвёртая игра — Xenoblade Chronicles 3. Также компания сообщила, что ведёт работу над новой игрой в стилистике западного фэнтези.

NDcube

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2000

Расположение: Токио, Япония

Известные франшизы: Wii Party, Mario Party, Animal Crossing: Pocket Camp

В разработке: неизвестно

Компания появилась как совместное предприятие между Nintendo и крупнейшей рекламной фирмой Японии — Dentsu. От этого и взялось «ND» в названии. В то время 78% акций компании принадлежали Nintendo, 13,3% — Dentsu, а остальные 8,7% — другим акционерам.

До 2003 года NDcube занималась небольшими играми для GBA и GameCube. После 2003 компания по каким-то причинам прекратила выпуск игр, а часть сотрудников разошлась по разным студиям.

В 2010 году Nintendo выкупила акции компании у Dentsu и других акционеров и начала реструктуризацию и найм персонала. В реструктуризированную NDcube, перешли многие сотрудники Hudson Soft и Monegi. С тех пор компания работает над серией Mario Party.

Next Level Games

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2002

Расположение: Ванкувер, Канада

Известные франшизы: Mario Strikers, Luigi’s Mansion, Punch-Out!

В разработке: неизвестно

Канадские мастера разрабатывают консольные игры с 2002 года. Первая спортивная игра студии про хоккей NHL Hitz Pro (2003) для приставок PlayStation 2, GameCube, and Xbox понравилась и критикам, и игрокам. С тех пор она работала со многими издателями, включая Nintendo, Activision, Ubisoft и Sega.

Первым совместным проектом с Нинтендо стал Super Mario Strikers для GameCube, а через пару лет Mario Strikers Charged для Wii.

В 2021 году Nintendo купила 100% акций Next Level Games и сделала её своей дочерней компанией.

После покупки студия занялась разработкой Mario Strikers: Battle League, которая вышла в этом месяце. Это уже третья игра серии после почти 15-летнего перерыва.

Retro Studios

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 1998

Расположение: Остин (Техас) , США

Известные франшизы: Donkey Kong Country, Metroid Prime, Mario Kart 7

В разработке: Metroid Prime 4

Retro Studios основал ветеран игровой индустрии Джефф Спангенберг в 1998 году. Из-под его заботливых рук вышел платформер Aero the Acro-Bat (1993), а также он продюсировал платформер Zero the Kamikaze Squirrel (1994).

В том же 1998 году Джефф обратился за помощью к Нинтендо, которые согласились финансировать студию, чтобы та выпускала игры для зрелой аудитории для GameCube.

Для Нинтендо такой союз не впервой. Студия Джеффа Iguana Entertainment (она же в будущем Acclaim Studios Austin) уже разрабатывала для Nintendo 64 шутер Turok: Dinosaur Hunter (1997).

Под руководством Джеффа студия начала работать сразу над четырьмя играми: MetaForce, NFL Retro Football, Car Combat и Raven Blade.

В 2000 году в офис студии с проверкой пришёл Сигэру Миямото. Он остался недоволен творящимся хаосом и качеством игр. И может быть всё закончилось для Retro Studios плохо, но Миямото приметил движок для игры MetaForce. Ему показалось, что движок отлично подойдёт для новой игры из серии Metroid. Он отменил все четыре игры и бросил все силы команды на Metroid Prime.

Metroid Prime от студии вышла в 2002 году на GameCube и сразу получила успех. Игра разошлась по миру в количестве 2,8 миллионов копий и была захвалена игроками и критиками. Это была первая игра в серии, которая стала использовать вид от первого лица и трехмерную графику.

SRD

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 1979

Расположение: Киото, Япония

Сотрудничество: Donkey Kong, Super Mario Bros. , Excitebike, The Legend of Zelda, Star Fox, Yoshi’s Island, Animal Crossing, Wii Fit, Ring Fit Adventure

В разработке: неизвестно

Изначально компания помогала Nintendo с разработкой своей первой домашней консоли Famicom (NES) . Но в итоге участвовала в программировании очень многих популярных франшиз Nintendo и помогала с созданием почти всех домашних консолей.

При этом, несмотря на долгое сотрудничество и расположение в одном здании с Nintendo, студия считалась независимой. Она была приобретена Nintendo в 2022 году.

Президент SRD — Тосихико Накаго. Его первой игрой была Donkey Kong, где он занимался программированием. Вскоре он стал принимать участие во всех играх The Legend of Zelda, Super Mario Bros, Wii Fit и почти всех частей Animal Crossing.

Кэйрэцу (формально независимые)

Прежде чем переходить к следующим студиям, стоит знать о таком экономическом явлении Японии как Кэйрэцу.

Если упрощать, то Кэйрэцу — это конгломерат компаний, которые ведут свои дела вокруг большой компании (в данном случае вокруг Nintendo) . Фундаментальные связи между собой не позволяют этим компаниям работать отдельно, но при этом в вопросах управления бизнесом они остаются независимыми друг от друга.

Самые крупные Кэйрэцу формируются вокруг банковских и холдинговых предприятий, например: Mitsubishi (Mitsubishi Motors, Nippon Oil, Nikon) , Tokai (Daihatsu, Suzuki Motor, Toyota) , Mitsu (Sony Group Corporation, Toshiba, Fuji Photo Film) и другие.

То есть сразу определимся, что нижеописанные компании не являются собственностью Nintendo и не находятся в её подчинении напрямую. Но при этом они связаны с Nintendo каким-либо известным или неизвестным нам образом, который делает их её вечными сателлитами.

При этом такой способ сотрудничества даёт компаниям определённую свободу. Например, Nintendo финансирует некоторые не слишком прибыльные свои игры и проекты через эти компании, что позволяет не вызывать лишние вопросы у инвесторов. Думаю, что люди, которые немного разбираются в экономике, уже поняли, что ниже речь пойдёт о достаточно тёмной стороне японской экономики и Nintendo в частности.

HAL Laboratory

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 1980

Расположение: Токио, Япония

Известные франшизы: Kirby, BoxBoy! , Picross 3D, Part Time UFO

В разработке: неизвестно

HAL Laboratory изначально была независимой студией, разрабатывающей игры для различных платформ, но в 1991 году столкнулась с финансовыми трудностями. Nintendo спасла компанию от банкротства на том условии, что Сатору Ивата станет президентом HAL Laboratory. Впоследствии Ивата стал президентом Nintendo.

Интересен момент контроля над брендом Kirby. В 2000 году Ивата покинул пост директора компании и, видимо, посчитали опасным оставлять Kirby в руках независимой HAL. Поэтому в 2001 году Nintendo и HAL создали совместную (50/50%) компанию Warpstar, которой передали полномочия управления франшизой.

Сейчас студия базируется в здании Nintendo, и её сотрудники работают рядом с Nintendo EPD. Это не мешает им разрабатывать игры для других платформ. В первую очередь для мобильных — под брендом HAL Egg.

Intelligent Systems

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 1989

Расположение: Киото, Япония

Известные франшизы: Fire Emblem, Paper Mario, Wars

В разработке: Advance Wars 1+2 Re-Boot Camp, Fire Emblem Warriors: Three Hopes (Omega Force)

Intelligent Systems всегда шла рука об руку с Nintendo и изначально состояла из одного человека, которого Nintendo наняла для портирования ПО Famicom Disc System на картриджи для NES. Долгая совместная работа позволила компании стать чем-то вроде вспомогательного подразделения Nintendo, которое активно помогало с разработкой и портированием игр.

Превращение компании в полноценную студию-разработчика началось в конце эры Famicom, когда они выпустили свои первые игры — Famicom Wars и Fire Emblem, разработанные совместно с Nintendo. Успех и известность студия получила в 2000 году с выпуском первой Paper Mario.

The Pokémon Company + Game Freak + Creatures

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 1998, 1989, 1989

Расположение: Токио, Япония

Известные франшизы: Pokémon, Mother, Pokkén, Detective Pikachu

В разработке: Pokémon Scarlet and Violet

Пожалуй, самая запутанная структура, связанная с Nintendo. Если разбираться, как в ней что устроено, то понадобится отдельная подробная статья. А ведь многие закулисные вещи неизвестны никому, кроме высшего менеджмента этих компаний. Поэтому тут будет просто общее описание этих трёх компаний и их функций.

Game Freak — это студия-разработчик, известная по серии Pokemon. Была основана как независимая студия, а впоследствии получила поддержку от Сигэру Миямото. Именно при поддержке «отца Марио» компания выпустила первых Покемонов, после чего и начались её долгие отношения с Nintendo. До сих пор является главным разработчиком игр серии.

Creatures — изначально называлась Ape и разрабатывала игры вроде Game Freak. Именно в этой студии разработаны Mother и Mother 2. В 1995 году Ape прекратила существование, а на её основе появилась компания Creatures, которая помимо разработки игр играла важную роль в управлении брендом Pokemon. В 2020 году она поглотила студию Ambrella, которая разрабатывала дополнительные игры серии Pokémon.

The Pokémon Company — отвечает за глобальное управление брендом и издательством игр Pokémon. Именно в ней принимаются решения о лицензировании, съемке фильмов и аниме, выпуске мерча и прочих продуктов. Компания начала свою деятельность в 1998 году и находится в равной собственности у Nintendo, Game Freak и Creatures (по 33%) .

На данный момент остаётся загадкой, насколько большое влияние Nintendo оказывает на все три компании.

Genius Sonority

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2002

Расположение: Токио, Япония

Известные тайтлы: Pokémon Colosseum, The Denpa Men, Pokémon Café Remix

В разработке: неизвестно

Студия была основана третьим президентом Nintendo Хироси Ямаути. Её задачей является создание игр вроде Pokémon Stadium.

Первой игрой от Genius Sonority стала Pokémon Colosseum для Nintendo GameCube. Вскоре компания разработала пару продолжений для Colosseum, а также разработала ещё несколько игр по Покемонам для Nintendo DS и Nintendo 3DS.

Вместе с тем у студии есть и собственная независимая серия игр The Denpa Men, выпускающаяся в Японии для приставок Nintendo.

Студией руководит Манабу Ямана. Изначально он работал в Square Enix где помогал в разработке Dragon Quest VII в 2001. Спустя год, после перехода в Nintendo, Ямане доверяют создание Pokémon Colosseum, где он выступил в качестве режиссера.

Sora

Большая N: Какими студиями владеет Nintendo на данный момент

Год основания: 2005

Расположение: Токио, Япония

Известные франшизы: Super Smash Bros.

В разработке: неизвестно

Очень маленькая, но очень важная студия для Nintendo, которая состоит из двух людей: Масахиро Сакурая и его жены Митико. Изначально компания была создана для разработки третьей части серии игр Super Smash Bros, но благодаря Sora Ltd. были сделаны и последующие игры серии Super Smash Bros.

Студией руководит Масахиро Сакурай. Изначально он работал в HAL Laboratory, где создал дизайн Kirby для своего первого проекта Kirby’s Dreamland. После успеха и выпуска нескольких игр о Kirby, Сакурай захотел сделать файтинг в необычном стиле. Во время его разработки Nintendo дала право Сакураю использовать своих популярных персонажей, таких как Super Mario, Pikachu, Donkey Kong и т. д. Так и появился Super Smash Bros.

Митико Сакурай также работала в HAL Laboratory, где в роли дизайнера принимала участие в создании Kirby’s Star Stacker. После создания Sora она помогает своему мужу с дизайном меню и интерфейсом для многих игр.

Итого

25
Студий трудятся ради Nintendo. Из них 20 студий являются её собственностью и ещё 5 её вечные сателиты.

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на подсайт Nintendo, чтоб не пропустить интересные материаллы, а также присоединяйтесь к сообществу в Discord!

Над статьёй работали:

Arekanderu: Иллюстрации, EPD1, EPD2, EPD3, EPD4, EPD5, EPD7, EPD8, 1-Up, iQoe, Monolith Soft, HAL Laboratory, Intelligent Systems, структура Pokémon Company, финальная редактура

MegaGazon: EPD6, EPD9, EPD10, EPD11, NST, NERD, SRD, Genius Sonority, Sora

Лебедь о кино: Редактура, Next Level Games, Retro Studios

Sergei Arapov: Редактура

Rucama Nuqavan: Особая благодарность за помощь с разделом Кэйрэцу и уточнение источников

Оглавление

188188
77 комментариев

Очень интересная статья, спасибо Arekanderu и всем кто участвовал в этом

26

Ранее компания носила названия Actimagine и Mobiclip, пока в 2011 году её не купила Nintendo и переименовала в NERD.Самый лучший ребрендинг в истории :D

20

Retro Studio
NERD
Next Level Games
1-UP Studio

Как бы намекают кто там в разработчиках.
У Сони внутренние студии называются по городам, если не ошибаюсь.

10

Splatoon, которая пусть и не завоевала сверхпопулярность на рынке

Позвольте, у первой пять лямов на вию, у второй тринадцать на свиче. Это ж очень круто, Splatoon точно одна из самых мощных новых франшиз их.

14

И правда. Поправил.

3

одна из самых мощных новых франшиз их.

А какие новые франшизы были за последние 10 лет?

Митико Сакурай также работала в HAL Laboratory, где в роли дизайнера принимала участие в создании Kirby’s Star Stacker. После создания Sora она помогает своему мужу с дизайном меню и интерфейсом для многих игр.Чтобы вы понимали.

13