Мысли после прохождения Xenoblade Chronicles 3

Мысли после прохождения Xenoblade Chronicles 3

Существуют разные игры. Игры, к которым мы бежим после работы за очередной порцией расслабления и тепла. Игры, разжигающие в нас дух азарта и соперничества. Игры, стимулирующие нашу природную любознательность и чувство первооткрывателя. В конце концов игры, удерживающие нас у экрана до поздней ночи из-за очередного сюжетного поворота. А есть игры вдохновляющие. После их прохождения миллион мыслей в голове, смешанные в один бесконечный, депрессивный лабиринт, будто исчезают и вместо них возникает путь, прямой, яркий и понятный. Такие игры лично я встречал крайне редко, поэтому дорожу ими больше всего. И Xenoblade Chronicles 3 - как раз такая игра.

Небольшая предыстория

Впервые я узнал о серии Xenoblade Chronicles после выхода второй части. В глаза бросился отличный визуальный дизайн и интригующее описание мира (парящие в небе города - о чем еще может мечтать школьник). Я с детства любил JRPG, хоть и играл в них крайне редко, поэтому один из первых эксклюзивов Nintendo Switch сразу заинтересовал меня. Оставалось лишь раздобыть новую консоль от “Большой Н”. На это у меня ушло 5 лет. Я за это время успел закончить школу, не закончить универ и устроиться на работу. А в 2022 году и новая часть подоспел ну я и решил, что лучше брать пока горячее. Увиденное меня шокировало. Далее присутствуют небольшие спойлеры, в целом я буду обходиться максимально общими формулировками.

Молодого кыргыза, играющего в Super Famicom, не нашел, поэтому пусть будет казах
Молодого кыргыза, играющего в Super Famicom, не нашел, поэтому пусть будет казах

Я бы мог вам рассказать о завязке сюжета, о боевой системе, об открытом мире, в общем о том, ради чего люди вообще приходят в игры, но не буду, а вместо этого сосредоточусь на том, какой след игра оставила в моей видеоигровой жизни. Что после прохождения отложится в моей памяти ярким воспоминанием на всю жизнь. Хочу лишь напомнить вам о том, что эта игра - это такой же продукт человеческого творчества, а значит у него не может не быть недостатков, ровно как и он не может понравиться всем и каждому.

Приключение начинается!
Приключение начинается!

Война бесконечностей

Центральный конфликт Xenoblade 3 - это противостояние двух концепций бессмертия: Уробороса и Мёбиуса. Главных героев и злодеев соответственно. Изначально я подумал, что символы для противоборствующих сил были выбраны как-то странно. И тот и другой символ означает в целом одно и то же: научная модель вечности и змей, находящийся в вечной погоне за собственным хвостом. Но все вопросы исчезли, когда авторы начали углубляться в мироустройство.

Герои познают лор биологии
Герои познают лор биологии

Вечное “сейчас”

Примерно так звучит манифест Мёбиуса, таинственной организации сильных мира сего. Они несут с собой вечность, монотонную и предсказуемую. Их желание отложить будущее “на потом” было так сильно, что они оказались способны перекроить саму ткань мира, навсегда остановив в нем течение времени.

Уроборос же символизирует вечность через перерождение, открытую к изменениям. Идеи Уробороса живут веками, передаваясь из поколения в поколения, каждый раз обретая новую форму. Пока в мире существуют люди, желающие изменить статус кво, Уроборос будет жить.

Как вы уже могли понять, главная сюжетная линия Xenoblade Chronicles 3 посвящена критике консерватизма. Причем консерватизма не политического или социального, а первородного, психологического. Это игра о страхе перемен и о неизвестном завтра. При этом авторы относятся к людям с закостенелым сознанием с пониманием, показывая, как травмирующий опыт в прошлом приводит к страхам в настоящем. Игра как бы говорит “будущее может быть пугающим, в нем можно совершить кучу ошибок, в том числе самую большую - остаться в бесконечном “сейчас” и превратиться в безэмоционального безумца, ищущего развлечение в аморальных забавах”. В каждом из нас живет этот страх, в каждом из нас есть частичка Мёбиуса.

Консерва
Консерва

Часто в японских произведениях антагонистом выступает не персонифицированный злодей, а абстрактные человеческие эмоции, получившие физическую форму. Ярким примером такого подхода послужит другая серия JRPG - Persona. Что Nyx в третьей части, что Yaldabaoth из пятой - это не личности, у них нет собственных желаний, это воплощение настроений человеческого общества. То же самое касается антагониста Xenoblade Chronicles 3. Мёбиус не является ни сообществом, ни персоной, это скорее концепт, живущий в человеческом сознании с древнейших времен. Каждый раз, когда вы боитесь что-то изменить или открыть новое - это ваш маленький, внутренний Мёбиус одержал очередную победу.

Yaldabaoth
Yaldabaoth
Arcana is the means by which all is revealed
Arcana is the means by which all is revealed

Противопоставляется консерватизму преемственность. Авторы понимают, что нет ничего плохого в идеях, живущих тысячелетиями, самое главное не переступать черту, когда подобные идеи начинают препятствовать развитию и становятся ограничением свободы индивидуумов. Старшие поколения же вместо того, чтобы диктовать каждый шаг молодым и насаждать им свои единственно верные идеалы, должны по возможности делиться мудростью и помогать с непростым выбором. Пока концепции прошлого открыты к изменениям и модернизации, пока они способны адаптироваться под переменчивый мир, эти концепции стоит защищать.

Мысли после прохождения Xenoblade Chronicles 3

О чем думают люди, покидая этот мир с улыбкой ? Может они хотят нас утешить ? “Я ухожу раньше, но ты не смей вешать нос!” Я долго размышлял об этом. Но когда я увидел, что даже ОНА ушла с улыбкой, я понял. Эта улыбка означает надежды, вверенные нам теми, кто ушел. Это надежды на лучшее будущее.

Этот блок временно не поддерживается

Темы консерватизма и перемен пронизывают каждую сюжетную арку, они становятся основным лейтмотивом всей игры. В одной линейке квестов лидер поселения должен побороть скептицизм своих подчиненных в новой, выбранной им политике. В другой раскрывается трагическая судьба человека, на которого выпало несчастье родиться в привилегированной семье с высокими ожиданиями. В третьей мы становимся свидетелями того, как старые заклятые враги садятся за один стол и начинают кооперироваться для решения общих проблем. В четвертой нам и вовсе предлагается в буквальном смысле столкнуться с неповоротливой машиной бюрократии. Все эти квесты по-своему проливают свет на основную проблематику игры, благодаря чему она раскрывается более обширно и разносторонне.

Новые начинания
Новые начинания

Ксеноблейд 3 оказалась игрой, чьи идеи я могу с легкостью понять, потому что лично прошел через многое, о чем повествует игра. Страх за будущее, отсутствие перспектив, желание забиться в свой темный уголок и никогда не вылезать из него, тяжесть расставания. В конце концов, я живу в Кыргызстане и не понаслышке знаю, что такое консервативное азиатское общество. Это всё проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Кто-то увидит параллели с окружающим миром, особенно в наше неспокойное время, кто-то найдет в персонажах себя, кто-то и вовсе воспринимает игру как критику японского общества и корпоративной культуры страны восходящего солнца. На поверхности казавшись эпосом о столкновении двух миров, в глубине Xenoblade Chronicles 3 оказалась очень личной историей.

Главное встретить будущее с высоко поднятой головой
Главное встретить будущее с высоко поднятой головой

Проблема выбора

Другая тема, которая идет рука об руку с консерватизмом - это сложность выбора. Выбор пугает, выбор заставляет думать, выбор может оказаться неверным. Иногда так и хочется переложить ответственность за свою жизнь на некие “высшие силы”. “Так зачем вообще нужна свобода выбора, если она доставляет столько неприятностей ? Не будет ли лучше, если жизнь человека станет примитивной, прямолинейной и лишенной любого выбора ?” спрашивает Мёбиус.

Мысли после прохождения Xenoblade Chronicles 3

В Xenoblade Chronicles 3 повествование строится на тайне происхождения мира, на интриге и саспенсе. Разработчики аккуратно разложили сюжетные биты по всему хронометражу, чтобы игрок получал новую информацию и оставался вовлеченным в своеобразное расследование на протяжении долгих часов. Это близит игру с произведениями, вроде Attack on Titan и Made in Abyss, где львиную долю удовольствия так же получаешь от разгадки основной головоломки. В подобных историях мир имеет свойство становиться комплекснее, и стартовая, примитивная мотивация “жить так, как сказали старшие” перестает работать для героев. Это похоже на то, как дети, обретая все новые знания о человечестве, теряются в комплексности нашего мира.

Примерно с теми же чувствами на своем пути сталкиваются и герои игры. Если в начале ни над чем сложным им задумываться не приходилось, то ближе к середине игры партия вынуждена принимать моральные решения. Как воспринять то, что старые друзья уже совсем не друзья ? Злиться ? Обвинять себя ? Даже сами герои не всегда рады сталкиваться с подобным выбором. Раскрывается это в квесте Ланза, одного из главных героев. Это квест о том, как простой военный с одними мускулами на уме учится принимать все тяготы свободы. Соблазн вернуть все к примитивному, черно-белому миру силён, но герои, прошедшие через военное рабство, лучше всех понимают, что даже самый сложный выбор лучше, чем отсутствие выбора.

Наглядный пример сложности выбора от Ланза:

анжуманя или прес качат ? анжуманя или прес качат ?!!!

Страх смерти

Авторы Xenoblade Chronicles 3 и множество других японских разработчиков очень любят западную философию 19-20 веков. Как и создатели Persona в третьей части серии, сценаристы XC3 сделали идеи экзистенциализма неотъемлемой частью истории своей игры. “Лишь приняв тот факт, что жизнь конечна, человек способен найти настоящий смысл в своем существовании” сказала Айгис в финале Persona 3.

У третьей Персоны много общего с XC3.

Заново найти себя предстоит не только главным героям, но и персонажам, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей игры. Кто-то противится изменениям и пытается жить как раньше, кто-то наконец получает шанс реализовать свои таланты. В новом мире пригодятся самые разные навыки.

Персонажи Xenoblade Chronicles 3 живут бесконечной войной, мысли о предназначении редко посещают их головы. Есть только один смысл - сражаться за свою родину. Но что происходит, когда герои узнают, что в этой войне невозможно победить, что вся их жизнь была лишена смысла. Они конечно поначалу растеряются, но смогут найти новый смысл, об этом ведь и говорится в трудах экзистенциалистов. Однако, ко всему этому сверху прибавляется еще то, что героям осталось жить пару месяцев.

В мире игры каждый человек покидает этот мир после истечения определенного времени. Этот суровый концепт позволил авторам создать невероятную драму вокруг одного из основных персонажей. Смерть с каждым днем приближается к нему и мы видим, к каким сильным переживаниям это приводит. Герой начинает задумываться, какие свидетельства о своем существовании он оставит после своей смерти.

Мысли после прохождения Xenoblade Chronicles 3

Фильмы или книги о том, как кто-то проживает свои последние дни, всегда были крайне популярны. Веселая девушка ищет себе грустного парня, чтобы провести свое последнее лето. Мы все смотрели этот фильм, даже если у него разные названия. И мне нравится такое кино, хоть и понимаю, что гарантированная смерть персонажа в конце - это слишком прямолинейный способ вызвать отклик у зрителя/читателя.

Х/ф Достучаться до небес
Х/ф Достучаться до небес

Но в Xenoblade Chronicles 3 акценты расставлены чуть иначе. Тут нет классического момента, где персонаж перед смертью решает отправиться в парк развлечений/на море, чтобы начать жить на полную. Вместо этого умирающего героя разрывает чувство пустого существования, а желание оставить что-то после себя сжигает изнутри. Этот страх приводит к одной из лучших и эмоционально сильных сцен в игре, где случайно брошенная фраза “я понимаю каково это” становится триггером для развития сразу нескольких персонажей. В английском языке есть прекрасное слово “subtle”, которое сложно перевести на русский, но которое отлично подходит для описания всей сцены.

Мысли после прохождения Xenoblade Chronicles 3

Эта сюжетная ветка получилась самой тяжелой в XC3. Существует не так много игр, изображающих страх смерти как важный элемент нарратива. В большинстве историй смерть - это то, с чем предстоит справляться оставшимся в живых людям. Бороться с чувством утраты и одиночеством, суметь найти новый стимул к жизни - смерть в фикции обычно об этом. Поэтому, когда нам дают взглянуть на смерть глазами человека, к которому эта смерть приближается, у меня это вызывает сильные эмоции.

Любовь

Я люблю романтические линии в JRPG. Мне кажется естественным то, что персонажи, прошедшие вместе огонь и воду, начинают испытывать друг к другу нечто большее, чем обычное уважение. Учитывая большой упор на теме связей персонажей в партии, развитие романтических отношений в сюжете было лишь вопросом времени. И они развились, причем так, что мы получили один из лучших дуэтов в жанре (по крайней мере из тех, которые я видел). Отношения Ноа и Мио - важнейшая движущая сила истории. В их химию по-настоящему веришь, потому что эти персонажи на протяжении всей истории не перестают влиять друг на друга. В их отношениях то и дело возникают теплые и уютные моменты, моменты недопонимания и моменты откровения. Такая динамика очень много добавляет к правдоподобности.

Oh you
Oh you

Вот я вам и рассказал максимально коротко, о чем эта игра лично для меня, особо не вдаваясь в то, что в ней происходит, чтобы вы лично, если еще не прошли игру, смогли пережить события. Игра по-настоящему масштабна, все 130 часов моего геймплея были наполнены сложным нарративом, который еще предстоит расшифровать. Сюжетную арку каждого персонажа можно разбирать отдельно, материала спокойно хватит на отдельный пост. Я надеюсь, что затронутые в игре темы срезонируют с вами и вы сможете в полной мере насладиться Xenoblade Chronicles 3 во всем великолепии. Ну а сейчас я перейду к неформальной части, где коротко и в общих чертах поделюсь впечатлениями об игре.

Общие мысли об игре

Кто следит за аниме-онгоингами , тот знает, что 2022 год был безумно жарким. Редко когда в один год выходит столько достойных тайтлов. И до декабря статус лучшего аниме 2022 года в моем личном топе смело занимал Bocchi The Rock! А в декабре я начал проходить Xenoblade Chronicles 3, свою первую игру в метафраншизе Xeno.

Прости меня, розовое создание...
Прости меня, розовое создание...

Квесты

С первых же часов я заметил одно важное отличие XC3 от множества других JRPG - сильный упор на сайдквесты. Так уж исторически сложилось, что сайдквесты в японских РПГ имели рудиментарный характер. Перед XC3 я проходил Fire Emblem Three Houses и там сайдквесты были таким же наполнителем игровым идентичным оригиналу. В мейнстриме, вроде FF7R сайдквесты также не несли особой смысловой нагрузки. В то же время в западных ролевках сайдквесты стали чуть ли не главным блюдом в игре (что привело к ужасной деградации основного квеста).

В этом плане Xenoblade Chronicles 3 мне напоминает именно западный дизайн, так как от всего моего 130 часового прохождения, половину времени я выполнял сайды. Причем какие сайды! Многие из них начинаются как рядовые поручения “подай-принеси”, но позже они перетекают в большие цепочки квестов, по-своему раскрывающих тему принятия перемен. Правда раскрываться вся мякотка местной системы сайдквестов начинает ближе к 40-50 часу игры, что в РПГ на сотни часов не так критично. Жаль только в сайдах мало озвученных диалогов, но об озвучке позже.

Ты главное общаться не забывай
Ты главное общаться не забывай

Если нарративно к сайдам у меня претензий нет, то вот к их дизайну то и дело возникали вопросы. Вопросы к их однообразию. Каждый квест включает в себя обязательную битву с мобами, ту мини-игру из Ведьмака 3, где нужно следовать за запахом, поиск чего-то в открытом мире, и проклятый сбор ресурсов. Иногда хочется, чтобы квест отправил тебя исследовать секретную локацию, чтобы в детективной истории наш выбор хоть на что-то влиял, чтобы в финале квеста ждал уникальный босс (как Hell House из FF7R). Это все в игре есть, вот только этого мало для такой большой игры.

Геймплей

Вторым откровением стал открытый мир. А точнее, его неземная красота. Я не большой любитель открытых миров, в первую очередь из-за примитивного и плоского левел дизайна. Именно поэтому мир Xenoblade Chronicles 3 навсегда останется в моем сердце. Айониос, мир XC3 - это страшный сон ландшафтного дизайнера. Горы ? Зачем так скучно, пускай игрок забирается на ладонь огромного робота. На горизонте то и дело маячит какая-то причудливая форма, разжигающая интерес внутреннего исследователя. Ближе к концу игры правда это чувство исследования пропадает и ты начинаешь просто методично телепортироваться между точками интереса.

Идешь ты такой, а тут красиво становится

Боевая система оставила смешанные впечатления. Она интересная и комплексная, особенно её пошаговая часть, называемая Chain Attack. В ней много свободы, всегда приходится принимать сложные решения и самое главное, она разнообразна. Обычная боевая система тоже не лишена тактики, я всегда искал способы максимизировать урон в секунду. Но на среднем уровне сложности едва ли вы найдете себе достойного соперника в мире игры. Однако выбивать максимальный урон в Chain Attack все равно безумно азартно, даже если противник уже давно нокаутирован (я пока максимальный выбивал 4 миллиона). Еще во время боя можно переключаться между персонажами (следовательно и классами), но я этим пользовался редко. Не только потому что я люблю играть исключительно за дамагеров, но и потому что в пылу битвы сложно разобрать, на кого ты переключился.

Кто даст больше ?!
Кто даст больше ?!

Я знаю, что у игры есть билдостроительный потенциал. Какие-то безумцы научились выбивать под 400 млн урона за одну Chain Attack. Даже я смог собрать пару эффективных билдов, но на этом все и закончилось. Желание копаться в миллионе шмоток к 100 часу пропадает подчистую. А вам ведь еще предлагают менеджить не одного персонажа, а сразу шестерых. Это слишком много для моего казуального мозга, воспитанного пошаговыми JRPG. А ведь в игре можно вообще свой класс собрать, но я к этому даже не притрагивался.

Здесь же расскажу о прокачке. Когда речь заходит о JRPG, то большинству первым на ум приходит бездумный гринд на десятки часов. И это несправедливо, потому что гринд в японских ролевках перестал быть проблемой еще в 90ые. В FFVI, если вы не хотели выполнить доп. квест по убийству всех драконов, вы могли сразу лететь к финальному боссу, когда такая возможность появлялась, минуя пару часов прокачки в лесу динозавров. В современных JRPG совсем другая проблема - это постоянный перекач, и Ксеноблейд 3 тут не исключение. Я всегда превосходил сюжетных боссов минимум на 5 уровней, что делало битвы с ними не такими интенсивными. Причем в игре нет рандом-энкаунтеров, то есть можно максимально избегать рядовых битв с мобами, но вы все равно будете перекаченным.

Сена, мы выносим всех боссов одной Чейн Атакой, куда еще качаться ?
Сена, мы выносим всех боссов одной Чейн Атакой, куда еще качаться ?

Эстетика

Красиво
Красиво

Музыка. Музыка в Xenoblade Chronicles 3. Она мне совсем не понравилась, ставлю ей 0/10. Ясунори Мицуда, ты вообще куда смотрел, твоя нынешняя тема битвы с Мёбиусом никуда не годится, слышишь? Напиши мне еще 10 похожих треков, с таким же сочетанием хора и рока, и я, так уж и быть, выберу из них наименее худший. Повтори то же самое с Weight of Life. Потом все в телегу скинь.

Худшая тема босса в истории видео игр >:(

Отдельно я бы еще хотел отметить актеров английского дубляжа. Они проделали восхитительную работу. В их игре нет фальши, во все драматичные моменты актеры отыгрывают все эмоции до последней. Голос Мио я и вовсе готов загрузить в нейросеть и до конца своей жизни общаться через динамик с акцентом британской кошко-девочки. И как же обидно, что продюсеры решили не вкладываться в полную озвучку всех диалогов. Сайдквест, где партия героев была отравлена куском мяса, заиграл бы новыми красками. Но, это видимо проклятие жанра, ничего тут не поделаешь.

WOTAH!!!

Не отходя от кассы хотел бы воздать почести аниматорами и режиссёрам катсцен. У них получилось по-настоящему захватывающее зрелище. И я не только про экшен сцены, которые здесь эпичные и дорогие (серьезно, местный камерамэн иногда выдает что-то невероятное), но и о детальной мимике персонажей в эмоциональных моментах. Не удивительно, что половину всех титров занимает анимационный стафф. За последние годы мы видели множество хорошо анимированного, трехмерного, игрового аниме, но анимация персонажей (то, что аниматоры называют character acting) в Xenoblade Chronicles 3 мне кажется еще долго будет стандартом качества.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что игра получилась без недостатков. Как и говорил в начале, идеальных игр не существует, потому что их создают не идеальные люди. В XC3 тут и там встречаются острые углы, где-то бюджета не хватило, где-то баги ломают погружение. Но мне очень понравилась игра и минусы для меня в таком случае не играют большой роли. Я не о минусах буду вспоминать спустя годы.

>:(
>:(

Подытожим

Xenoblade Chronicles 3 - это игра невероятного масштаба, и в количественном плане и в качественном. Я не могу вспомнить другую JRPG с десятком часов дорогих, срежиссированных катсцен. На этом поле конкуренцию игре могут составить только самые амбициозные проекты от Square Enix (ждем FF16). Но самое главное, у Nintendo и Monolith Soft получилась игра большой мысли. Закопавшись в человеческую психологию, они выстроили прочный фундамент, понятный каждому, и уже поверх него начали возводить дом из множества образов и концепций. Я надеюсь, что этот дуэт не остановится на достигнутом и продолжит проливать свет на самые темные участки нашего сознания. Xenoblade Chronicles 3 напомнила мне, почему не стоит бояться перемен в жизни, даже если кажется, что худший исход предрешен.

Их боялись даже чеченцы...
Их боялись даже чеченцы...

Когда-нибудь я доберусь до остальных игр в серии Xeno.

8.6K8.6K показов
2.5K2.5K открытий
44 репоста
61 комментарий

٩(◕‿◕。)۶٩(◕‿◕。)۶٩(◕‿◕。)۶

Ответить

XENOBLADE!
XENOBLADE!
XENOBLADE!
٩(◕‿◕。)۶٩(◕‿◕。)۶٩(◕‿◕。)۶

Ответить
Ответить

Хорошо написано. Обычно в отзывах о Xenoblade видел похвалу атмосферы и сеттинга, а вот со стороны концепций мало кто подходил. Спасибо, заинтересовал =)

Ответить

Ай как хорошо, спасибо! Полностью поддерживаю каждое слово.

Ответить

Поддерживаю твои слова, поддерживающие мои слова!

Ответить