Особенности Shin Megami Tensei V

Рассмотрю отличия SMT V от предыдущих игр серии MegaTen, поэтому пост будет интересен тем, кто уже знаком с ними, задумывается о покупке пятой номерной части SMT, а также людям, желающим немного лучше разобраться в механике игры. Вопросов графики, музыки, сюжета касаться не буду. Скажу сразу – играть стало в разы удобнее, но легче.

Leyline Founts

Начнем с игрового мира - перемещать болванчика с видом сверху придется всего несколько раз, а посещать камерные локации, как в DDS, или играх Persona, не нужно. Игра теперь больше завязана на непосредственном исследовании игрового мира и уничтожении врагов - магазин, место для скрещивания демонов, исцеления и сохранения неотрывны от мест для сражения с демонами и находятся в одной контрольной точке Leyline Founts. Нет нужды в бектрекинге для закупа или сохранения, всегда есть возможность нажать одну кнопку и телепортироваться к последней контрольной точке и сделать все свои дела. Исследовать бесшовный мир интересно, локации неоднообразные, запоминающиеся, напичканы множеством ресурсов, а также по всей карте разбросаны Mimans.

Leyline Founts - контрольные точки, которые помогут нам в прокачке ГГ
Leyline Founts - контрольные точки, которые помогут нам в прокачке ГГ

Mimans – спрятанные на карте дьяволята, за нахождение которых дают очки Glory. Их можно потратить в World of Shadow на Miracles – т.е. приобретение способностей, делающих ГГ и его демонов сильнее. Это местный аналог Apps из SMT IV. За повышение уровня их теперь не дают, но игра дает много альтернативных способов их получения – нахождение Mimans, амальгамы, выполнение квестов, убийство Nigi Mitama. К слову, у Митам теперь нет фиксированной слабости, не получится их запомнить, как ранее. От боя к бою у каждого из них слабость меняется и необходимо каждый раз использовать Spyglass, чтобы ее обнаружить, либо надеяться на удачу.

Есть более полезные Miracles, в частности, из ветки Awakening обязательно взять Demon и Divine Proficiency
Есть более полезные Miracles, в частности, из ветки Awakening обязательно взять Demon и Divine Proficiency

Раз я заговорил о Мире Теней, рассмотрим подробнее и фьюз демонов – неизменными остались лунные фазы, если скрещивать при полной луне, результат может выйти совсем не таким, как вы ожидаете. Имеется возможность скрещивать демонов, находящихся в стоке, либо же демонов из стока с демонами из компендиума, а также Special Fusion, перекочевавшие из SMT IV. Нет здесь Sacrifical Fusion, которые имели место, к примеру, в Nocturne или Persona 5. Выбирать скиллы для демонов можно вручную, но не все – некоторые имеют приставку Unique и привязаны к персонажу. Список скиллов, которые может изучить демон при повышении уровня, теперь доступен и необходимость лезть в вики отпала. Также демоны не могут мутировать в другого демона при повышении уровня.

Новая механика – Essences. Аналог Magatama из Nocturne. При помощи эссенции можно унаследовать резисты демона, либо его скиллы (кроме уникальных). Унаследовать может как ГГ, так и любой демон из стока. Единственным исключением является Aogami Essence, доступ к нему есть только у главного героя. Очень интересное нововведение, позволяющее изменять демонов и героя как вам угодно. Если раньше нужно было много и долго фьюзить определенных демонов, чтобы на выходе получился именно демон вашей мечты, то теперь это делать, конечно, можно, и нужно, но значительно упрощают нашу жизнь эссенции.

Уже использованные эссенции можно получить вновь, победив демона или повысив его уровень, если он есть у вас в стоке
Уже использованные эссенции можно получить вновь, победив демона или повысив его уровень, если он есть у вас в стоке

Таким образом, благодаря эссенциям, Grimoire (вещь, дающая демонам лвл-апаться), Sutra (вещь, улучшающая навыки демона – боевые, саппортящие, лечащие) можно оставить любимых низкоуровневых демонов до конца игры, снабдив их всем необходимым.

Помимо Мира Теней в Leyline Founts есть и возможность сохраниться, а также зайти в магазин. Густав, местный продавец, за определенное количество найденных Mimans дает нам подарки – эссенции, предметы. В его магазине можно купить оверпрайснутые эссенции, а также кучу разнообразных предметов. На последних я и хочу остановиться. Они в SMT V были переработаны очень хорошо. Для негативных эффектов теперь не нужно подбирать свое противоядие, все лечится Amrita. Также добавили предметы, дающие эффекты Charge, Concentrate, Mana Drain, а также накладывающие негативные эффекты предметы (к сожалению, игра не позволяет сделать мне скриншоты магазина).

Поскольку у нас есть возможность из любой точки на карте прийти к контрольной точке и восполнить ману и здоровье за небольшую плату, проблем с маной, как в той же Persona, мы не испытываем. Это не столько упрощает геймплей, сколько делает его более удобным и приятным.

Боевка SMT V

Хочется начать с грустного момента. В SMT V переработаны баффы и дебаффы, на манер Persona. Теперь их кап не 4, а 2, а через 3 хода и вовсе исчезают. Появилась приставка -ma, т.е. обычные скиллы воздействуют только на 1 члена пати, а не всю команду. Очень не понравился этот ход, поскольку раньше, они, хоть и были имбой, были палкой о двух концах - боссы также активно ими пользовались. Особенно расстроил реворк -suku, теперь он дает ~8-10% к эвэйду, что катастофически мало и никак на ход битвы не влияет (его допустимо использовать только в подобном ключе: дважды masuku на себя и на врага, что в сумме даст ~25% к эвэйду вашей пати, чего и так мало). Taru, напротив, была улучшена, raku примерно на том же уровне. В итоге, всю игру я использовал taru, чуть реже raku, а suku - совсем нет. Может, это мотивировано тем, что разработчик хочет, чтобы игрок более умно ими распоряжался, но в итоге, по моему, смысл баффов пропал (кроме luster candy и debilitate, они все же юзабельны). Понерфили Charge и Concentrate – множитель составляет не х2.5, а х1.8. То есть, за два хода с этим баффом нанесешь меньше урона, чем проатаковав два раза. Теперь практическая их польза только в сохранении маны, но куда выгоднее их не использовать и иметь больше ДПСа и еще один шанс на крит.атаку. Проблем с маной в этой игре нет из за обилия Chakra Drop, Spirit Drain предметов, а также возможности полечиться где угодно и когда угодно.

Тезисно изложу наиболее яркие изменения в боевке в новой части:

- Включение Auto battle доступно только во время твоего хода и его нужно дополнительно подтверждать. Куда удобнее было раньше, гда эта функция включалась с одного нажатия и в любой момент схватки;

- Media и другие массовые хилы хилят не только активное пати, но и весь сток демонов;

- Очередность хода в вашей команде теперь не привязана к стате Agility, а зависит от собственноручно выбранной расстановки демонов в меню;

- При пропуске хода персонажем при блинкующей иконке хода, она не исчезает, вместо этого следующая иконка тоже блинкует;

- Функция обычной атаки в боевом меню теперь не обособлена, а спрятана внутри скиллов персонажа, что заставляет жать кнопку два раза, чтобы атаковать;

- Убрали обморожение от bufu, шок от zio, от agi больше не горят, а zan не ваншотит соперников;

- Вербовать демонов, по моему личному наблюдению, стало куда проще, по сравнению с тем же Ноктюрном. Хотя, эта проблема была и в SMT IV. Спасибо за то, что смешнявки с демонами никуда не делись, а то и их стало больше. Потанцевать или спеть песню можно в лучших традициях Тацуи из второй персоны, разве что звуков мотоцикла издавать Нахобино не будет.

Особенности Shin Megami Tensei V

Итак, играть стало куда комфортнее, но теперь я хочу поговорить о сложности игры. Первый косяк - нет рандом энкаунтеров, совсем. Второй косяк - нельзя переключиться с Normal на Hard, хотя наоборот можно. Третий косяк - Normal слишком простой для людей, разбирающихся в серии, а такие люди, как ни крути, и составляют большинство игроков пятой части, так как серия нишевая. Это и рубит всю атмосферу SMT на корню. Абсолютно никакого сопротивления в игре нет.

Отдельно хочется похвалить битву с Demi-Fiend, она прекрасна, хоть и проще той, что в DDS, или же сражение с супербоссом игры. Здесь во всей красе проявляется новая боевка и играть такие честные (ну, с Деми - не совсем честные), удобные, в меру сложные баталии было очень приятно и хотелось бы, чтобы весь пятый мегатен был таким.

Мой эндгейм сопровождался таким сетапом ГГ, я также использовал баффера, второго аттакера, и саппорта\баффера. стратегия сводилась к Critical Aura -> Murakumo, и поддержанию жизни команды, что само по себе крайне сильно и убивает интерес к боевке
Мой эндгейм сопровождался таким сетапом ГГ, я также использовал баффера, второго аттакера, и саппорта\баффера. стратегия сводилась к Critical Aura -> Murakumo, и поддержанию жизни команды, что само по себе крайне сильно и убивает интерес к боевке

Поскольку нет рандом энкаунтеров, почти никогда не будешь получать амбушей от противника, т.к. есть возможность убежать от врага. Ну и, главная проблема игры - ИИ, мягко говоря, тупой. Практически никогда не абузит слабости моей тимы. Нередки случаи, когда враг попал по слабой точке, и, казалось бы, почему бы не продолжать бить по ней, он переключает фокус на моего союзника с полным запасом здоровья, а не маленьким. Многие боссы (и обычные демоны) практически не используют свои скиллы, они просто жмут обычную атаку. Перепроходил игру на Hard, HP врагов увеличилось и бьют они больнее, но проблема с идиотскими паттернами атак не исправилась. В целом, сложность пятой части не идет ни в какое сравнение со сложностью предыдущих частей, поэтому я не могу сказать, что игра мне понравилась так же, как, например, DS, DDS, Nocturne, IV и ее продолжение.

Подводя итоги, хочу сказать, что я эту игру рекомендую, и только потому, что это всё-таки Shin Megami Tensei. Она зайдет новичкам, стала более удобной и простой. И рекомендую тем, кто уже прошел все мегатены, что хотел. Но если вы знакомы с механиками серии и еще не играли в предыдущие части или спин-оффы SMT, я бы советовал вместо SMT V сыграть в них.

1717
39 комментариев

Первый косяк - нет рандом энкаунтеров, совсем.🤣

5
Ответить

Ну, мне нравилось получать по жопе от рандомного Mudo перед терминалом сохранения.

Ответить

В том же 4 уж лучше рандом, чем QTE после которого Харон высасывает у тебя все деньги.

Ответить

можно оставить любимых низкоуровневых демонов до конца игры, снабдив их всем необходимымИдун давай давай вперед давай ура давай ура ура

4
Ответить

Я не мог кстати с Диметрой расстаться, она таааак мило говорит харвест и строит рожицы очень мило, при условии что она хотела тебя убить :)

2
Ответить

Функция обычной атаки в боевом меню теперь не обособлена, а спрятана внутри скиллов персонажа, что заставляет жать кнопку два раза, чтобы атаковатьУ обычной атаки кстати вообще никакущий скейлинг в пятерке, даже у strength демонов она очень мало урона наносит на фоне скилов.

Ответить

Мне, как казуалу, наоборот нравятся все эти QoL штуки (которые для «старичков» ужас-ужас-упрощение).
И нормал очень комфортный (разве что сейчас в Тайто начинает утомлять губковость некоторых мобов).
Ну и после Ноктюрна, где плохо было почти всё, на контрасте просто кайф.

История, правда, всё ещё никакое лоскутное одеяло, да производительность иногда бесит. Но игра нравится.

1
Ответить