Spider-Man от Neversoft. Первая трехмерная игра про Человека-паука

Уже 20 октября выходит ожидаемый многими сиквел хита 2018 года Marvel’s Spider-Man и его самостоятельного аддона Miles Morales, но перед этим хотелось бы вспомнить успешное начало пути игрового паучка в 3D мире.

Spider-Man от Neversoft. Первая трехмерная игра про Человека-паука

В тексте использованы скриншоты и видео из ПК версии, вышедшей в 2001, спустя год после релиза оригинальной игры. Она отличалась улучшенной графикой, но управление (не было поддержки мыши) оставляло желать лучшего.

2D эра — немного истории

Путь видеоигрового Человека-паука начался чуть больше 40 лет назад, когда в 1982 году была выпущена Spider-Man для Atari 2600.

Игра была вариацией популярной японской аркады Crazy Climber. Нужно было подниматься вверх по небоскребу (только с помощью паутины, лазать Паучок не умел), уклоняясь от врагов, и попутно разминировать бомбы, оставленные Зеленым Гоблином.
Игра была вариацией популярной японской аркады Crazy Climber. Нужно было подниматься вверх по небоскребу (только с помощью паутины, лазать Паучок не умел), уклоняясь от врагов, и попутно разминировать бомбы, оставленные Зеленым Гоблином.

Позднее, в период 1984-2000 годов, вышло еще с два десятка различных игр, где в том или ином виде появлялся Человек-паук. Большинство из них были beat«em»up сайдскроллерами или файтинг-капустниками в духе Marvel vs. Capcom.

The Amazing Spider-Man vs. The Kingpin (Sega CD)
The Amazing Spider-Man vs. The Kingpin (Sega CD)
Spider-Man & Venom: Maximum Carnage
Spider-Man & Venom: Maximum Carnage
Marvel Super Heroes
Marvel Super Heroes

3D эра — Первый блин не комом

В конце 90-х права на создание игр по Человеку-пауку получило издательство Activision, которое, в свою очередь, поручило создание игры студии Neversoft.

Студия Neversoft просуществовала с 1994 по 2014 год. В последние годы была посажена в шахты Call of Duty, в итоге закончив свой юридический путь слиянием с Infinity Ward.
Студия Neversoft просуществовала с 1994 по 2014 год. В последние годы была посажена в шахты Call of Duty, в итоге закончив свой юридический путь слиянием с Infinity Ward.

На момент анонса, в декабре 1998, за её спиной была пара посредственных игр и порт первой MDK на PS1. Но в конце 1999 ими была выпущена первая часть серии Tony Hawk’s Pro Skater, тепло принятая игроками и критиками. На движке этой игры и была сделана первая трехмерная игра про Человека-паука.

В качестве заглавной музыкальной темы игры был использован ремикс темы мультсериала 1967 года, созданный группой Apollo 440.
В качестве заглавной музыкальной темы игры был использован ремикс темы мультсериала 1967 года, созданный группой Apollo 440.

Студии пришлось с нуля разработать концепт того, какой должна быть игра про Паучка в 3D пространстве. В роли главного геймдизайнера игры был Чад Финдли — настоящий фанат персонажа, в одном из интервью признавшийся, что к моменту начала разработки прочитал чуть ли не все комиксы о красно-синем герое.

Игра вышла в релиз осенью 2000 года на PS1 и N64, а спустя год добралась до Dreamcast и ПК с улучшенной графикой. Также была сильно упрощенная двухмерная версия для Gameboy Color в стиле старых beat«em»up.

И игроки, и журналисты приняли Spider-Man хорошо. Данных о цифрах продаж нет, но NPD называла игру «второй по продажам среди third-party игр на PlayStation» за послерелизную неделю сентября 2000 года. Также наличие трех сиквелов на разных платформах косвенно намекает на то, что все у игры было хорошо.

Помимо трехмерности, Spider-Man от Neversoft была полноценной сюжетной игрой, с кат-сценами на движке и пререндер-роликами с игровыми моделями в них. В версии для N64, кстати, вместо роликов были статичные картинки (скриншоты из версии для PS1) с текстом, в стиле комикса из-за ограничений самого железа.

PC и Dreamcast
PC и Dreamcast
PS1
PS1

Краткий сюжет

Человека-паука подставляет самозванец, одетый как он сам, и выкрадывает устройство, которое позже использует, чтобы напустить туман на улицы города (и спасти PS1 от необходимости рендерить их) . За всем этим стоит заговор Доктора Октавиуса и Карнажа, а также еще нескольких классических противников Паука у них на подтанцовке: Скорпиона, Носорога и Мистерио. Распутывая этот заговор, преследуемый полицией, Карателем, Сорвиголовой и даже Веномом (который тут играет роль антигероя) , Человек-паук постепенно узнает истинные планы странной парочки: заразить всех жителей города симбионтами и позднее создать целый мир симбионтов под властью Карнажа. Объединив силы с Веномом, Паук пробивается на тайную базу злодеев и побеждает их.

Геймплей

Конечно, ни о каком открытом мире в те времена речи не шло. Игра была линейная, без полноценных полетов на паутине. Улицы города внизу покрыты непроницаемым туманом, падение в который вызывает экран загрузки. Полеты между зданиями были в виде коротких рывков в 1-2 выстрела паутиной в небо. Можно было прицельно притягиваться к стенам или вертикально вверх/вниз.

Во время перемещения по уровню, Паучок зачастую комментировал окружение, или происходящее.
Во время перемещения по уровню, Паучок зачастую комментировал окружение, или происходящее.

Боевая система строилась из возможностей бить комбинацией ударов руками, ногами и стрелять паутиной, а также комбинировать эти действия между собой. Перевести комбо ударов рукой в удар ногой, завершить рукопашное комбо выстрелом шара паутины или перекидыванием противника через себя. Можно было схватить противника и настучать ему в голову, и использовать несколько способностей с паутиной, привязанным к четырем направлениям движения. Был простенький стелс и возможность кидаться во врагов предметами окружения.

Есть два момента, которые я хотел бы отметить. Во-первых, в игре довольно много уровней в закрытом пространстве, что, согласитесь, в игре про Паука звучит довольно скучно. На первый взгляд. Но у Neversoft получилось сделать их достаточно интересными и разнообразными, чтобы они не успели надоесть. Вертикальность присутствует, можно ползать по потолкам и местами даже есть где полетать на паутине.

На некоторых уровнях можно было найти паучий доспех или картридж с воспламеняющейся паутиной.
На некоторых уровнях можно было найти паучий доспех или картридж с воспламеняющейся паутиной.

Во-вторых, игра, на мой взгляд, весьма точно улавливает суть Человека-паука, как крепкого, но не бессмертного парня, который в сражениях не полагается только лишь на кулаки. При игре на средней сложности и выше это особенно заметно в битвах с боссами. В сражении, например, с Носорогом, бить его кулаками почти бессмысленно, так как в ответ прилетает ощутимо сильнее. Приходится использовать окружение.

Да не трясись ты. (Осторожно, звук)

В целом, в игре нет ни одного сражения с боссом, где нужно просто забить его кулаками без каких-либо дополнительных механик. Можно, в некоторых случаях, но это долгий и неблагодарный путь, ведь даже за успешную серию атак никакой полоски адреналина не накопится, чтобы восстановить здоровье, которое тут выбивают весьма быстро.

Игра достаточно короткая, но если заниматься сбором всех коллекционных предметов и открытием всех костюмов, может затянуть надолго. Есть чит-коды и открываемый ими отдельный режим "What if…?", слегка разбавляющий прохождение миссий забавными пасхалками.

Среди коллекционных предметов есть также обложки комиксов и раскрадровки игровых синематиков.

Spider-Man от Neversoft. Первая трехмерная игра про Человека-паука
Spider-Man от Neversoft. Первая трехмерная игра про Человека-паука

Помимо этого фансервиса в игре есть камео и отсылки на множество других супергероев Marvel, таких как: Сорвиголова, Каратель, Капитан Америка, Призрачный Гонщик, Человек-Факел и другие, включая альтернативные версии Пауков из других вселенных, которые здесь добавлены в виде костюмов. По словам геймдизайнера, разработчики спросили у Marvel, каких сторонних героев они могут использовать, и в ответ получили список в ~50 различных имен. Кроме того, в игре множество отсылок на игру Tony Hawk’s Pro Skater и её вторую часть, вышедшую в релиз примерно через месяц после Spider-Man.

Аудио

Звук в игре, несмотря на неровную громкость, можно назвать хорошим. Удары, выстрелы паутиной звучат сочно. Герои озвучены профессиональными актерами, многие из которых уже озвучивали своих героев в мультсериалах. А голос рассказчику в игре дан самим Стэном Ли.

Помимо заглавной темы от Apollo 440, в игре есть музыка за авторством Томми Талларико (Earthworm Jim, Advent Rising) , титулованного видеоигрового композитора своего времени. Некоторые композиции могут плотно поселиться в голове после длительного прослушивания их на уровнях в игре.

Интересные факты

Синематики в игре сделаны компанией Creat Studios, штаб-квартира которой была в США, но фактический рабочий офис был в Санкт-Петербурге. Узнал про это случайно, когда смотрел титры в поисках знакомых фамилий и увидел целый набор явно славянских.

Spider-Man от Neversoft. Первая трехмерная игра про Человека-паука

В портфолио этой студии есть несколько других игр, включая, внезапно, Jedi Academy. В один момент они перестали заниматься синематиками для игр и переключились на разработку сайтов. На текущий момент студия, похоже, уже не существует — ответа с их рассылки для контактов я не получил.

В 2019 году Чад Финдли дал интервью, в котором выразил желание заняться ремастером/ремейком игры для современных систем, но это едва ли произойдет из-за правовых вопросов.

По этой ссылке можно почитать другое интервью с ним же. Есть интересные фотографии диздоков к самой игре.

В 2013 году в сеть попал образ прототипа игры от весны 2000 года. «Бета-версия», в которой было много отличий от итоговой игры. Некоторые из них:

  • Битва с Носорогом выглядела иначе, арена была значительно больше и напоминала родео;
  • В игре должно было быть намного больше рассказчика Стэна Ли, но многие фразы в итоге были вырезаны из итоговой версии;
  • Должно было быть камео Железного Человека, но ограничились билбордами компании Старка;
  • Должен был быть боссфайт с Ящером в канализации;
  • Дикие симбионты были на ногах и выглядели страшнее. Также Скорпион был в зеленом костюме (похожим на тот, что был в мультсериале 1994 года);
  • Из игры были вырезаны костюмы Тони Хоука и Свина-паука;
  • Монстр-Ок выглядел немного иначе (в очках, похож на свою иконку из индикатора погони в конце игры).

У игры есть 10-ти страничный комикс-предыстория, который был подшит в журнал GamePro в 2000 году как реклама. Очень редкая вещь для коллекционеров. Ознакомиться можно здесь.

В середине-конце 10х игра попала в руки нескольких энтузиастов, которые занялись её реверс-инжинирингом. В итоге появилось небольшое моддинг комьюнити. Можно почитать здесь.

Spider-Man от Neversoft. Первая трехмерная игра про Человека-паука

Итог

Spider-Man от Neversoft — первая игра про Человека-паука, в которую я поиграл. На мой скромный взгляд, для 2000 года это было сродни тому, чем был Batman: Arkham Asylum для 2009. Она не только оказалась "первой 3D игрой про Паучка", но и хорошей, амбициозной игрой: несмотря на технологические ограничения PS1, плохо сочетающиеся с уровнем свободы перемещения, которую предполагает персонаж, смогла подарить увлекательный геймплей и незабываемые впечатления в свое время, и добрую ностальгию на будущее.

Как Spider-Man, так и игра про Бэтмена, взяли главное от своих титульных персонажей, и построили на этой базе культовые игры. Выбросив все лишнее, что происходило в комиксовых вселенных, и сосредоточив внимание на том, чем был знаменит персонаж среди массовой аудитории. И этот образ был во многом сформирован популярными мультсериалами, ставшими неотъемлемой частью детства людей, которые даже и не интересовались комиксами. Для англоязычной аудитории полнота образа дополнительно обеспечивалась тем, что актеры озвучивания из этих мультсериалов были наняты и для озвучивания персонажей в играх.

Как ни странно, но современной игре Паука есть чему поучиться у творения Neversoft. Особенно, что касается сражений с боссами. В играх 2018, 2020 годов большинство сражений с ними сводилось к тому, что нужно уклоняться и бить до победного, при почти бесполезных против них гаджетах. Взаимодействие с окружением сведено к тому, что в босса можно, а иногда нужно что-то кинуть. То самое, о чем я писал выше: про Паука, не полагающегося только на кулаки. Не хватало разнообразия и хоть каких-то ставок в этих битвах, например, по аналогии с тем, как Скорпион преследовал Дж. Джеймсона прямо по ходу боссфайта, или утопление Мэри Джейн во время боя с Веномом. Возможно, во второй части этому будет уделено больше внимания.

А каким было ваше знакомство с этой игрой? Впечатления? Страдали от бага в погоне за Веномом? Оставила ли Spider-Man о себе какие-нибудь воспоминания?

Текст выходит в рамках "Паучьей недели". Спасибо @Клуб Фанатов Мотоко Кусанаги и @Architheuthis за вдохновение и помощь в вычитке.

10K10K показов
3.7K3.7K открытий
75 комментариев

Такое мы любим

Ответить

Донат не читая (читать тож буду, но попозже)
В своё время столько раз переигрывал, что диск в дримкасте раскрошился

Ответить

челопук челопук! без ваших лонгов как без рук!

Ответить