{"id":4098,"url":"\/distributions\/4098\/click?bit=1&hash=4a2746815553d402e055c9b00a2035b35e47c0edcda5fd7253d5e57f885e8ecc","title":"\u0410\u0444\u0435\u0440\u0438\u0441\u0442\u043a\u0430, \u0440\u0435\u0431\u0451\u043d\u043e\u043a \u0438 \u043f\u0430\u043d\u043a \u2014 \u0447\u0442\u043e \u043e\u0434\u0435\u0436\u0434\u0430 \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442 \u043e \u043f\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u0430\u0436\u0430\u0445?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"e6048338-fd6d-53fa-aaf4-387384748bf7"}

Ford против Ferrari: новое сражение спустя полвека

Практически каждый поклонник автоспорта что-нибудь слышал про сражение Ford’а и Ferrari в Ле-Мане. Или хотя бы видел одноименный фильм 2019 года, который воссоздал события тех лет. Тогда, почти 60 лет назад, на гоночной трассе случилось противостояние, навсегда изменившее гоночный мир. Было бы наивно полагать, что его не захотят повторить.

Сражение 1966 года навсегда изменило гонки. В нём столкнулись столкнулись два автомобильных мира. Две сильные личности, которые не хотели и не могли себе позволить уступить ни на йоту конкуренту. Битва Ford’а и Ferrari открыло путь к войне бюджетов, определив развитие автоспорта на годы вперед. Но можно ли войти в одну реку дважды и спустя 50 лет повторить прошлые заслуги? Об этом мы с вами и поговорим.

Финиш Ле-Мана 1966 года, тогда Ford занял весь подиум

В 2016 году исполнялось 50 лет с первой победы «голубого овала» в Ле-Мане. Американцы не могли оставить событие такого уровня без внимания. И в компании хотели повторить успех. Для этого им был нужен подходящий автомобиль и команда.

«Возвращение. Один шанс войти в историю»

Защищать честь автоконцерна должна была известная американская команда – Chip Ganassi Racing. На счету у них было уже 9 чемпионских титулов в различных чемпионатах, а владелец команды — Чип Ганасси — сам был бывшим гонщиком, как когда-то Кэролл Шелби. Лучшую кандидатуру трудно себе представить.

Внутри мастерской Chip Ganassi Racing

Разработку шасси доверили канадской Multimatic Motorsports, а Ford Performance занялись доводкой двигателя V6 EcoBoost с пикапа F-150. Как и в 63-м, Ford не жалел никаких ресурсов. Им вновь нужно было любой ценой победить в Ле-Мане.

Обычно автомобили класса GT создают на основе уже серийного спорткара, но в Ford решили пойти от обратного. Было решено сначала построить гоночный автомобиль, а затем приспособить его для обычных дорог. Все конкуренты единогласно согласились на такое, но наверняка потом они не раз пожалели.

Монокок Ford GT 

Автомобиль был построен вокруг углепластикового монокока, а главной задачей было создать максимально аэродинамически эффективную машину. Ради этого конструкторы и выбрали компактный 3.5-литровый V6. Только с ним можно было сделать автомобиль каплевидной формы. По итогу новый Ford GT имел больше общего с прототипами LMP, чем обычными суперкарами.

Ford GT, вид сверху. Так отлично видно каплевидную форму кузова.

В январе 2015-го, на North American International Auto Show, Ford представил второе поколение своего суперкара GT. А летом того же года компания объявила о возвращении на кольцо Сарте для участия в легендарном суточном марафоне, на котором Ford уже побеждал с 66-го по 69-й года.

Дебют невероятного «внука» GT40 был запланирован на конец января 2016-го.

В это же время Ferrari готовили преемника своей успешной 458 GT2. Итальянцы действовали по старинке, и силами Ferrari Competizioni GT построили эволюцию 458-й модели — 488 GTE.

Гражданская версия Ferrari 488 GTB была представлена на Женевском автосалоне в марте 2015 года и представитель марки сразу же подтвердил, что гоночная версия автомобиля будет представлена совсем скоро.

Ferrari 488 GTB в Женеве 2015 года

В ноябре того же года на автодроме Муджелло итальянцы показали гоночную версию, построенную Марко Файнелло. Автомобиль получил новый битурбированный V8 и серьезно переработанную аэродинамику. Защищать цвета Ferrari, как и всегда, должны были полузаводские команды и множество команд-клиентов. Но главной силой оставались Risi Competizione и Scuderia Corsa в Америке, а AF Corse — в Европе. Дебют 488-й был также запланирован на конец января 2016 года.

Презентация Ferrari 488 GTE. До этого момента её замечали на тестах на трассе Валлелунга

29 января 2016 года, 24 часа Дейтоны — боевое крещение участников нашего рассказа. Все были взволнованы, но многочисленные тесты перед гонкой внушали надежду на лучшее. Ford подготовил и выставил два экипажа, а Ferrari — три, по одной машине от каждой команды: Risi Competizione, Scuderia Corsa и SMP Racing.

С первых практик Ferrari показывали отличную скорость и в сумбурной дождевой квалификации смогли объехать оба экипажа Ford’а. Но гонка и для «красных», и для «синих» вышла не простой. Проблемы с надежностью подкосили всех.

Ford чуть ли не рассыпался во время гонки. Постоянные проколы, проблемы с коробкой передач и множество других мелких возникших дефектов не позволили им подняться выше 30-й и 39-й позиции в общем зачете, уступив лидеру в своей категории 32 круга.

Первая встреча на трассе

Для Ferrari же гонка вышла чуть успешнее — экипаж Scuderia Corsa смог привезти творение Файнелло на четвертое место в своем классе, а Risi Competizione из-за аварии откатился на шестое. Экипаж SMP Racing боролся за лидерство на протяжении большей части гонки, но за пять часов до финиша команда была вынуждена сойти с дистанции из-за отказа турбонаддува.

Несмотря на неудачи, никто не унывал. Соперники были готовы к такому исходу событий и оценивали свои машины на перспективу. До главного сражения оставалось ещё целых пять месяцев.

Ричард Уэстбрук, пилот Ford’а GT под № 67, остался в восторге от своей машины: «Со скоростью у нас всё в полном порядке. Машина позволяла атаковать в любых условиях. Управлять ею было просто очень приятно.»

Райн Бриско из экипажа №67. Вместе с ним ехали Ричард Уэстбрук и Штефан Мюке

Следующей остановкой стал сумасшедший дождевой Сибринг, в котором быстрейшим оказался «гарцующий жеребец» Risi Competizione, заняв четвертое место в своем классе. Практически тоже самое повторилось и в солнечном Лонг-Бич. Только на этот раз экипаж Джанкарло Физикеллы и Тони Виландера завоевывают первую бронзу для 488-й, а Уэстбрук и Райн Бриско снова оказались в роли догоняющих.

12 часов Сибринга, гонка для всех выдалась тяжелой 

Тем временем в Европе стартовал World Endurance Championship. Для Ferrari всё складывалось просто невероятно. За два первых этапа в Сильверстоуне и Спа-Франкоршам Давид Ригон и Сэм Бёрд из AF Corse смогли принести первые победы для Ferrari. Ford же выглядел предельно блекло на фоне своего соперника. Лишь благодаря сходам других участников в Спа экипаж № 67 смог заехать на подиум.

Впереди оставался только Ле-Ман. Главная гонка планеты, ради которой всё и затевалось. Ferrari отправлялись туда фаворитами, надежда Ford на повторение успеха пятидесятилетней давности казалась совсем небольшой.

Синяя армада Ford 

Но Ford не стал скромничать и на гонку привёз четыре автомобиля пронумерованных в честь годов старых побед — 66, 67, 68 и 69. Ferrari выступали тремя машинами — двумя AF Corse и одной Risi Competizione. На тестах и практиках всё выглядело, как обычно – Ferrari в лидерах, а Ford догоняющий. Но в квалификации всё внезапно перевернулось с ног на голову. Все четыре Ford’а показали невероятную скорость, умчавшись от своих соперников и улучшив время практически на 5 секунд. Только одна Ferrari Джанмария Бруни смогла что-то противопоставить американцам и вклиниться на третье место в пятерку лучших.

Ferrari ничего не могли противопоставить скорости Ford

У многих мог возникнуть вопрос: «А как так вышло?». Вероятнее всего, Ford на предыдущих этапах просто-напросто занимался «сэндбэгингом». Они скрывали свою истинную скорость, чтобы обхитрить систему «баланса производительности», которая помогает уравнивать возможности автомобилей путем уменьшения или увеличения веса и мощности.

Организаторы были шокированы такой внезапной скоростью Ford’ов, а по паддоку пошли слухи о том, что американцев могут заставить стоять штрафное время, если факт обмана сочтут реальным.

Для выравнивания скорости организаторам пришлось пойти на беспрецедентный шаг — изменение «баланса» прямо по ходу гоночного уикенда. Ford’у добавили 15 килограммов веса и немного уменьшили мощность двигателя. Но помогло ли это укротить полупрототип в шкуре GT? Нисколько.

На стартовой решетке перед гонкой 

Они спокойно уехали практически от всех своих соперников. Только 82-й экипаж Risi Competizione оказывал сопротивление и смог пробиться на второе место.

Казалось бы, вот и вся история — Ford добился своей цели. Компания спустя полвека вернулась в Ле-Ман и снова выиграла у старого соперника на его же поле. Это ли не успех?

Долгожданная победа

Да, но в итоге вся победа оказалась окутана неприятными закулисными интригами. Помимо возможных игр в поддавки ради удачного «баланса», Ford’овцы во время гонки требовали у итальянцев отдать им второе место, угрожая подать протест за неработающую боковую панель индикаторов. Видимо, очень хотелось повторить победную фотографию 66 года.

Но Ferrari отказались уступать и за 15 минут до финиша организаторы вывесили черно-оранжевый флаг экипажу Risi № 82. Это означало, что Джанкарло Физикелла был обязан заехать в боксы для починки неисправности.

Всего-лишь за перегоревшую лампочку Ford хотел отнять у 82 экипажа второе место

В команде решили проигнорировать флаг и получить штраф вместо вероятной потери позиции из-за ремонта. После финиша экипаж был оштрафован на 20 секунд, но без внимания не остались и нарушения Ford’а. Лидирующий экипаж был наказан на 50 секунд за превышение скорости в зоне замедления и ещё на 20 секунд за некорректную работу датчиков скорости. И это было очень странно, ведь датчики некорректно работали на всех четырех машинах, а оштрафовать решили лишь одну. По итогу в протоколе все остались при своих местах с мизерными разрывами.

В сообществе ещё долго бурлило обсуждение насчет честности такой победы и соразмерности штрафов. Ведь Ferrari наказали всего лишь за погасшую лампочку, а вот Ford нарушил скоростной режим в зоне, где работали гоночные маршалы. Но факт остается фактом — в протоколе Ле-Мана 2016 года, спустя ровно 50 лет, победителем снова значился Ford.

Подиум Ле-Мана 2016 года в классе GTE. 1 место Ford #68, 2 место Ferrari #82, 3 место Ford #69

В дальнейшем чемпионаты в Америке и Европе шли своим чередом. А организаторы старались быть максимально аккуратными с «балансом производительности», позволяя бороться всем участникам. Сезон не заканчивался в Ле-Мане и соперникам ещё предстояло сразиться за звание чемпионов в своём классе. Но по ходу сезона, Ferrari явно была стабильнее и никакой интриги тут не вышло. В WEC чемпионами с серьезным преимуществом стали «гарцующие жеребцы», а в американской IMSA — Chevrolet, которые просто рвали и метали в том сезоне.

За последующие 4 года сражений на трассе Ford’у больше так и не удалось выиграть Ле-Ман. Впрочем, как и Ferrari. В 2019 году, как и обещал Ford, гоночная программа была свернута и внук GT40 ушел на покой, принеся 16 побед и 1 кубок конструкторов в копилку своих создателей. Ferrari же до сих пор выступает на своей 488 GTE, которая в 2023 году докатывает свой последний сезон и уходит на покой вместе с классом GTE. За это время она успела принести Ferrari более 45 побед и 3 кубка конструкторов, а в 2021-м ей всё-таки покорился Ле-Ман.

Битва в «красной воде»

По этой истории никогда не снимут фильм, ведь она получилась не столь красивой, как сражение полвека назад. Победитель использовал жульничество с «балансом» и пытался отобрать второе место соперника с помощью судейских манипуляций. Но имеет ли эта победа такой же вес, как и в 1966-м? Или же это просто огромная пиар-акция, чтобы напомнить о былом величии? Вопрос открытый.

Одно известно точно — это уже было не противостояние двух разных автомобильных миров и двух сильных личностей. Это сражение не повлияло на автоспорт, как полвека назад. Просто некоторым людям очень хотелось повторить заслуги прошлого и сделать историю цикличной.

А чтобы ты не пропускал интересных статей и новостей, а «Автоспорт» развивался дальше, мы рекомендуем сделать одну простую вещь — подписаться на наш Telegram, а так же теперь можно поддержать нас

0
51 комментарий
Написать комментарий...
OscarLimaEG

Не то чтобы я фанат автоспорт, но статья интересная, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Woozy

Поддерживаю!

Ответить
Развернуть ветку
Winchester

Вот что-что, а такие посты на дтф прям поднимают настроение) автору печенек ;)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Спасибо большое, рад стараться)

Ответить
Развернуть ветку
Вова Богомолов

Скоро и в ф1 будет RedBull Ford против Ferrari

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Ну так, Ford там чисто, как моторист и не известно насколько он будет вовлечен в производство этих двигателей. Не будет ли как когда-то был Астон Мартин, который просто брендировал моторы Рено

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юбилейный
Битва в «красной воде»

Сука, шикарно.
Я туда сидя дома в кресле то боюсь залетать на газу в красную воду в асс, а тут в реале борт в борт летят.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лесной

В симах зацеп сильно хуже чем в реале. Я давно заметил, что реальные пилоты, которые пробовали симуляторы, говорили на разных поворотах трасс, что "тут в жизни пролетаешь тапкой в пол, а в симе надо даже притормаживать".

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Насралла Ахмедзада

Какой же кайф в субботу с утра такое почитать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bugrov

Спасибо за статью. Хочу добавить что Ford интересуется Ф1 в лице Cadillac, + добавляются новые треки из США, так что скоро нас может ждать не менее темное противостояние уже в Ф1 между Европой и Штатами...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Cadillac — это GM, а Ford — это Ford. Между ними никакой связи нет)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Всеволод Мальков

Не знал, что в таких гонках есть баланс производительности

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Да и он очень давно в таких гонках. Примерно с 80-х

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Клуб фанатов Антона Логвинова

Заебись!
Спасибо за статью)

А можно попросить следующую, про 787B 🙏🏻

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Спасибо, может быть и про первого японского триумфатора Ле-Мана руки дойдут)

Ответить
Развернуть ветку
Don Style

Больше похоже на пиар акцию двух автопроизводителей. Статья интересная вышла.

Ответить
Развернуть ветку
CyberDog

спасибо! Классная статься! Было очень интересно читать.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Спасибо, рад что статья понравилась!

Ответить
Развернуть ветку
Deomon

Спасибо за статью и материал. Очень круто.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Gaykovich

Какая же хуйня эти балансы
Сделали лучшую машину? Ну вот вам 100 кило кирпичей в багажник и пробочку на воздухазаборник, а то всем неинтересно, у них шансов нет

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гуркин

Уже давно лучшая машина является результатом не гениальности инженеров, а затраченных на её постройку средств. Поэтому балансом просто компенсируют разницу между частными коллективами и международными конгломератами. И то это не всегда срабатывает: тойота уже 5 лет в одну калитку выигрывает, потому что все богатые соперники ушли, а мелкие такого гиганта ни при каких условиях не догонят.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Bukhteev

Отличная статья, прочел на одном дыхании, благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гуркин

Раздутое, конечно, это дерби. Американцам приятно сделать красивую обложку, показать себя с лучшей стороны, а важные детали умолчать. Как, например, то, что имея такие заоблачные бюджеты на гоночную программу, одобренную Фордом III, не выиграть они и не могли. Старик Энзо по сравнению с ними просто кружком по интересам занимался в своём гараже. И даже с такими входными данными все, что смогли фордовцы, это взять уже построенную другими людьми чужую машину и впихнуть в нее свой самый большой модифицированный движок от баржи гэлэкси. Но и этого им не хватило, потому что в 65-ом они проиграли (о чём они обычно упоминают вскользь чтобы не нарушать драматургию). И только когда в следующем году Форд выделил дополнительные миллионы, только тогда они побороли старика Феррари, который едва концы с концами сводил и ждал, когда его выкупит фиат чтобы начать финансировать спортивное подразделение — ведь Феррари не одним леманом, в отличие от Форда, жили тогда и живут и поныне.
В середине десятых было примерно то же самое — демпинг деньгами за гранью понимания.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Да, роль «Лолы» практически нигде не раскрывается в постройке того самого «Форда ГТ», выглядит так будто бы лично Шелби всё сделал.

Ну и самое интересное, что в 66-м году всё было далеко не так однозначно. Помимо той истории с Майлзом. Феррари вновь сами себе выстрелили в колено, когда главный инженер в пух и прах поругался с главным гонщиком, который понимал, что Феррари медленнее Форда, но у него была стратегия как это нивелировать. Но т.к. он не был итальянецем, а инженера это очень сильно бесило его стратегия пошла по одному месту, потому что без его ведома им порядок стинтов поменяли. Это стало последней каплей для него и он практически перед гонкой свалил из команды

Ответить
Развернуть ветку
Максим Якубец

Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
KabsioKrabs

Статья говно собиратель ты плюсов мелкий

Ответить
Развернуть ветку
Дэвид Шариф
А организаторы старались быть максимально аккуратными с «балансом производительности», позволяя бороться всем участникам.

Ничего себе. А смысл тогда производителям создавать свои авто?!

Пусть тогда у всех будут одинаковые машины, с одинаковым двиглом, шасси, кпп, кузовом и колесами. Раз есть «балансом производительности»

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

БоП не всё на свете решает. С одной стороны я сам против него, но с другой, как ещё позволить бороться условной барже БМВ (хотя ей даже это не всегда помогает) и вот такому полупрототипу, как Форд ГТ. Плюс это гонки на выносливость, здесь ещё и надежность очень сильно решает. Каждая машина имеет какие-то плюсы и минусы в зависимости от трассы. И «балансом» это очень трудно убить

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ritsu

Спасибо за статью, было очень интересно! Написано отлично.

Ответить
Развернуть ветку
Маэстро, Гений, Учёный-Историк

Фильм говно кстати

Ответить
Развернуть ветку
NTL

Фильм отличный кстати

Ответить
Развернуть ветку
Nurbolat K

Разве сейчас Леманн не проводится только для электро и гибридных автомобилей? Или это какое то ответвление? И почему интересно Тесла не участвует в таком Леманне?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чумаков
Автор

Нет конечно. Электрические машины там смогут участвовать только в рамках инициативы «Гаража 56» (у меня есть небольшой пост на эту тему, в этом году там машина НАСКАРа поедет)

Ле-Ман является частью чемпионата World Endurance Championships (WEC). И соответственно в Ле-Мане едут участники чемпионата плюс можно подавать отдельные заявки на участие. В гонке участвуют на автомобилях определенного класса (сейчас это LMH, LMDh, LMP2 и GTE) и не один из них не является полностью электрическим.

Ну и если говорить отдельно про Теслу, то она вообще ни в каких гонках не участвует

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Gfvgfv

Ясно, очередной спорт с мошной

Ответить
Развернуть ветку
Ghostь

Мда, по первой картинке сходу и непонятно где форд, а где феррари.

Ответить
Развернуть ветку
gogathejedi

в эпоху bop-а, который к сожолению не музыка - это всё who it are

Ответить
Развернуть ветку
44 комментария
Раскрывать всегда
null