Jaguar XK120 - крутейший автомобиль 40-х (и первый в мире, сумевший разогнаться до 200 км/ч)

Jaguar XK120 - крутейший автомобиль 40-х (и первый в мире, сумевший разогнаться до 200 км/ч)

Одна из самых известных британских автокомпаний не сразу получила своё «кошачье» название. Более того - она не сразу начала производить автомобили. Изначально бизнес Уильяма Лайонса, выходца из семьи небогатых ирландских иммигрантов, создавал коляски для мотоциклов и назывался Swallow Sidecar (сокращённо «SS»).

Jaguar XK120 - крутейший автомобиль 40-х (и первый в мире, сумевший разогнаться до 200 км/ч)

Большого дохода коляски не приносили, поэтому в конце 20-х компания сменила специализацию и начала делать автозапчасти, а также устанавливать кузова на шасси сторонних производителей. Но в 1931 году дали о себе знать амбиции Лайонса, и SS анонсировала свой собственный автомобиль с незамысловатым названием SS1.

«ЖДИТЕ ! СКОРО ПОЯВИТСЯ SS !», «Это будет нечто совершенно новое… иное… лучшее !» 🤷‍♂
«ЖДИТЕ ! СКОРО ПОЯВИТСЯ SS !», «Это будет нечто совершенно новое… иное… лучшее !» 🤷‍♂
SS1
SS1

Swallow Sidecar успели выпустить несколько моделей до того, как началась война. По понятным причинам, аббревиатура SS в 40-е воспринималась покупателями негативно, поэтому Лайонс решил сменить название на менее «одиозное»: Jaguar cars. Он искал символ, олицетворяющий силу, стремительность и мощь. Именно ягуар, по мнению бизнесмена, лучше всего соответствовал этим критериям.

Знаменитый талисман появился почти сразу после ребрендинга. По соображениям безопасности и аэродинамики, он редко устанавливался на спортивные машины, но капоты больших седанов компании украшались им на протяжении десятилетий.
Знаменитый талисман появился почти сразу после ребрендинга. По соображениям безопасности и аэродинамики, он редко устанавливался на спортивные машины, но капоты больших седанов компании украшались им на протяжении десятилетий.

В годы войны штаб-квартира Jaguar находилась в Ковентри (и остаётся там по сей день). Город регулярно подвергался бомбардировкам Люфтваффе, от которых вспыхивали масштабные пожары. В таких ужасающих условиях сотрудники компании, в том числе Лайонс, продолжали упорно трудиться - правда, производство было переключено на ремонт самолетов. Но инженерные разработки автомобилей не прекращались: познакомившись с авиационным технологиями, Jaguar строили планы по созданию нового двигателя, с помощью которого компания вскоре обретёт мировую известность.

Jaguar XK120 - крутейший автомобиль 40-х (и первый в мире, сумевший разогнаться до 200 км/ч)

В 1948 году на Лондонском автосалоне был представлен прототип Jaguar XK Super Sports, созданный сугубо для демонстрации своего инновационного двигателя - алюминиевой рядной шестёрки объемом 3,4 литра и мощностью 160 л.с. Но концепт был с восторгом встречен публикой, изголодавшейся за время войны по свежим технологиям. Не меньший фурор произвёл и внешний вид Super Sports, грациозный и стремительный, словно дикая кошка.

Jaguar XK120 - крутейший автомобиль 40-х (и первый в мире, сумевший разогнаться до 200 км/ч)

Однако восторженная реакция публики застала компанию врасплох. Дело в том, что алюминиевые панели кузова Super Sports изготавливались вручную и для перехода на автоматическое производство нужно было определённое время. Поэтому в 1949 году свой автомобиль (переименованный в XK120) смогли получить лишь 240 счастливчиков. Число 120 означало максимальную скорость в милях по данным первых тестов (около 193 км/ч), что делало его самым быстрым серийным автомобилем в мире на момент начала производства. А чуть позднее, с бензином лучшего качества, XK120 смог разогнать до космических по меркам своего времени 200.5 км/ч.

Jaguar XK120 - крутейший автомобиль 40-х (и первый в мире, сумевший разогнаться до 200 км/ч)

Помимо впечатляющей внешности и динамических характеристик, XK120 мог похвастаться комфортным салоном и сравнительно невысокой ценой в 998 фунтов стерлингов. В США, где автомобиль пользовался ещё большим спросом, с учётом налогов выходило примерно 3000 долларов. Конечно, по меркам тогдашней экономики это были вовсе не копейки, однако топовые спорткары конкурентов из Bentley или Bugatti стоили в несколько раз дороже. Поэтому XK120 могли себе позволить не только аристократы и голливудские актёры, но и просто обеспеченные автолюбители.

Кларк Гейбл («Унесённые ветром», «Это случилось однажды ночью») на своём XK120 - первом экземпляре с левым рулём. Такой же был у Хамфри Богарта, Элизабет Тейлор и многих других кинозвёзд.
Кларк Гейбл («Унесённые ветром», «Это случилось однажды ночью») на своём XK120 - первом экземпляре с левым рулём. Такой же был у Хамфри Богарта, Элизабет Тейлор и многих других кинозвёзд.
Салон стандартной модели 
Салон стандартной модели 

В 1950 году XK120 дебютировал на Ле-Мане, но успехов не добился. Поэтому в следующем сезоне Jaguar выпустили гоночную модификацию автомобиля с ещё более дерзким кузовом и 205 л.с. под капотом. C-Type, максимальная скорость которого составляла 219 км/ч, сразу завоевал золото на престижнейшей европейской гонке.

Jaguar XK120 C-Type 
Jaguar XK120 C-Type 

«Гражданская» XK120 изначально выпускалась только в открытом кузове. В 1951 году в продажу поступил купе, также двухместный, но заметно более дорогой в плане отделки (к примеру, приборная панель была выполнена не из кожи, а из высококачественного дерева).

Jaguar XK120 - крутейший автомобиль 40-х (и первый в мире, сумевший разогнаться до 200 км/ч)

А в 1953 году стартовали продажи кабриолета с тентовой крышей.

Jaguar XK120 - крутейший автомобиль 40-х (и первый в мире, сумевший разогнаться до 200 км/ч)

Всего с 1948 по 1954 год было произведено чуть более 12 тысяч машин.

XK120 - смелый шаг британских инженеров, настоящих фанатов своего дела, которым в тяжелое послевоенное время удалось подарить индустрии глоток свежего воздуха и прославить свою компанию на весь мир. Рекорд скорости, установленный этой моделью, держался вплоть до 1955 году, когда на гоночной арене воцарила новая суперзвезда. Впрочем, это уже другая история. А пока - просто взгляните на эту хищную красавицу !

1818
1 комментарий

Вот таких постов на ветке автоспорта не хватает. Лайкос

2
Ответить