Я сплавал в двенадцатидневный круиз по Волге, чтобы тебе не пришлось

На самом деле, надеюсь таки придется, ибо это оказалось куда круче, чем я думал

Я сплавал в двенадцатидневный круиз по Волге, чтобы тебе не пришлось

В конце июня я отправился в двенадцатидневный круиз по Волге. Сразу скажу: это было мероприятие, конечно, в высшей степени удивительное и совсем не похожее на что-либо виденное мной ранее. Непонятно, почему я раньше игнорировал такой способ проведения отпуска.

Точнее, здесь как раз все понятно: как минимум, заставляла задуматься цена, смущала потенциальная целевая аудитория из пожилых людей, маршрут казался однообразным и недостойным внимания. А уж перспектива застрять на палубе медленно ползущего левиафана, с которого никуда не деться, даже если очень захочется, выглядела скорее наказанием, чем разумным планом на отпуск.

Что ж, надо признать, приятно было ошибиться практически по всем пунктам: цена, разумеется, никуда не делась, так и осталась достаточно высокой для локального отдыха. Однако как в таких случаях говорят наши англо-саксонские супостаты, it was worth every penny, и я попробую объяснить, почему.

В случаях с круизами важно, чтобы повезло с погодой, программой и судном. Всё, кроме погоды, можно контролировать, но и она у нас была как по заказу. Забегая вперед, скажу, что нам повезло абсолютно со всем, так что мои ощущения могут быть немного нерепрезентативными - слишком уж всё получилось хорошо.

Сразу небольшой дисклеймер: это НЕ рекламный пост. В тексте будут ссылки на мой конкретный круиз в конкретной компании, но вообще я за четыре лайка обещал написать что-то похожее на лонг, вот и пишу.

Для начала немного истории.

История

В круиз я отправился с тётей. Куда-то съездить вместе мы хотели довольно давно, года так с 2015, но серьезно думать начали в районе 2019. Сперва я хотел организовать Евротур и свозить тётю «по местам боевой славы», показать ей Францию, Германию, Чехию и прочие страны, в которых я побывал.

Однако потом в дело вмешались небольшие неурядицы, вроде глобальной эпидемии да полномасштабной войны, и мы свои планы попридержали. Ну а в этом году решили, как говорится, твердо и четко, путешествию - быть. Стоит ли говорить, что событиям 24 июня, то есть за день до нашего путешествия, мы даже не особенно-то и удивились.

Я сплавал в двенадцатидневный круиз по Волге, чтобы тебе не пришлось

Но в итоге у нас все получилось, и мы сходили в круиз. Да, я вот написал не как всякие там сухопутные крысы, плавает только известная субстанция, а настоящие морские волки только ходят. Даже если по реке. Даже если только на круизном теплоходе. Даже если только в качестве пассажиров.

Программа и теплоход

Программа для круизов составляется довольно просто: сначала нужно прикинуть, по какому водному объекту хочется прошвырнуться: Волга, Енисей, Байкал, ну или там, Средиземное море или мировой океан.

В целом, сейчас доступны все варианты, просто некоторые сложнее реализовать из-за виз и стоимости - так, приличная кругосветка нынче стоит в районе 20-25 миллионов рублей. Мы сразу решили звезд с неба не хватать, поэтому рассматривали только Волгу.

Как только вы выбрали реку/море/озеро, можно приступать к самому ответственному: выбору конкретного маршрута.

Круиз может быть длинный (до 17 дней) и короткий (3 дня), точка отправления и прибытия может быть одинаковая, а может быть разная, ну и посещенные по ходу рейса города также могут отличаться.

Мы не стали особенно размениваться по мелочам, и раз уж добрались через библейские тернии до поездки, то решили взять двенадцатидневный круиз. На семнадцать дней нас бы все равно никто не отпустил, а меньше полутора недель как будто бы уже и не то.

В итоге мы выбрали маршрут под названием «Восточная сказка», который выглядит вот так:

Москва - Мышкин - Ярославль - Городец - Нижний Новгород - Казань - Елабуга - Болгары - Чебоксары - Нижний Новгород - Городец - Плёс - Рыбинск - Москва

Получилось 12 дней и 10 экскурсий в 10 разных городах. Как выяснилось позже, идеальный расклад.

Ну а теплоход обычно по умолчанию закрепляется за той или иной программой, и можно сразу посмотреть, на каком судне вы проведете свой круиз. Более того, чисто теоретически можно выбрать круиз исходя из конкретного теплохода, а не программы.

Может показаться, что это весьма глупое решение, но на самом деле выбор теплохода ничуть не отличается от выбора отеля, ведь и сам теплоход от отеля отличается мало. Да, существуют определенные стандарты качества различных категорий путешествия (Лайт, Стандарт, Премиум, Люкс), но разные теплоходы одной категории могут друг от друга отличаться в той же степени, что и, скажем, разные четырехзвездочные отели.

У нас это был, соответственно, закрепленный за программой “Санкт-Петербург”.

На борту и за бортом

Во время круиза весь досуг логично делится на два типа: на борту корабля и за его пределами.

Каждый вечер, примерно после ужина, в каюту приносят программку того, что будет завтра, и можно подготовиться и спланировать день, если на работе планирование еще не надоело.

Жизнь на теплоходе вступает в активную фазу в районе 7 утра и заканчивается примерно в 11 вечера. Тут есть всё: фортепианные, скрипичные и вокальные концерты, мастер-классы по рисованию и танцам, разумеется, завтрак, обед и ужин, какая-то утренняя гимнастика, лото, мафия, просмотры фильмов, лекции и отдельно целая куча занятий для детей.

Еда на теплоходе, мягко говоря, достойная. По московским меркам - как в ресторанах примерно четырех звезд из пяти по древней классификации пафосности рестиков от “Афиши”. То есть, ничего сверхъестественного, но выше среднего.
Еда на теплоходе, мягко говоря, достойная. По московским меркам - как в ресторанах примерно четырех звезд из пяти по древней классификации пафосности рестиков от “Афиши”. То есть, ничего сверхъестественного, но выше среднего.

Последнее особенно отрадно, ведь это, как говорится, «вин-вин»: дети получают фановые активности в соответствии с возрастом (там даже есть разделение на детские и подростковые развлечения), взрослые же получают возможность отдохнуть от детей, если решили взять их в круиз. Ну а взрослые, приехавшие без детей, получают уникальную возможность пересекаться с подрастающим поколением как можно реже.

Мне же, впрочем, показалось самым важным и приятным не то, какими активностями на теплоходе можно заняться, а то, что этими активностями можно НЕ заниматься.

Самая лучшая для меня характеристика отдыха такого рода - неинвазивность. То есть, можно, конечно, как заправская китайская бабулька, пойти в 6 утра на цигун, научиться рисовать, лепить, танцевать, послушать все виды музыкальных инструментов и поучаствовать во всех конкурсах. А можно и весь день просидеть с пивком, виски или каким-нибудь кислородным коктейлем на палубе. И никто не будет тебя заставлять участвовать вообще ни в чем.

Вот, положим, сидите вы в баре, а тут в нем начинается игра в Лото. Лотошник лишь вежливо осведомится, будете ли вы играть, а если нет, оставит вас в покое. Не будет настаивать. Не будет спрашивать несколько раз. Не будет укоризненно смотреть, мол, что это за бука такой, не играет с нами. Не будет просить освободить место для желающих поиграть. Просто оставит вас в покое, наедине с телефоном, книгой, коктейлем, сканвордами, стимдеком или что у вас там будет в руках.

Вот этим, например.
Вот этим, например.

Признаюсь, это самое безмятежное сидение на палубе и созерцание водной глади под музыку, аудиогид или просто в тишине, и было моим ключевым времяпрепровождением в круизе.

Экскурсионная программа

Экскурсионная программа в круизе была очень насыщенной и состояла из трех ключевых элементов.

Первый - экскурсия по судовому радио. На корабле есть радио, с помощью которого передают важные объявления, например, время начала мероприятий, обеда или причаливания. Но одна из его основных функций - аудиогид. Пока вы направляетесь из точки А в точку В, а из точки В в точку С, вы проходите множество сёл, деревень, городов, памятников, мостов и шлюзов: про это всё и рассказывает диктор по судовому радио. Примечательно, что вся информация не записана предварительно, экскурсия проходит в реальном времени.

Шлюзов на пути, кстати, около десятка. В каждом интересно как в первый раз.
Шлюзов на пути, кстати, около десятка. В каждом интересно как в первый раз.

Так что можно выйти на палубу, сесть на стул или лечь на шезлонг и знай себе поворачивать голову направо и налево, слушая экскурсовода. Людей при этом на палубе не так много, поскольку в одно время вместе с экскурсией обычно проходит какое-то пассивное мероприятие (например, музыкальный концерт), какое-то активное (типа танцевального кружка) и какое-то детское. Да и само радио можно слушать хоть в каюте. Поэтому люди рассредоточены по всему теплоходу и почти никогда не толпятся в одном месте: еще одно немаловажное достоинство программы.

Второй тип экскурсий - основные, то есть с выходом в город и включенные в стоимость круиза. В них тоже никто не заставляет участвовать, но тут уж, что называется, "уплочено". На выбор почти в каждом городе предоставляется несколько экскурсий: как правило, одна обзорная и несколько специфических. Тут все просто: если вы в городе впервые, лучше всего взять обзорную, чтобы иметь о нем представление. А если это ваше повторное посещение, логично сходить в какое-то место, где вы раньше не были.

<p>Типичная фотография с “природной” экскурсии. Это Плёс, там везде такая лепота.</p>

Типичная фотография с “природной” экскурсии. Это Плёс, там везде такая лепота.

В иных случаях разные экскурсии могут затронуть разные аспекты города. К примеру, в Чебоксарах есть много красивых храмов, церквей и монастырей, но поскольку там и тракторный завод есть, можно выбрать две разные экскурсии: либо "Чебоксары православные" - и тогда вы поедете по храмовым комплексам, либо "Чебоксары как центр индустриализации" - и тогда никаких храмов, только музей трактора, только хардкор. А можно и обзорную взять и с колеса обозрения весь город увидеть. Выбирает тут каждый то, что ему по душе.

А это, например, в чебоксарском музее трактора. На всех можно посидеть.
А это, например, в чебоксарском музее трактора. На всех можно посидеть.

Третий тип - дополнительные экскурсии. В стоимость они не включены и, как правило, представляют собой какие-то необычные, долгие или далекие путешествия. Например, вместо вальяжного похода по Городцу, начинающемуся в час дня, можно продрать глаза в пять утра, сесть в Нижнем на автобус и учесать в далекое село, 3 часа туда и 4 обратно. Или можно вместо свободного времени и спокойного похода по магазинам или променада вдоль набережной пойти гулять в наушниках по городу, слушая иммерсивный спектакль, где актеры рассказывают про все места вроде бы и те же самые факты, что и экскурсоводы, но подают это по-актерски искусно.

Бывают, конечно, и такие актеры. Ну да это Мышкин, там сплошная эксплуатация всего мышиного.
Бывают, конечно, и такие актеры. Ну да это Мышкин, там сплошная эксплуатация всего мышиного.

В целом, я бы не сказал, что дополнительные экскурсии существенно отличаются по качеству от основных. Но вот заморочки с ними намного больше, поэтому если будете их брать, рассчитывайте свои силы.

Экскурсоводы

Пока мы не отошли еще от экскурсий слишком далеко, поговорим и об экскурсоводах. У нас было примерно 12 разных экскурсий и столько же экскурсоводов, и несмотря на то, что компания-организатор для гидов явно устраивала не менее строгий отбор, чем для других своих специалистов, человеческий фактор в таких вещах игнорировать сложно, а значит, и впечатления от каждой прогулки в большой степени зависели от того, кто эту прогулку проводил.

Для начала поговорим о немногочисленных сходствах. В принципе, все сходства сводятся к единственной вещи - методичке. Разумеется, методичку никто из гидов никому не показывал, но за дюжину экскурсий она стала более-менее узнаваемой.

Во-первых, не существует запретных или заведомо плохих тем, эпох и личностей, всё подается в позитивном ключе настолько, насколько это возможно, повсеместно сглаживаются углы. Оно и понятно: говорить что-то плохое про советскую власть - значит не попасть в целевую аудиторию и рисковать навлечь на себя праведный гнев пенсионерок. Поливать грязью российскую империю как будто бы тоже не имеет смысла, ибо в текущей парадигме она уже не является врагом номер один, и "белогвардейщину" давить тоже никто не требует.

Вот и получается, что как будто бы храмы - это хорошо, а сенохранилища в храмах - тоже не так уж плохо. Или что понравиться товарищу Сталину - это исключительно положительная характеристика. Или что откровенный подкуп, взяточничество и кумовство - это смекалочка такая народная, а не беззаконие. В этом исключительном позитиве трудно разобраться, было ли у нас в истории государства в принципе хоть что-то плохое.

Для экскурсий это самый практичный и безопасный вариант: мол, мы тут вам нейтрально расскажем, а выводы делайте вы сами. Для национального самосознания, наверное, это не очень. Но в эти дебри я лезть не дерзну, это, как говорится, тема другого раунда.

Во-вторых, целиком и полностью убирается из оборота все про текущие военные действия. Экскурсоводы старательно пытаются обходить неудобную тему, а когда маршрут проходит по паркам победы и военным монументам, упоминаются какие угодно конфликты, кроме того, что идет сейчас. Здесь, в принципе, посыл тоже ясен: экскурсоводы не дураки и понимают, что любой посыл может расколоть аудиторию и повлиять на мнение о поездке, поэтому предпочитают находиться в безопасной зоне.

Различий же между гидами гораздо больше, и большинство из них кроется в возрасте. Более молодые и энергичные гиды методичку вертят как хотят, пытаются апеллировать к эмоциям пассажиров, а если рассказывают стихи локальных авторов или известных творцов о месте экскурсии (судя по всему, тоже часть методички, ибо было в каждом городе, что мы посещали), то рассказывают с чувством, а не как проштрафившийся шкодник на табуреточке.

У умудренных опытом и годами гидов вероятность блеснуть поменьше, зато чаще бывает поставленный голос, то бабушки-сказительницы, то АСМР-ютуберши, то диктора на телевидении. Старшее поколение экскурсоводов не отступает от "листочка", но может подать информацию так, что сухая методичка превращается в красивое сказание. В то же время, именно среди таких гидов выше всего шанс появления "пономарей", желающих как можно скорее оттараторить заученный текст и отвязаться от слушателей.

Проседает у возрастных гидов и эмпатия: молодежь умело модулирует программы в зависимости от того, насколько публике интересно, а гидов постарше подобное заботит мало, они вам тут в психологи не нанимались.

Круиз и книги

В последнее время я очень мало читал. Рабочая жизнь не предполагает возможности расслабиться в той степени и на такое количество времени, которое мне необходимо для чтения. Это звучит как посредственная отмазка, но на деле чтение для меня не особенно отличимо от, скажем, медитации, когда нужно отбросить все лишнее, иначе ничего не получится (ну да, у меня очень примерные представления о медитации).

Еще к чтению у меня как-то слишком много требований: и чтобы книжка была обязательно бумажной, а не электронной, и чтобы сесть можно было комфортно, не стоять и не лежать, а именно сидеть. Ну а главное условие, разумеется, заключается в том, чтобы рядом не было доступа к более быстрому контенту: играм, фильмам, соцсетям, новостным лентам. В общем, пока ты медленно чистишь трубочку и вальяжно набиваешь ее допамином, важно чтобы рядом не лежала на столе готовая к мгновенному употреблению допаминовая дорожка.

Так сложилось, что в круизе соблюдались все вышеперечисленные условия: ноутбук я с собой намеренно брать не стал, от новостных каналов отписался, нотификации в рабочих чатах выключил. В общем, соорудил вокруг себя некий искусственный информационный вакуум, в котором привычными вещами я заниматься не мог. И взял с собой пять совершенно разных книг, выбранных по принципу "я слышал про такое, надо бы прочитать". Книги были следующие:

1) Герман Мелвилл, "Моби Дик, или Белый Кит"

2) Евгений Замятин, "Мы"

3) Гёте, "Страдания юного Вертера"

4) Юлиан Семёнов, "Семнадцать мгновений весны"

5) Маркус Зусак, "Книжный вор"

Это, если что, больше, чем я читал за последние лет пять, потому что в последнее время я художку не читал вообще. Тем удивительнее было, что этих книг мне хватило только на первую неделю. Потом я настолько разогнался в чтении, что с жадностью обыскивал все бук-кроссинги на корабле (их было штуки четыре) и даже взял на время одну книгу у барменши, увидев, что она что-то читает. Потом долгое время сидел без книг, потому что их негде было найти, а на последней остановке нашего путешествия пополнил запас тремя новыми и уже до конца не испытывал книжного голода.

Голод этот, впрочем, прошел как только я ступил на московскую землю: мои дорожки дома уже были готовы, и трубочку можно было выбрасывать за ненадобностью.

Рецензии на книги, если вам будет интересно, я выложу потом, в этом посте и без того информации вал.

Отдельные мысли

Я, с вашего позволения, не буду писать про все города и все экскурсии, которые я посетил. Поделюсь некоторыми оформленными мыслями, которые приходили ко мне в процессе круиза.

Канал и зэки

Крайне странные ощущения, когда ты плывешь по каналу, который строили зэки, положив на это дело 25000 человек, а мимо тебя проплывает теплоход "Феликс Дзержинский", с которого весело машут руками чуваки с диско-палубы.

Тем временем, в аудиоэкскурсии с гордостью объявляют о том, что канал имени Москвы был построен за 5 лет и закончен к 1 мая 1937 года, а Суэцкий строили десять лет, и там даже перепадов уровня моря нет. А уж Панамский и вовсе тридцать лет корячились! Про жертвы при этом как-то умолчали, а памятник погибшим мы прошли уже поздно вечером, когда никаких экскурсий не было (упомянули только потом, на обратном пути).

Вот и он, этот крест
Вот и он, этот крест

Люди на палубе при этом оживились. Среднее мнение было примерно «Ууу, ну зэки молодцы, вот раньше-то строили, не то что сейчас!». В общем, некий love-hate relationship по отношению к заключенным и обращению с ними у нас, судя по всему, зародился довольно давно и до сих пор никуда не делся.

Церкви и склады

За время, проведенное в круизе, я посетил около 10 городов и никак не меньше 15 храмов, церквей и мечетей. Как я уже писал, про советское время экскурсоводы обычно упоминают вскользь, мол, ну вот тут у нас склад с рыбой был, а вот тут - сенохранилище. И мне стало интересно - а если раньше люди ездили на экскурсии в другие города, то что там в принципе показывали? Если убрать из городов Золотого кольца храмы, то что в них останется?

Тут есть, впрочем, не только храмы, но и мечети. Вот эта мечеть в городе Болгар мне понравилась даже больше, чем Кул-Шариф в Казани
Тут есть, впрочем, не только храмы, но и мечети. Вот эта мечеть в городе Болгар мне понравилась даже больше, чем Кул-Шариф в Казани

Экскурсоводы ответили мне, что раньше храмы не упоминали вообще. Ну то есть совсем никак. Не было в массе своей такого, что к церкви или монастырю приводили людей и с гордостью заявляли: "А тут мы всех изгнали, и у нас теперь сено хранится". Рядом с остатками былого жизненного уклада людей в принципе не водили, оставляя им памятники, краеведческие музеи и природные достопримечательности. То есть получается, что городские экскурсии были совсем иными и по маршруту, и по содержанию.

Школьники и сасаниды

В круизе меня довольно сильно поразили дети. Во-первых, они сдружились лучше всех остальных, и в конце поездки плакали и обнимались друг с другом при расставании. Вот прямо как будто нет в мире ни соцсетей, ни этих ваших интернетов: "прощай, мы расстаемся навсегда", не иначе. То ли живое общение все же ничто не заменит, то ли я не знал каких-то подробностей, но большинство посетителей детского клуба в конце заливалось горючими слезами.

Во-вторых, люди школьного возраста оказались на удивление стойкими к типичным триггерам безудержного веселья. Музей в Булгаре, например, расставил несколько типичных ловушек: вот вам на карте крупными буквами написано "Империя Сасанидов", а вот на схеме притаился город Срем. Но нет, школьники огибали все эти капканы с абсолютно постными лицами (в отличие, конечно, от вашего покорного слуги).

Делай раз.
Делай раз.
Делай два.
Делай два.

Что же с нами стало...

Английский и Игорь

Про знаки в Москве, где страшную и непонятную аббревиатуру можно расшифровать по английскому дублированному тексту внизу, наверняка слышали многие. Я же столкнулся, кажется, в Ярославле с ситуацией, где английское название музея про "Слово о полку Игореве" содержит куда более понятное современному человеку содержание: A tale of Igor's campaign.

Я сплавал в двенадцатидневный круиз по Волге, чтобы тебе не пришлось

В оригинале слово пълкоу вроде как означало и "войско", и "поход", но говоря языком одного недавно популярного мема, жаль, что далеко не все вспомнят это)))) не так уж много и образованных в наше время, кто способен разбираться в древнерусском языке))))

Но нам, как и в случае со знаками в Москве, вновь помогает бренное англо-саксонское наречие. Английское campaign не вызывает лишних вопросов (среди переводов на современный русский встречается то "слово о полку", то "слово о походе"). Оно сразу раскрывает и суть "похода" - кампания могла быть в то время только военная, вряд ли Игорь пошел за кликами и переходами по промо-ссылке.

Наконец, в своем русском варианте это слово, по любопытному совпадению, на слух неотличимо от слова "компания", так что двойственность значения древнерусского "полка" здесь сохраняется лучше, чем в оригинальном варианте.

В общем, "Сказание о кампании Игоря", как ни странно, звучит куда ближе к оригиналу.

Палуба и вневременность

Если поступить по всем правилам хорошего отпуска: как минимум, отключить уведомления из рабочих чатов и отписаться от новостных каналов, то на борту теплохода можно совершенно забыть, какой год и даже какой век на дворе.

Смотришь на людей вокруг и на движение вокруг теплохода — век явно двадцать первый: одежда, машины на трассах и мостах, самолеты в небе и особенно современная мода и гаджеты не дадут обмануть себя настолько сильно. Но стоит зайти, к примеру, на концерт в музыкальный салон — и...

...вы открываете глаза. Вокруг привычное вам общество знатных дам и господ, но оно вам давно наскучило. Вы утомились на службе, вам стало дурно от городской суеты, и вы, наконец позволили себе tournée по Волге-матушке. Пароход медленно ползет по реке, скоморохи развлекают вас у каждой пристани, в ресторации подают изысканные блюда, а по вечерам можно усладить слух фортепианной музыкой. Вы совершаете променад по палубе и видите другой пароход, который движется вам навстречу. Вы поднимаете руку, чтобы помахать, и...

...вам машут в ответ. На улице стоит солнечный день, и все советские граждане радуются чудесной погоде. Одно достижение советской инженерии сменяется другим, а памятники, обрамляющие речное русло, изображают то советских тружеников, то спортсменов. Точно, мы отплывали под "Прощание Славянки", а сейчас, пока мы идем по недавно построенным канальным шлюзам, можно послушать про достижения советской науки и медицины. Помашем же с палубы ребятишкам, ведь жизнь прекрасна и удивительна!

Безусловно, в какой-то момент ты неизбежно возвращаешься обратно в реальность самолетов, машин и гаджетов, но такое продолжительное и иммерсивное путешествие во времени сложно представить где-то еще, кроме речного круиза.

Ну а какой-нибудь Рыбинск этому погружению способствует еще больше, благодаря своим вывескам с дореволюционной орфографией
Ну а какой-нибудь Рыбинск этому погружению способствует еще больше, благодаря своим вывескам с дореволюционной орфографией

Дурова и повесточка

Жизненный путь Натальи Дуровой, она же "кавалерист-девица", она же Александр Александров, мог бы стать хорошим сюжетом для современного кинематографа. Реальная история двухсотлетней давности стала бы настоящей золотой жилой для нетфликсовских сценаристов, если бы, конечно, Нетфликс не ушел из России.

Посудите сами: у нас есть персона, которая с детства занималась делами, считавшимися "мужскими": полноценно, не "по-женски", скакать на лошади, орудовать с саблей и так далее. Да и вообще при рождении мать хотела сына, а увидев первичные половые признаки дочери, вышвырнула ребенка в окно, где его подобрал гусар и стал заниматься его воспитанием.

Ну и чем вам не ориджин-стори? Дальше - больше. "Наталья Дурова" не принимал женского обращения к себе, его корежило от слова "маменька", и до самой своей смерти он просил обращаться к себе как Александр Андреевич. Даже отпевать он себя завещал как раба Божьего Александра, да священник не разрешил, и на могиле написали имя, данное при рождении.

Все это явно глубже затрагивает проблему гендерной идентичности, чем, к примеру, "Мулан". Это не типичная тема а-ля "захотела отважно защищать свою страну и прикинулась мужиком", это полноценная история человека, воспитанного по воле обстоятельств вне рамок социально обусловленного гендерного воспитания.

Круиз и музыка

Наконец, отдельно хочется сказать про то, насколько влияет музыка на восприятие происходящего во время круиза. Про классическую музыку все более-менее понятно, да и я уже писал о ней выше, но и современная музыка не отстает.

Итак, представим ситуацию: вы выходите на верхнюю палубу, на нос корабля. Слышите журчание речки, работу двигателя, разговоры людей. Но стоит вам надеть наушники, и вы погружаетесь в другой мир. В этом так-то нет ничего нового и необычного: подобный эффект возникает у многих при прослушивании музыки в принципе. Но в круизе он как-то особенно хорошо проявляется.

Мой личный топ:

Третье место: Hans Zimmer - He’s a Pirate

Ну тут все понятно. Стоять на носу корабля и не включить что-то классическое, вроде Май харт вилл гоу он или композиции выше - значит не побывать в круизе.

Второе место: Kavinsky - Nightcall

Из мамкиных пиратов переквалифицируемся в мамкины раяны гослинги. Особенно заходит, конечно, если выйти на палубу на закате.

Первое место: Jeremy Soule - Nerevar Rising

Днём и в солнечную погоду самый лучший вариант ощутить всю эпичность происходящего - выйти на палубу и включить главную тему Морровинда. Сразу же обычный круиз превращается в часть эпического приключения, а конечным пунктом как будто бы уже выступает не Казань, а как минимум Эбонхарт

Как это примерно выглядит, можно заценить в видео ниже (только осторожно, там много поворотов, так как ваш покорный слуга посредственный оператор).

Я, конечно, многого не рассказал. Не поведал вам подробности про каждый из городов, не рассказал про график команды корабля, которые работают всю навигацию напролет (то есть, примерно с марта по ноябрь), не рассказал еще массу деталей. Но, с другой стороны, многое мне поведать вам все же удалось.

Мне кажется, круиз - отличный вариант для всех возрастных категорий. Да, это довольно дорого, но впечатлений остается столько, что оно совершенно точно того стоит.

Спасибо, что прочитали.

P.S. Не знаю, не ошибся ли я часом подсайтом. Надеюсь, что нет.

238238
124 комментария

А где самое главное? Сколько баблишка на тур ушло, в какой каюте тусил, шведский стол, алкоголь и другие радости на палубе. Сколько их, кстати?
Ссылки ссылками, но можно и расписать)

16

Путевка: 150.000 рублей на человека
Бар: 10.000 рублей на 12 дней
Итого: 320.000 рублей на двоих + сувениры.

Откладывали долго.

16

Делюкс на двоих с раздельными кроватями на главной палубе.
Палубы всего четыре.
Шведский стол на завтрак хороший, на уровне трехзвездочного отеля примерно. Алкоголь есть в нескольких барах, за доп. плату (набежало 20к у нас на двоих).

5

Ой, ну это подписочка одназначно. Пишите еще сударь. Слог прелестный.

5

"Признаюсь, это самое безмятежное сидение на палубе и созерцание водной глади под музыку, аудиогид или просто в тишине, и было моим ключевым времяпрепровождением в круизе."

вывод - можно просто приехать на ближайший какой-нибудь берег и заниматься там тем же, при этом сэкономив много денях!

3

В целом да) Но с реки открывается на все другой вид + вот эта скорость в 12 узлов примерно как-то добавляет к общей атмосфере безмятежности.

На берегу комаров вечером устанешь кормить (коих в прибрежной траве и кустах тьма-тьмущая), хоть стоя, хоть сидя, хоть вприпрыжку:)