Существование и сущность: философские референсы в Nier:Automata

Отсылки на известных мыслителей и то, как это расширяет повествование и раскрывает темы, затрагиваемые в игре.

Существование и сущность: философские референсы в Nier:Automata

В Nier:Automata легко заметить множество знакомых имён различных философов: Маркс и Энгельс, Паскаль, Гегель, Сартр. Но машины, названные в их честь, не являются точными копиями, скорее наоборот, выступают ироничным контраргументом их идеям и ценностям, доводя их до крайности и абсурда.

Фридрих Энгельс и Карл Маркс

Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали,— что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать.

Фридрих Энгельс

Одни из первых врагов, которых встречает игрок — боевые машины Маркс и Энгельс, названные соответственно в честь Карла Маркса и Фридриха Энгельса, основоположников марксизма и авторов «Манифеста Коммунистической партии».

По их мнению, вся история человечества — это история борьбы классов: тех, кто производит блага, и тех, кто их отнимает и использует. Так что, согласно учению, идеальным может быть лишь такое общество, где нет классов, где каждый работает, владеет и пользуется плодами своего труда.

Ирония над этим в Nier:Automata двойная. С одной стороны, Маркс в игре является лишь рукой Энгельса и вскоре после начала игры перестаёт появляться или упоминаться, когда в реальности Маркс в массовом сознании определённо затмил Энгельса. С другой стороны, в цепочке квестов «Machine Examination» можно поговорить с Энгельсом, где он размышляет о своём труде и плодах, которые он принёс — разрушения и смерти, как врагов, так и союзников. Потрясённый этой мыслью, робот отказывается владеть тем, что создал, и просит отключить его.

Всё, что я знаю — это разрушение. И андроиды.
Всё, что я знаю — это разрушение. И андроиды.

Симона де Бовуар

Женщинами не рождаются, а становятся.

Симона де Бовуар

Симона де Бовуар — французская писательница, идеолог «второй волны» феминизма, автор книги «Второй пол». Она стала основоположницей теории о гендере как спектакле, согласно которой не существует такого явления, как женская природа и женственность. То, что вкладывается в эти понятия обусловлено культурно и исторически. Иными словами, биологический пол напрямую не влияет на положение человека в обществе, а, например, любовь к розовому цвету или к платьям — это социальные конструкты, а не черты, присущие с рождения.

История машины Симоны повествует о буквальном становлении женщиной: от андрогинного «ведра» до самого женственного не-андроида в игре. Для этого преображения она идёт на всё более и более радикальные шаги, дойдя до использования и поедания частей тел андроидов, а в последствии и машин.

Я знаю… я должна стать более красивой.
Я знаю… я должна стать более красивой.

Делает это Симона в надежде заинтересовать Жан-Поля. Но, к её отчаянию, несмотря на то, насколько далеко она зашла, насколько женственной стала, единственный зритель её «представления», внимание которого она хотела завоевать, так никогда и не посмотрит в её сторону.

Ты скажешь мне, что любишь меня?
Ты скажешь мне, что любишь меня?

Жан-Поль Сартр

Существование предшествует сущности.

Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр — один из виднейших философов-экзистенциалистов XX века. Ему принадлежит утверждение «существование предшествует сущности», иными словами, для людей не существует каких-либо заложенных с рождения цели или смысла в жизни («сущности»), человек свободен и сам ответственен за свои действия, он «обречён на свободу».

Жан-Поль в игре — мыслитель в деревне Паскаля, в своих рассуждениях сыплющий понятиями и терминами, не поясняя их, потому что ему всё кажется предельно простым и очевидным.

С ним связан небольшой квест, в котором 2B и 9S доставляют любовные письма от поклонниц, которые не понимают его, но всё рано восхищаются из-за того, что это кажется им умным.

Господин Жан-Поль — довольно загадочный джентльмен. Кто-то может даже назвать его подозрительным. И всё же он всё равно такой привлекательный!
Господин Жан-Поль — довольно загадочный джентльмен. Кто-то может даже назвать его подозрительным. И всё же он всё равно такой привлекательный!

Все послания Жан-Поль отвергает, как и реальный Сартр отказывался принимать любые награды и премии, включая Нобелевскую в 1964 году.

Такая ситуация является аллегорией на то, как некоторые авторы, умышленно или нет, используют умные слова для напускной значимости, а публика же в свою очередь из-за этого восхищается их работами, слабо понимая их смысл. Вполне возможно, что так Таро иронизировал и над собой.

Действительно, есть ли цель или нужда в объектах, что мы видим в мире? Взять, например, это место. Или эту деревню. Или даже меня самого, если…
Действительно, есть ли цель или нужда в объектах, что мы видим в мире? Взять, например, это место. Или эту деревню. Или даже меня самого, если…

Эрнст Кассирер и Эрнст Блох

В отношении Эрнста, Лесного короля, возможны два толкования: Кассирер и Блох — вероятно, в этом и была задумка.

Эрнст Кассирер

Наши современные политики очень хорошо знают, что большие массы гораздо проще привести в действие при помощи сил воображения, чем при использовании физической силы.

Эрнст Кассирер

Эрнст Кассирер — немецкий философ, автор работы «Миф о государстве», в которой на примере нацисткой Германии рассматривал иррациональную склонность людей к отказу от свободы из-за связанной с ней ответственностью, особенно в кризисные времена. Намного легче переложить её на других, чем самому размышлять и принимать решения. К свободе относятся не как к привилегии, а как к бремени, которое человек стремится сбросить со своих плеч. Тогда-то и вступает в силу тоталитарное государство, обещая избавить от дилеммы «свобода или несвобода», тем самым разрушая сам смысл свободы, но, с другой стороны, освобождают человека от какой-либо ответственности.

Ирония здесь очевидна: если Эрнст Кассирер предупреждал об опасностях культа личности, то его тёзка-машина был единоличным правителем королевства, а подданные даже после его «смерти» продолжили жить по старым порядкам.

Эрнст Блох

Весь мир находится в пути, маршрут которого еще нигде не определен.

Эрнст Блох

Немецкий философ неомарксисткого толка Эрнст Блох является автором «философии надежды». По его мнению, человек изначально устремлён в будущее. Прошлое, уверен мыслитель, человек поймёт потом, а подлинное настоящее ещё не наступило. Мыслитель приходит к заключению, что вся реальность выражается в надежде, толкающей к новизне будущего, а главной движущей силой во всём является стремление к лучшей жизни.

В игре же несмотря на то, что Эрнст-машина жертвовал частями своего тела ради починки своих подданных, то есть ради будущего королевства, они не разделяли его стремлений к развитию, что после «смерти» Короля привело к застою и стагнации.

Существование и сущность: философские референсы в Nier:Automata

Иммануил Кант

…существует ли такое независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание?

Иммануил Кант

Позже сознание Лесного Короля перенесли в другую машину, похожую на младенца. Игра различает Эрнста и новое состояние правителя, дав малышу другое имя, Иммануил, в честь Иммануил Канта.

Существование и сущность: философские референсы в Nier:Automata

В своём труде «Критика чистого разума» философ утверждает, что мы не можем постигнуть вещи сами по себе («вещи в себе», согласно иному переводу), нам доступно лишь восприятие их, ограниченное нашими органами чувств.

С одной стороны, Иммануил-машина — это вещь в себе, потому что сторонний наблюдатель за внешностью робомладенца не сможет увидеть сущность Лесного Короля.

С другой стороны, Иммануил не может двигаться, не может говорить, лишь издавать бессвязные звуки; всё, что он способен наблюдать — потолок над своей колыбелью. Королю остаётся только чистый разум, которого, однако, недостаточно ни для спасения королевства от упадка, ни для спасения от клинка A2 его самого.

Существование и сущность: философские референсы в Nier:Automata

Сёрен Кьеркегор

Но, может быть, придет еще время — пожалуй, благодаря философии, — когда можно будет сказать: «К счастью, в мире никогда ничего не происходит по пасторским проповедям», ибо в жизни есть хоть какой-то смысл, а в его проповедях — совсем никакого.

Сёрен Кьеркегор

Основоположник экзистенциализма Сёрен Кьеркегор скептически относился к организованной религии, считая вопрос веры очень личным. В трактате «Страх и трепет» философ рассматривает деяния Авраама, чья вера была настолько крепка, что, согласно Библии, по велению Бога он был готов принести в жертву Исаака, своего единственного сына. Но Кьеркегор не указывает на Авраама как образец для подражания, к которому все должны стремиться. Напротив, философ отмечает его уникальность, а так как вера — это личное дело каждого, любая попытка воспроизведения не будет искренним поступком.

Конечно же, Кьеркегор-машина, глава организованной религии, делает то, что изначально доступно только богам (в данном контексте, людям) — окончательно умирает.

Члены же образовавшегося вокруг него культа бездумно, без какой бы то ни было попытки осмыслить произошедшее повторяют за своим лидером и под крики «СТАТЬ КАК БОГИ» совершают массовый суицид.

Мы тоже станем как боги!
Мы тоже станем как боги!

Фридрих Ницше

Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.

Фридрих Ницше

Немецкий философ Фридрих Ницше известен романом «Так говорил Заратустра», в котором призывал отказаться от «стадной морали», превозносящей людские слабости. Мыслитель представлял образ Сверхчеловека — того, кто по своему могуществу превосходит современного человека так же, как человек превосходит обезьяну.

Сверхчеловек — не скованный моралью радикальный эгоцентрик, стремящийся к самосовершенствованию, достигаемому жизнью в наиболее экстремальных её проявлениях. Он, по мнению Ницше, является закономерным продолжением человеческого рода, тем, кто поведёт людей к их будущему.

В начале второго прохождения игрок ненадолго получает под своё управление Фридриха-машину. Маленький робот еле передвигается и постоянно запиначется в нелепой и безуспешной попытке починить своего «брата», вылив на него ведро масла. Фридрих абсолютно беспомощен и лишён какого-либо стремления к самосовершенствованию.

Смерть же боготворимого «брата» приводит машину в глубокое отчаяние. Так же и Ницше, видевший в жалости слабость, в последние годы своей жизни потерял рассудок от вида жестоко забиваемой лошади.

Брат… Брат…
Брат… Брат…

Георг Гегель

Противоречие ведёт вперёд.

Георг Гегель

Когда после убийства 2B андроид-одиночка A2 отправляется на охоту за машинами, её Под указывает ей на место в пустыне, где она встречает Гегеля, названного в честь немецкого философа.

По его мнению, всё историческое развитие представляет собой диалектический процесс, то есть любое явление в мире представляет собой некий тезис, который неизбежно порождает отрицание себя, антитезис. Взаимодействие между ними приводит к появлению вбирающего в себя свойства тезиса и антитезиса синтеза, который в свою очередь становится новым тезисом, и процесс повторяется вновь.

К этому отсылает дизайн машины: кажущийся бесконечным поток сфер, похожих, но всё же раздельных.

Существование и сущность: философские референсы в Nier:Automata

После победы над Гегелем лишённая цели в жизни, яростная и острая на язык A2 встречает в своём сознании антитезис — стойкую, подавляющую свои эмоции и немногословную 2B. В результате появляется новая A2, которая всё ещё остаётся собой, но становится более спокойной и понимающей.

Ты и я… одинаковы.
Ты и я… одинаковы.

Блез Паскаль

Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.

Блез Паскаль

Блез Паскаль — французский математик и физик, позднее также обратившийся и к философии, в которой стал известен прежде всего «пари Паскаля» — попыткой рационализации религиозной веры.

Неизвестно, существует ли Бог или нет, но будучи набожным, человек получает шанс на вечную жизнь в раю, а неверующие лишь имеют вероятность избежать мучений в аду.

Являясь атеистом, ты не получаешь ничего. Так не разумно ли тогда верить?

Это аргумент, основанный на страхе: делай, как тебе велят, иначе рискуешь вечно страдать.

Паскаль-машина — лидер небольшого поселения пацифистки настроенных роботов. Воспитывая и обучая детей, он часто обращается к их страху, говоря им, что с плохими машинами случаются плохие вещи.

Потому что дети, которые врут, вырастают в противных, злых машин!
Потому что дети, которые врут, вырастают в противных, злых машин!

После внезапного нападения на деревню, в котором погибли все взрослые, Паскаль вынужден укрыться с малышами на фабрике, но их находят и там. И хотя в этот раз он вместе с A2 смог отразить атаку, вернувшись в укрытие они обнаруживают, что страх, который должен был оберегать детей, привёл их в отчаяние, и они покончили с собой.

Паскаль, не в силах вынести увиденное, просит A2 убить его либо полностью стереть ему память. Игрок может выбрать из предложенных вариантов или же отказаться и уйти, заставив его жить с последствиями своих решений и, возможно, избежав прошлых ошибок, обрести новое счастье.

В финальной для Nier:Automata концовке E Поды, до этого на протяжении сюжета сопровождавшие героев, идут против своей программы и восстанавливают 9S, 2B и A2 из-за привязанности к ним.

Но хорошая ли это идея? Андроиды сохранят свои воспоминания, личности и черты характера. Их сущность не изменится. Не приведут ли их действия к тем же печальным итогам, не обречены ли они повторить историю?

На что игра лишь оптимистично пожимает плечами.

Будущее не предопределено. Это то, что ты должен создать сам.
Будущее не предопределено. Это то, что ты должен создать сам.

Возможно, что сущность действительно предшествует существованию и судьба героев предрешена. Но возможно, что всё наоборот, возможно, именно существование идёт первым, и обречённые на свободу андроиды всё же способны найти новый смысл жизни в кажущемся бессмысленном мире.

5656 показов
16K16K открытий
1111 репостов
Контент для взрослых
79 комментариев

Спасибо

Ответить

Ниер вообще одна из самых глубоких игр, и примечательно, что сделали её не напыщенно-пустые разработчики запада с их миллиардными бюджетами, а фетишист и пьяница Таро. Помимо отсылок на философов там куча других отсылок на искусство, через которые раскрывается сюжет, например двойная аллегория через Ромео и Джульетту и бла-бла-бла.
Королю остаётся только чистый разум, которого, однако, недостаточно ни для спасения королевства от упадка, ни для спасения от клинка A2 его самого.Как говорил сам Кант -бесполезная это вещь, философствование, и даже вредная

Ответить

Круто приплел разрабов именно с запада, поставив их под гребенку напыщенно-пустых с миллиардными бюджетами. На западе ведь только такие делают игры, а бедные японцы, такие амбициозные, но денег не имеют и ведь японцы порой сами ни разу не консервативные с геймдизайном из ранних нулевых

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ниер вообще одна из самых глубоких игр

Не спорю, игра отличная, но если выйти за рамки игрового медиума, по поднимаемой проблематике она далеко не впереди планеты всей. Нам "продают" идеи Сартра, хотя сейчас мало кто из западных фантастов впечатлится его рассуждениями о свободной человеческой воле, ибо балом правят условные "пессимисты" типа Уоттса. 

Ответить

Боссфайт с Симоной под A Beautiful Song занимает первое место в моём сердечке, настоящее театральное представление. Невероятная гармония между действиями Симоны и самой мелодией. Beautiful... beautiful. I must be beautiful!

Ответить

Особенно меня впечатлило то, как при втором прохождении меняется настроение боя.

Ответить