Игры прошлых лет, бывает выпадает возможность не ностальгировать по вовсе не играм, но эмоциям что они дарили, а проверять сами игры и их механики, геймдизайн и идеи на прочность. С одной стороны игры нужно играть на релизе. И конечно же в этом есть своя правда. Самое важное, что игры в принципе очень быстро развиваются по сравнению с другими видами искусств. А развитие во многом имеет под собой заимствование лучших идей из других произведений. И поэтому уникальные и инновационные для своего времени решения будут восприниматься как данность, привычное.
С другой стороны многие игры вполне способны проходить проверку временем. Но иногда на свет появляются игры, что в своей сути не имея сложных концепций создают уникальный опыт. Настолько тонко выверенный, что часто даже сами создатели в сиквелах умудряются лишь немного отступив разрушить этот песчаный замок. Что самое удивительное такие игры, что проходят испытание временем, часто выделяются концепциями иммерсивности.
Подобные игры создают реалистичное окружение и погружают игрока казалось бы банальными и будничными задачами. Но как известно дьявол кроется в деталях. Именно здесь можно допустить ошибку, это довольно тонкая грань сложного механизма, где одно не работает без другого. В этот промежуток времени, конец 1990-х\начало 2000-х, на свет появилось довольно много игр исповедующих эту концепцию. Многие создатели этих игр из-за отличавшихся взглядов использовали разные методы для достижения этой идеи.
Shenmue разработанная Sega AM2 под руководством Ю Судзуки. Одна из первых игр, которые делали упор на погружение игрока в свой мир через инструменты “обыденности”. В отличие от многих других игр здесь это погружение было преобладающим, но при этом не скатывалось в жанр симуляторов.
Серию игр Shenmue часто принято сравнивать с другой именитой серией - Yakuza. По механикам эти игры и правда очень похожи, то по духу они отличаются довольно сильно. Куда логичней, хоть может и довольно неожиданно, найти собрата для Shenmue в лице Gothic. В этих играх очень схожая концепция симуляции мира. Персонажи не делают вид активной деятельности, а именно полноценно живут. Они имеют свое внутриигровое расписание: едят, работают, отдыхают вечером(например в барах), ходят из дома на работу и обратно, спят. Только в Shenmue эта симуляция немного глубже, она уже учитывает дни недели.
На момент выхода игры у меня не было своей приставки dreamcast, но в гостях помню успел немного потрогать игру. И не сказал бы, что она меня сильно впечатлила. Скорее я ее даже не понял. Из-за своей концепции погружения по другому быть и не могло. Спустя многие годы, когда ее уже даже успели портировать на другие платформы в виде обновленной версии, а фанаты успели получить долгожданное продолжение(которое правда судя по отзывам игравших оказалось очень не очень). Спустя годы я все таки до нее добрался. Пусть пока и прошел только первую часть, но остался под впечатление. Игра определенно меня затянула. И это даже не спишешь на ностальгию.
Впрочем оговорюсь сразу, я придерживаюсь мнения, что есть объективно плохие механики и решения, и есть концепция, которая просто может не нравится. Shenmue очень прочно стоит на такой нетипичной концепции. И если она вам не близка, то уже не важно прошла игра проверку временем или нет.
Маленький тихий японский городок, с тихой и размеренной жизнью. На главного героя игры, Рё Хадзуки, сваливаются трагические события. Таинственный незнакомец убивает его отца и забирает загадочное зеркало. Много вопросов и мало ответов. Наш герой становится на путь мести. Казалось бы закрученное начало, но не стоит обманываться, нас ждет довольно размеренное повествование. Все потому что здесь вы такой же один из многих, а не герой вокруг которого все крутится. Добавим к этому симуляцию мира. И вот мы легко можем оказаться в ситуации, когда упустили время и нужный персонаж уже ушел с рабочего места домой. Остается лишь ждать следующий день.
Правда есть один нюанс, в первой Shenmue нельзя проматывать время, а ложиться спать можно только с определенного времени. Поэтому в таких ситуациях лучше не оказываться. Придется ждать в реальном времени. Конечно есть множество второстепенных занятий, игровой аркадный зал с мини-играми, бильярд в баре. Но к определенному моменту эти занятия могут надоесть. Впрочем всегда можно пойти в парк или на стоянку и потренироваться в умениях боевых искусств. Само по себе это реализовано очень просто, но в тоже время лаконично. У Рё есть список уже известных приемов, можно просматривать комбинации для их выполнения. По мере тренировок увеличивается прогресс не только внутри игры, но и у игрока.
Структурно игра представляет собой средние по размеру локации, которые можно исследовать. Есть основные задачи и дополнительные. Довольно часто нам предстоит драться. Боевая система состоит из приемов, которые можно развивать тренировками или покупать\получать в качестве награды.
Сюжет выполнен в духе приключенческих фильмов о боевых искусствах, сама игра очень кинематографичная с теми самыми элементами QTE, которые стали сейчас уже привычными. Первая часть по своей сути является прологом к основной истории. Персонажи хорошо прописаны, имеют связи и свои мини истории, которые можно открыть. Есть и интересные второстепенные квесты, они позволяют например изучить новые приемы или проследить за развитием интересной маленькой историей в течение нескольких дней. Впрочем их легко пропустить, у них достаточно условий для их обнаружения. Например день недели, промежуток времени и погода.
В игре нет маркеров и указателей, но локации небольшие, поэтому это не должно утомить даже тех, кому такое не по душе. При таком подходе даже простые задачи становятся более интересными. Кроме того это дает возможность натыкаться на те самые дополнительные активности. При этом сам мир исследовать интересно. В одних и тех же местах мы натыкаемся на разных персонажей и ситуации.
Стоит сказать о распространенных мифах об игре, которые на мой взгляд даже могут вводить в заблуждение. Самый известный из них, что в игре долгие и утомительные этапы на погрузчиках. Как оказалось это вовсе не так, это буквально несколько игровых дней, которые периодически разбавляются событиями основного сюжета и гонками на этих самых погрузчиках. Еще более нелепо такие претензии смотрятся на фоне гринда многих современных игр, где однотипные занятия занимают в разы больше времени.
В визуальном смысле за счет прекрасной работы по созданию стилистики, игра не вызывает ощущение древности, но конечно уже не поражает графикой, хоть и способна выдавать приятные кадры.
Музыкальная часть прекрасна. Очень хорошо подчеркивает происходящее на экране, как и радует отдельно от игры.
Хоть я и не люблю говорить об эмоциях от игр. Это все таки слишком индивидуально. Впрочем когда в различных местах от разных персонажей периодически слышишь о скором наступление рождества, когда таксист в разговоре говорит, что по радио передавали о наступление холодов, а вечером начинает идти снег. Уже на следующий день наблюдаешь сугробы. Да игра определенно способна дарить эмоции, в том числе за счет таких мелочей. Но нужно быть готовым их искать, обращать внимание, чтобы не пропустить.
Подводя итог могу сказать, что для меня Shenmue встала в ряд любимых игр, уверен вторую часть постигнет та же участь.
Работа вне конкурса
мда лох
Удоли эти букофки и победишь. Даже у тебя пост лучше моего.
В смысле вне конкурса? Вижу тег, а он вне конкурса? Будет еще пост?)
Но все равно репост я попросил.
но тег поставил
Много раз встречал целые простыни про Шенму, какая это великая игра...но так и не прикасался ни к статья, ни к видео, ни к самой Шенму. Теперь прям придется прочесть и понять, почему она имеет такой культовый статус.
Начало интересное, прочел пока только по диагонали (работа).
P.S. Много работ уже в первую неделю конкурса то. Радуете!
Постарался без спойлеров, кроме завязки, правда вторая часть больше про личные ощущения.
Такое чувство, что ты вообще в японские игры не играл - подобные комменты читал и в темах по ателье и ниру. Как тогда обзоры-то оценивать? Или чисто на правах модера?
Комментарий недоступен
Все так, сейчас все больше уделяют внимание количеству контента, а не качеству. Очень много крутых фишек можно найти в старых играх, которые невозможно встретить в современных играх. Хоть казалось бы идет развитие, растут бюджеты.
Маскарад - шедевр. Мне нравятся локации Голливуда и Санта-Моника: ночь, дешёвые, обшарпанные номера мотелей с грязными душевыми, закоулки аллей, яркие вывески и тёмные личности. Даже с такой графикой во всё это веришь.
Обязательно ознакомлюсь, чтобы понять феномен Шенму. Спасибо за лонгрид, надеюсь, ты всё-таки примешь участие в конкурсе. (¬‿¬)
Надеюсь понравится, чем больше фанатов Шенму, тем лучше)
надеюсь, ты всё-таки примешь участие в конкурсе.Неа ¯\_(ツ)_/¯
Комментарий недоступен
Она кстати и правда не очень сложная, не испытал проблем при прохождение.
Отличная статья, кратко и по делу. Сам я естественно не играл в игру, но уже имею представление о чём игра.
Спасибо)
@Аккаунт удален.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
как же он любит работать
я тебя уничтожу
грузчик
Ну все Lesnic заинтриговал своим крутым постом, нужно действительно будет поиграть в шенму. Благодарю за отличный текст :З
Отлично, привлекаем все больше новых участником в фан-клуб Шенму ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Отличный выбор игры для статьи. Даже если найдется более объемная и высокохудожественная в плане текста, конкретно эта уже сейчас претендует на первое место.
Можно еще про МГС написать ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Mmm... Shenmue
Уважаемо
Ничего себе! Игры и на Dreamcast локализовали! И как там перевод?
Ладно, не уговорили не буду я в это играть! За многие годы мы окузуалились и большенство людей забросят эту игру. И. М. Х. О
Зельда показала, что и сейчас такие игры могут быть популярными
Мда, а я и не знал, что там есть снег... Захотелось даже поиграть, но этой зимой наверное не получится, в планах совсем другие игры, а в феврале Силксонг.
Текст очень приятный получился! После лонга по тройке я вспомнил, что не читал этот пост, а он ждал меня в закладках))
Хех, дошла до него очередь)
Спасибо, во второй половине там даже новогодняя атмосфера, и все постепенно сделано, проникаешься прям
Комментарий недоступен
Спасибо, рад что понравилось)
Спасибо за пост, Лесник, желание поиграть в подобное ненулевое)
Если когда-нибудь поиграешь будет интересно узнать впечатления)
Графикой напоминает ГТА 3. И атмосферой. И героем :)
в игру не играл, ощущения по статье.
Только тут герой умеет разговаривать)
Комментарий недоступен
Не, не надо, смысл через 11 дней. Там по тегу норм так постов без репоста почему-то, вот это печалит.
Комментарий недоступен