Добро пожаловать в bullet hell ! Обзор Servants of Harvest Wish

Не лучшая "часть" серии, но вполне подходящая для знакомства с жанром. Тем более, что она бесплатна для скачивания в Steam. Хотя проще от этого игра не становится. Я буду вашим гидом, пройдёмте...

Добро пожаловать в bullet hell ! Обзор Servants of Harvest Wish

Начнём знакомство с основ. Игра представляет собой вертикальный скролл-шутер с возможностью движения как по горизонтали, так и по вертикали в пределах экрана. Помимо стрелок, для управления нужны всего три кнопки: огонь на Z, использование заклинания на X и пауза/вывод меню на Esc. Всё. Предельно лаконично.

Справа на экране отображаются сверху вниз: лучший результат; текущий результат, который сбрасывается при потере всех HP; собственно количество HP, которые можно восполнить, собрав нужное количество "синих квадратов"; количество возможных использований заклинания, которое можно восполнить, собирая "зелёные звезды"; шкала заряда, которая активирует при наполнении магнит для бонусов; ещё какие-то две надписи и логотип игры, куда же без него... Graze - это показатель, пропорционально увеличивающий прирост счёта, который растёт при прохождении снарядов рядом с хит-боксом (он меньше размером, чем спрайт персонажа). Да, ещё можно подобрать целое "сердечко" HP или полную "звезду", но это не просто...

Чтобы получить такое, нужно пройти босса не потратив ни одного HP и без использования заклинаний.
Чтобы получить такое, нужно пройти босса не потратив ни одного HP и без использования заклинаний.

Структура игры сходна с Dark Souls, если бы она была линейной. Есть небольшие участки с рядовыми противниками, которые могут и убить, но в целом представляют существенно меньше угрозы, чем боссы. При этом они не повторяются, предлагают разные испытания, даже мини-боссы есть, и в целом сделаны добротно. Есть авто-сбор бонусов при смещении в верхнюю область экрана. Полёт очень быстрый, уничтожать всех необязательно, а встреча с боссом происходит сразу после. Затем темп немного замедляется, появляются небольшие диалоги в формате визуальной новеллы.

Добро пожаловать в bullet hell ! Обзор Servants of Harvest Wish

Сражения с боссами здесь проходят в несколько "фаз", которые начинаются при снижении здоровья босса до определённого уровня и называются Spell, то есть противник кастует заклинание, которое меняет условия схватки. Фактически, мы сражаемся не столько с боссом, сколько с последствиями его заклинаний.

И как и в любой Touhou, именно эта часть сделана лучше всего. Каждая схватка здесь - грандиозное испытание. И это не фигура речи. Представьте себе, что в souls-like играх было бы ограничение на количество возрождений, потратив которые, пришлось бы начинать всю игру заново. А здесь всё именно так. Правда, есть возможность потренироваться проходить отдельные стадии и даже отдельные фазы боссов, но только при достижении их в основной компании. А почему вы думали такие игры называют bullet hell?

Смена фазы. Довольно эффектно выглядит. Урон в такие моменты нанести нельзя.
Смена фазы. Довольно эффектно выглядит. Урон в такие моменты нанести нельзя.

При начале новой фазы все снаряды уничтожаются. Как и при потере жизни игроком. Как и при использовании им заклинания, но только те, которые в зоне поражения, которая у всех заклинаний разная. Но все защищают игрока и нужны для передышки и нанесению врагу немалого урона. Впрочем, иногда они бывают нужны не только в битве с боссом. Например, если выбрал не лучшее место для маневра. Просто уклониться от снаряда здесь недостаточно - нужно ещё знать, куда уклоняться.

Не случайно внизу экрана отображается местоположение противника - на него вообще некогда смотреть. Но при этом почти никогда не происходит ситуация, что расположение снарядов или бонусов не читается. Помогают здесь две безусловно важные особенности геймдизайна: единство траекторий и визуальное разграничение. Первая заключается в том, что каждый выглядящий одинаково снаряд и заклинание противника обладает идентичным "поведением": увидев один раз, можно точно узнать, что будет в следующий, а также нет сложных изменений траекторий в полете. Плюс все заклинания идентичны во всех направлениях. Второе - каждый снаряд нарисован так, чтобы быть читаемым на фоне всего, что может появиться на экране. Достигается такой эффект вариациями размера, цвета, формы и прозрачности. Звучит просто, но требует усилий не меньше, чем баланс в хорошей стратегии с фракциями.

Добро пожаловать в bullet hell ! Обзор Servants of Harvest Wish

Нельзя не сказать об уровнях сложности. Всего их четыре, последний называется LUNATIC Mode. Единственное отличие - возможность использовать "возрождение" некоторое количество раз. Для игры, в которой у одного босса может быть семь фаз - это примерно ничего. Хотя нет, на высоких уровнях сложности фаз больше и/или они устроены иначе, чем на низких. И режим практики открывается при достижении стадии на каждом из них отдельно. Зато есть четыре персонажа на выбор, с двумя типами "снаряжения", которые определяют основную атаку и заклинание. И там есть сочетания, немного упрощающие прохождение. Впрочем, играть можно на любом, совсем неудачных нет. Лёгкий режим, повторяю, здесь "легкий" только относительно прочих. Да, игрокам, проходившим обычные скролл-шутеры, первые три стадии покажутся "просто сложными". Но вот потом... Это ни с чем не сравнимо. Когда каждая минута без потери HP воспринимается не как "подвиг" даже, а как "чудо". Даже с использованием заклинаний.

Это четвертый босс. Да, потерял HP, когда делал скриншот. На поздних стадиях уже просто не успевал.
Это четвертый босс. Да, потерял HP, когда делал скриншот. На поздних стадиях уже просто не успевал.

А ещё здесь отличный саунд-дизайн и саундтрек. Достаточно динамичный, но без резких звуков и повышений громкости, которые могли бы отвлечь. Больше всего мне нравится вот этот трек:

Игра в целом отличная. Хотя есть ряд минусов. Изначальное разрешение очень маленькое и при запуске на большом экране всё выглядит не очень чётко. Есть микро-оконный режим, но в нём самые мелкие снаряды можно не заметить. Хотя на SteamDeck всё должно быть хорошо. При изменении разрешения экрана игра может превратиться в черный экран до перезапуска. И ещё одно - на стадии 4 есть момент, когда появляются снаряды в виде зелёных звёзд. Можно рефлекторно начать их собирать. Это может быть ошибкой, но скорее всего преднамеренное... усложнение.

Это вообще законно?
Это вообще законно?

Как-то комментировать сюжет, думаю, нет смысла. Игру делали фанаты из студии Dream Compass, так что... Есть оригинальная серия Touhou Project, созданная одним фанатичным японцем c псевдонимом ZUN, который и популяризировал (или даже создал) жанр данмаку (термин, которым на японском обозначают заградительный огонь), который уже на Западе стали называть bullet hell. Существует предание, что он не мог найти игры, которые понравились бы ему, поэтому решил сделать их сам.

Да сколько вас,  гениальных геймдизайнеров, в Японии? А ещё сценаристов, композиторов, художников... А этот вообще всё сам делает.
Да сколько вас,  гениальных геймдизайнеров, в Японии? А ещё сценаристов, композиторов, художников... А этот вообще всё сам делает.

И я прекрасно понимаю, почему у его игр столько фанатов. Потому что такое никто больше не делает. Я понимаю, что это "дежурная фраза", но... Я мог бы "выдать" что-то вроде "Это Dark Souls от мира скролл-шутеров", но не буду. Нет смысла сравнивать работы гениев. Каждая из них самоценна.

Да, фанаты ещё делают, причём неплохо. Но для тех, кому хочется прикоснуться к творчеству непосредственно ZUN'a, в Steam есть несколько его работ с демоверсиями, вот одна из них:

Почему я не сделал обзор на неё? Как бы тема "Японские игры" и всё такое... Во-первых, она на японском с подстрочным переводом, местами только на японском. А я не настолько хардкорный фанат, чтобы учить ещё один иностранный... Играть-то можно, но вот сделать обзор, в том числе обзор интерфейса, уже не получилось бы. Хотя вот такое - уже перебор.

Кто знает японский, можете помочь?
Кто знает японский, можете помочь?

При этом каких-то существенных отличий в геймплее обозреваемой игры и этой я не заметил. Да и в других аспектах тоже. Разве что стилистика персонажей немного другая, но это же естественно. Так что для знакомства с жанром в целом Servants of Harvest Wish вполне подходит. Кому понравится она, понравятся и каноничные части Touhou. Хотя здесь всё в руках организаторов конкурса.

... цветок - цветок, то же самое, ...
... цветок - цветок, то же самое, ...

И еще немного о фанатских работах. Хотя по миру Touhou Project не было снято ни одного аниме с участием автора, кое-что, с пометками вроде "не имеет отношение к канону" всё-таки выпустили. Есть даже любительская русская озвучка (хотя лучше бы сделали ещё и вариант с субтитрами):

При просмотре невольно возникла мысль: вот бы Housemarque сделали такую Touhou на технологиях из Returnal...

По большей части, отсутствие полноценной экранизации - заслуга самого ZUN'a. Мир игры достаточно популярен, фанаты делают тонны рассказов и арта. Но автор хочет делать игры, и... ему не хочется, чтобы они казались каким-то творчеством на тему "того самого аниме". А это вполне возможно.

Но в любом случае, человек полжизни (буквально) потратил на создание абсолютно уникальных игр. При этом не ушел ни в торговцы мерчем, ни в "кодзима-лайк" геймдизайнеры. Он просто работает, год за годом. За что безмерное ему уважение. И фанаты у него хорошие, раз делают такие игры и такие аниме. I LIKE IT!

Самое эффектное заклинание. Да и самое эффективное, наверное...
Самое эффектное заклинание. Да и самое эффективное, наверное...
Контент для взрослых
3131
11 комментариев

Для всех частей серии есть фанатские переводы. Шестая и десятая так даже с нормальными установочниками. Для последних частей русские даже быстрее английских выходили (славься Сайрус и команда тохопатчера). Официальных не будет в принципе.
Часть про даммаку вообще: Зун далеко не создал жанр, а сам творил по мотивам уже нравящихся игр. Главное же, что он сделал — популяризовал фэнтезийную вариацию, подавляющее большинство до него было фантастическими. И дал офигенное объяснение, почему в сражении стреляют куда попало, но не в цель. Также, даммаку, как поджанр, в принципе является «"Dark Souls" от скролл-шутеров», в этом их смысл, не важно, Touhou это или что-то другое.

6
Ответить

Я не знаю всех подробностей, поэтому оставил (создал) в скобках.
А искать фанатские переводы мне сейчас некогда. Мне бы и перевода на английский хватило, но нет даже его... А игры хорошие, тут не поспоришь.
P.S. Не забывайте нажимать галочку вверх под статьей, которая вам понравилась. 

2
Ответить

У меня вопрос, фанатские игры по Тохо = лицензионные, или как там всё устроено с право обладанием и прочим?

1
Ответить

Вроде бы можно продавать фанатские игры, но только без 18+ контента и пометкой  вроде "события игры не относятся канону". ZUN к этому спокойно относится. Хотя лучше бы вы задали этот вопрос Maks-arr (выше), он гораздо больше по этой теме знает.

2
Ответить

Сообщение удалено

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Во много раз веселее. Пару сотен раз, наверное, пробовал пройти одну из частей (эта лёгкая, эту прошёл), так и не смог финального босса победить. Но я ничуть не расстроен, даже то, что мне удалось столько раз до него дойти наполняет оптимизмом и уверенностью в собственных навыках. То есть ничего страшного, если не сможете пройти - это в таких играх не главное.

Ответить