Научпоп
TJournal

Учёный из Франции в шутку выдал фото колбасы за снимок с «Джеймса Уэбба». В твиттере поверили — пришлось извиняться Статьи редакции

По словам автора твита, своей «неоригинальной шуткой учёного» он хотел обратить внимание на проблему фейков в соцсетях.

Иллюстрация Проксимы Центавра и ломтик колбасы чоризо

31 июля Этьен Кляйн, директор Комиссии по атомной энергии Франции и ведущий радиопрограммы «Вопросы о науке», опубликовал якобы новый космический снимок с телескопа «Джеймс Уэбб». По словам мужчины, на фото изображена ближайшая к Солнцу звезда Проксима Центавра — но на самом деле это всего лишь ломтик испанской колбасы чоризо.

Photo de Proxima du Centaure, l’étoile la plus proche du Soleil, située à 4,2 année-lumière de nous.
Elle a été prise par le JWST.
Ce niveau de détails… Un nouveau monde se dévoile jour après jour.
Фотография Проксимы Центавра, ближайшей к Солнцу звезды, расположенной в 4,2 световых года от нас. Снимок сделан с телескопа «Джеймс Уэбб». Какой уровень детализации… День за днем мы открываем новые миры

Пост разошёлся во французской части твиттера, но не все распознали шутку — учитывая статус учёного, многие из его 90 тысяч подписчиков поверили, что на фотографии изображена настоящая звезда. Уже через час Кляйн осознал, что пранк вышел из-под контроля, и объяснился в треде. Он отметил, что это была не просто «безобидная шутка», но и попытка обратить внимание на проблему фейков в соцсетях.

Эта ситуация доказывает, что в соцсетях фейковые новости часто становятся популярнее истины. Если бы я не упомянул телескоп «Джеймса Уэбба», думаю, пост не вызвал бы такой резонанс.

Этьен Кляйн

Однако некоторые пользователи успели раскритиковать самого учёного за «распространение фейков». «Будучи директором по научным исследованиям CEA Officiel, выкладывать такие вещи просто неуместно», — ответил один из подписчиков Кляйна. Когда в начале августа история разошлась в местных изданиях, автор твита отдельным постом ещё раз объяснил шутку и принёс извинения всем, кого ввёл в заблуждение.

Je viens présenter mes excuses à ceux que mon canular, qui n’avait rien d’original, a pu choquer. Il voulait simplement inciter à la prudence vis-à-vis des images qui semblent éloquentes par elles-mêmes.
La blague d'un scientifique https://www.lepoint.fr/tiny/1-2485344 #Astronomie via @LePoint
Я хотел бы принести извинения тем, кого моя мистификация, в которой не было ничего оригинального, могла шокировать. Я лишь хотел призвать к осторожности с кадрами, которые сами по себе выглядят привлекательно
Телескоп «Джеймс Уэбб» сделал самый детализированный снимок кольцеобразной галактики Колесо Телеги Статьи редакции

И фото с «Хаббла» — для сравнения.

233 комментария
Роман Горячкин

Со времен мальчика, орущего "волки" нет проблемы фейков - есть проблема авторитета источника. И "ученый из франции" его лишился.

Ручной кавалер

Вся научная деятельность строится на перепроверке. Какой бы не был авторитетный учёный, все его открытия/теории и прочее перепроверит не одна команда.

Но что об этом знать хомячкам из твитера. Как сказал один "великий" мыслитель: "не рефлексируй, распространяй".

Vitaliy A.

Ок, хомячок с ДТВ, как обычному читателю перепроверить такой фэйк?

Ручной кавалер

Заходишь на сайт телескопа Джеймса Уэбба и смотришь опубликованные снимки. Понимаю, для хомячка с DTF это слишком сложно.

Vitaliy A.
Заходишь на сайт телескопа Джеймса Уэбба и смотришь опубликованные снимки.

Действительно, перебираешь всю библиотеку снимков чтобы убедиться что (бывший) "авторитетный учёный" не спиздел.

Понимаю, для хомячка с DTF это слишком сложно.

Ну так для вас только ***** просто.

Ручной кавалер

Любая авторитетная научная публикация сопровождается ссылкой на статью.

forever8pus

проверка любой поступающей от официального канала информации через официальные-научные каналы - слишком затратная стратегия для просто интересующихся подписчиков.
Фейки приведут не к тому, что люди станут тратить время на проверку, а к тому, что массы интересующихся значительно поредеют. Это как правила хорошего тона в сообществе.

Ручной кавалер

Собственно это и продемонстрировал учёный. В принципе людям без разницы что жрать, вспоминается паста про "небесный объект Х подойдёт близко к Земле и будет размером с Луну"

Говно Говно

Те, кто реально интересуются умеют проверять факты.
А вот фанатов Яна топлеса и других научжоперов это делать тяжело

forever8pus

умеренных фанатов, не имеющих привычки проверять каждое слово - большинство именно они создают современный культ вокруг науки(в хорошем смысле). Если останутся одни педанты-маньяки культура научпопа умрет.

Говно Говно

В большинстве случаев научпоп скатился в сборник случайных фактов

Nick Nick

А какая "обычному читателю" разница? Это же просто красивая картинка. "Настоящие" фотографии с телескопа, кстати, для соцсетей тоже красят и научной ценности они не несут.
Кароч бугурт вообще не по делу, даже если кто не понял, что это колбаса, никому точно не стало хуже.

Никак.
Дождаться пока это сделают специально обученные люди.
Вообще обычному человеку просто фото посмотреть достаточно, а делать выводы не хватает знаний.

Читать все 233 комментария