Статья удалена
Как трагедия с космическим шаттлом вскрыла проблемы NASA. Некоторые из них не решены до сих пор.
Утро 28 января 1986 год на острове Меррит, штат Флорида, где расположен Космический центр имени Джона Кеннеди, выдалось для тех мест морозным — минус один градус по Цельсию.
На площадке для запуска был закреплен космический челнок «Челленджер», гордость программы космических шаттлов США. С металлических балок конструкции свисал лёд в виде «сосулек», разрешенная температура запуска за бортом была на 12 градусов ниже критически допустимой. Но миллионы людей всё равно ждали старта, наблюдая за процессом как на космодроме, так и в телевизионных новостях.
Инженеры Thiokol, одного из подрядчиков разработки шаттла, собрали экстренную конференцию с руководством NASA. В ходе жесткой дискуссии инженеры рекомендовали отложить запуск, приводя аргументы: эластичность уплотнительных колец твердотопливных ускорителей не испытывалась при столь низких температурах. Также представители Thiokol напомнили, что признаки серьёзного повреждения уплотнителей уже выявлялись в ходе предыдущих миссий.
Представитель Thiokol Роджер Божоли был самым категоричным из дискутировавших, он настаивал на немедленной отмене запуска и полной диагностике всех систем. Однако в NASA воспринимали проблему под другим углом, экономическим, социальным и даже политическим. К тому же, представители агентства уверяли, что в случае отказа основных уплотнительных колец, нагрузку на себя легко примут резервные.
К обсуждению подключился другой подрядчик проекта, компания Rockwell International. Ее инженеры усомнились в надёжности плиток теплоизолирующего покрытия шаттла — при столь низких температурах воздуха за бортом, они могли треснуть либо при запуске, либо от непредвиденных процессов внутри аппарата.
Тем временем, вся нация с замиранием сердца ждала от астронавтов — в числе которых была их любимица, учительница Криста Маколифф, победившая в гражданском конкурсе на участие в полете, — больших космических подвигов. К тому же, из-за тепла ракеты на площадке, лёд вроде бы постепенно начал таять... Руководитель миссии от NASA Арнольд Элдрич принял решение: дополнительный час на осмотр — и запускаем!
Шаттл стартовал в 11:38 и меньше через секунду из правого ускорителя, в месте крепления к внешнему топливному баку, вырвался серый дым. Подобные незначительные неполадки случались и раньше, поэтому старт продолжался и корабль устремился в небо.
На 37-й секунде «Челленджер» накрыли мощные порывы бокового ветра. Примерно через минуту полёта, когда шаттл достиг высоты 10 километров, он уже отклонился от курса на несколько градусов. Горячие газы из правого ускорителя прожгли стенки аппарата и вырвались пламенем наружу — уплотнительные кольца, проблемы которых обсуждали на брифинге перед запуском, не смогли обеспечить изоляцию. Раскалённый газ также начал бить в топливный бак, из которого стал выбрасываться жидкий кислород.
Приборы самодиагностики взбесились, в попытке компенсировать происходящий разлад системы. Но в центре управления полётом на Земле царили спокойствие и уверенность — запуск решили продолжать.
На 68-й секунде диспетчер Ричард Кови передал на шаттл приказ о начале ускорения: «Челленджер, увеличивайте мощность». Через пять секунд, на высоте 15 километров, правый ускоритель с силой оторвался от корабля, а кормовой бак сошел с креплений и врезался в топливный отсек, пробив его. Кислород и водород вырвались наружу, вызывая детонацию.
Спустя мгновенье «Челленджер» превратился в яркий огненный шар.
Герметичная кабина с экипажем вырвалась их бушующего пламени на высоте 20 километров. Астронавты внутри испытывали жесткие перегрузки до 20 g (тело в 80 килограмм стало весить 1,6 тонн). Но три человека из семи, запертые внутри алюминиевой банки, всё еще оставались живы, о чем свидетельствовали персональные датчики потребления кислорода. Кабина на мгновенье зависла в атмосфере, а затем резко устремилась вниз.
Удивительно, что даже в такой ситуации второй пилот Майкл Смит пытался отрегулировать систему, судорожно переключая тумблеры в попытке восстановить подачу энергии. Но тщетно: кабина, развив скорость 330 километров в час врезалась в гладь Атлантического океана с перегрузкой более 200 g в момент удара. Все (предположительно еще живые) члены экипажа мгновенно погибли.
Сразу после трагедии, еще до начала поиска обломков аппарата, NASA запретило доступ прессы к высшему руководству агентства. Внутреннее расследование недолго оставалось тайным — до момента, когда президент Рональд Рейган выступил с телеобращением к нации.
Из-за масштабов коллапса для всей космонавтики штатов, была создана новая специальная группа расследования, подконтрольная Рейгану лично, известная сегодня как «Комиссия Уильяма Роджерса». Группа обнаружила множество шокирующих фактов о NASA.
Агентство NASA образовалось в 1958 с ключевой целью — доставить американских астронавтов на Луну, опередив СССР. Эта задача была выполнена 20 июля 1969, когда Нил Армстронг из экипажа «Аполлона-11» впервые ступил на Луну, совершив свой знаменитый «один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». А за два года до этого, весь экипаж «Аполлон-1» погиб на тренировке, сгорев заживо в неисправном аппарате.
В 1971 году, на волне успеха лунной миссии, стартовала программа космических шаттлов, на которую конгресс выделил миллиарды долларов. С тех пор внутренняя структура NASA разрасталась, всё больше погружаясь в бюрократию, коррупцию и некомпетентность руководства. Так, для шаттлов использовались устаревшие технологии программы «Аполлон», результаты неудачных тестирований скрывались в отчетах, а новые идеи считались инакомыслием и всячески пресекались.
Один отдел не знал, чем занимаются коллеги рядом, а корпоративные правила NASA запрещали произносить вслух некоторые слова: например, такие как «постоянная база» и «колония» в отношении проектов исследования небесных тел Солнечной системы, в том числе Луны.
Сразу после трагедии с «Челленджером», Роджер Божоли, выступавший за отмену запуска, был подвергнут травле со стороны NASA и коллег по Thiokol, после чего уволился. Вскрылись факты о работе NASA с подрядчиками.
Оказалось, что о проблеме с уплотнительными кольцами шаттлов (из-за которой погиб «Челленджер») в NASA знали еще в 1977 году, но полная информация об этом подрядчику Thiokol предоставлена не была. По-хорошему, нужно было разрабатывать оборудование заново, но в NASA посчитали возможный риск отказа — допустимым. В определенный момент, в отношении Thiokol применялась даже тактика запугивания.
Вот как результаты проверки звучали официально, из уст Роджерса:
«Это свидетельство выявило проблемы во взаимодействии, [...] основанном на неполной, а иногда и недостоверной информации, на конфликте между инженерными данными и руководящими решениями. Это позволяло руководству NASA игнорировать проблемы безопасности полёта в обход ключевых фигур программы».
В итоге, программа пилотируемых космических челноков, на старте считавшаяся революционной в космонавтике, была сначала временно приостановлена, затем лишена финансирования, а после и вовсе закрыта в 2011 году. С тех пор ни одна программа не получала столь мощного финансирования: например, колонизацией Марса занялись частные агентства, такие как SpaceX и Virgin Galactic, уже продающие билеты на свои челноки будущих туристам.
Но до этого в отношении NASA конгресс инициировал дополнительные проверки, известные сегодня как «отчет Райд», «отчет Пейна» и «отчет Олдриджа».
Особенно интересны «отчеты Нормана Огастина», первый из которых вышел в 1990 году. Он проанализировал структуру агентства, не найдя в нем позитивных изменений — более того, по мнению группы Огастина всё стало только хуже, в том числе у программы космических шаттлов. В отчёте утверждалось, что если NASA не искоренит бюрократию, которая тормозит модернизацию, и не изменит подход к проверке оборудования, может случится новая трагедия.
К сожалению, Огастин оказался прав.
1 февраля 2003 год шаттл «Колумбия», наследник «Челленджера», возвращался на Землю после 16-дневного космического полета.
Челнок возвращался уже поврежденным — во время его старта с Земли оторвался кусок изоляции и повредил левое крыло аппарата. Тем не менее, шаттл смог выйти на орбиту, но нужно было оценить ущерб.
Технические специалисты трижды направляли запрос для получения изображений крыла челнока. Но руководство NASA мало того, что никак не содействовало запросам, а даже неформально их блокировало. По их мнению, ситуация не была критической. Директор миссии Стив Стич отправил с Земли электронное письмо командиру шаттла: «Вы можете возвращаться домой».
Во время входа в атмосферу, левое поврежденное крыло «Колумбии» начало перегреваться, а затем рассыпалось. На выходе из плотных слоёв атмосферы на Землю падали уже обломки корабля. Все семь космонавтов к тому времени погибли.
Большие исследование невозможны без человеческих жертв, тем более когда речь идет о космических полетах. Вот только чем вызваны эти жертвы...
Чему учит история гибели «Челленджера», а затем «Колумбии»? Наверное тому, что космос жесток и не терпит ошибок — особенно, когда они возникают из-за халатности, некомпетентности и просто глупости людей на Земле.
Сегодня NASA — крупнейшая передовая организация, изучающая космическое пространство. Уже есть планы по колонизации Титана, спутника Сатурна, а зонды-роботы подбираются к границам изученной Вселенной. Кто знает, может следующее поколение людей, наконец, начнёт заселение подходящих планет?
Важно, чтобы во всем этом великолепии космических горизонтов главным оставался все-таки человек: его безопасность, его жизнь.
Источники и литература: