Наука
Чердак

Зачем муравьи спасают своих сородичей из паутины? И дело тут не в благородстве

В закладки

Ученые выяснили, что муравьи спасают своих сородичей из паутины, рискуя собственной жизнью. Пойманные насекомые испускают панические сигналы в виде запахов, на которые и реагируют их самоотверженные сестры. Однако биологи напоминают, что не стоит олицетворять такое поведение с муравьиным благородством: все дело в том, что муравейнику невыгодно терять рабочие руки.

Жертвы несчастных случаев и нападений хищников в животном мере редко могут рассчитывать на чью-то помощь, но только если они не живут в обществе. Муравьи неоднократно показывают пример такой взаимопомощи — в частности, они стараются откопать свою сестру (все рабочие муравьи — самки), попавшую под завал или выручить ее из ямы, выкопанной муравьиным львом. Недавнее исследование показало, что существует еще один пример: муравьи-жнецы спасают своих родичей, угодивших в паутину, да еще и разрывают саму сеть.

Насекомые, о которых идет речь, — это обитающие в североамериканских пустынях Мохаве и Сонора муравьи-жнецы Veromessor pergandei. В длину они достигают около пяти миллиметров. Жнецами называют тех муравьев, которые не занимаются охотой, а собирают для прокорма семена растений. Veromessor pergandei не любят жару, поэтому выходят из гнезда на рассвете, пока солнце не поднялось высоко, и колонной идут в поисках пищи, иногда удаляясь даже на 70 метров. Они собирают добычу и несут ее обратно.

Рядом с муравьями часто селятся пауки родов Steatoda и Asagena, которые ставят на пути насекомых сети. Те попадаются в паутину и могут угодить к хищнику на завтрак (ну или на ужин). Но, как показали наблюдения биологов из США и Германии, иногда члены семьи не остаются в стороне: они подбегают к паутине и растаскивают ее по ниточке, высвобождая таким образом пленницу. Далее ее относят к гнезду и чистят от паутины. Если хищник не успел укусить муравья, то в дальнейшем с ним все будет в порядке. Таким образом, муравьи не только спасают сестру, но еще и очищают дорогу.

Во время спасательной операции муравьи рискуют собой: подсчеты ученых показали, что 6% муравьев, которые приходят на помощь, погибает.

Ученые провели эксперимент в лаборатории, где использовали пауков с сетями, просто паутину без пауков, мертвых замороженных муравьев, которых ученые завернули в паутину, и замороженных мертвых муравьев, завернутых в паутину и обработанных выжимкой из нижнечелюстной железы насекомого. Считается, что эта железа вырабатывает химический сигнал тревоги, на который сбегаются спасатели.

В ситуации с пауками и паутиной муравьи вели себя как обычно — рушили и спасали.

Ученые решили проверить, не реагируют ли муравьи на паутину как на обычный мусор, не связанный с попавшими в беду сородичами, и просто бросали ее туда, где бегали рабочие особи. Насекомые остались равнодушны к клочьям паутины.

Тогда ученые использовали замороженные трупики муравьев, обработанные и не обработанные секретом железы. Необработанные также не вызвали у муравьев интереса, зато обработанных насекомые пытались всячески спасти, оттаскивая к гнезду и распутывая. Это значит, что они реагируют на паутину только тогда, когда чувствуют запах сестры, попавшей в беду.

Подробности наЧердаке

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

{ "author_name": "Чердак", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 27, "likes": 106, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "subsite_label": "science", "id": 54256, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 13 Jun 2019 11:12:37 +0300", "is_special": false }
{ "id": 54256, "author_id": 141472, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54256\/get","add":"\/comments\/54256\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54256"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 112327, "last_count_and_date": null }
27 комментариев

В благородство не играют короче

Принесешь мне пару семян - и мы в рассчете.

"все рабочие муравьи — самки"
Вот это я понимаю

Но только генетически, спариваться они не могут.

Люди не видят разницы между формулировками «все рабочие муравьи — самки» и «Подавляющее большинство особей в муравьиной семье составляют рабочие, являющиеся самками с недоразвитой половой системой (для сравнения, у термитов рабочими особями могут быть также и неполовозрелые самцы)», ты слишком многого от них хочешь.

Не помню, то ли Докинз, то ли Тайсон угарал, что науку делают скучными как раз такие уточнения. Ваше уточнение звучит интересно, это ж научпоп, он должен быть простеньким, чтобы просто заинтересовать народ. А уже того, кого заинтересует общая тема, можно кормить подробностями

Это так не работает (и хорошо, что не работает). Надеюсь не будут вопросы из серии «почему?».

С пчелами та же хрень, так что удивляться нечему.

Потерять 6 процентов ради спасения одного муравья по имени Райан?

Не, по имени Марк Уотни. Или даже доктора Манн.

эй, решил проебаться в паутине??!

да я только присела шнурки завязать

Какие нахуй шнурки, мы муравьи!

У вас там в статье про муравьев это жидкость, ссылка битая в тексте. Поправьте.

все рабочие муравьи — самки

Чушь.

Прям как на пикабу, люди даже до википедии не могут дойти.

мне кажется, что тут речь о данном виде "муравьи-жнецы Veromessor pergandei"

На мой взгляд это некорректное обобщение, когда речь идет не просто о самках, а по сути о недоразвитых самках.

Почему недоразвитых? Это альтернативный пусть развития, но он окончательный. Как и альтернативный сплайсинг в молекулярке. Вроде бы и не основной, но в отдельных случаях без него погибнет весь организм.

А еще есть альтернативно одаренные. Кастовость никто не отменял, как бы некоторым не хотелось, подвести мир под собственные фантазии и срезать углы.

Ты видел член у муравья? Вот, значит самки!
Confirmed!
=)

На самом деле это зависит от семейства. Но чаще всего самки у них на добыче, а самцы охраняют муравьиную кучу.

Вырезать из статьи видосик, абзац текста и запостить ссылку на сторонний ресурс - охуенный подход.