Почему художники не хотят обучать нейросети и что с этим делать?

О бунте художников, пользе коллективных исков для регулирования искусственного интеллекта и нашем неизбежном нейросетевом будущем рассказывает Жанна Травкина, креативный продюсер и директор по маркетингу в немецкой CG-студии Mondlicht Studios и продюсер направления «Игры» в Skillbox.

Почему художники не хотят обучать нейросети и что с этим делать?

Разнообразие и возможности нейросеток

Сегодня нейросети способны выполнять самые разные функции. Они создают изображения — нашумевшие Midjourney, Dall-e 2 и Stabble Diffusion, тексты любых форматов — Chat GPT, пишут код — Point-E.

Чем бы вы ни занимались, нейросети уже наверняка проникли в сферу вашей деятельности. Кого-то это пугает, заставляет задуматься об исчезновении ряда профессий в обозримом будущем, а кто-то встречает технологии с распростертыми объятиями.

Давайте разбираться, кто прав и есть ли объективные причины бояться ИИ.

ИИ в новостях и бунт художников

Сегодня упоминаний нейросетей в средствах массовой информации безграничное множество. Многие из них словно предвещают миру начало новой эры машин. Например, в апреле Bloomberg сообщил, что в Китае уже начали заменять человеческий штат роботами. Так, китайское рекламное агентство BlueFocus решило отказаться от внештатных копирайтеров и графических дизайнеров и заменить их нейросетями. Тем же путем пошли крупнейшие китайские игровые компании, такие как Tencent и NetEase, которые начали сокращать сотрудников в пользу искусственного интеллекта.

Такие новости порождают массу противников новых технологий.

«Я потребляю и люблю искусство, созданное людьми. Оно мной движет. Меня не интересуют рисунки роботов, как и распространение ими информации. Искусственный интеллект может делать свои пометки, но рисовать он не способен. Он никогда не сможет передать чувства, выражения или мягкость человеческого лица. Если бы разговор шел об игровом кино, это принесло бы боль…» — заявил режиссер Гильермо дель Торо в интервью Decider.

Один из самых громких случаев — протест художников ArtStation против нейросетей. Они решили изменить свои портфолио на значки с зачеркнутой аббревиатурой AI (Artificial intelligence). Таким образом художники выступили против использования ИИ в сфере искусства и показали, что не поддерживают обучение нейросетей на их работах.

Почему художники не хотят обучать нейросети и что с этим делать?

Чем же так недовольны представители сферы искусства? ИИ всегда учится на контенте, опубликованном в Интернете, иначе говоря, обучается на всех работах, выложенных в открытый доступ, в том числе и авторских. Конечно, не заботясь об авторских правах. Это и приводит художников и артистов в ярость и вынуждает их подавать в суд на создателей и разработчиков нейросетей для защиты интеллектуальной собственности.

Почему коллективные иски — это хорошо

В конце прошлого года, когда нейросети стали популярны в массах, ярко проявилась проблема их контроля: тогда их использование еще не регулировались никакими законами. Например, было непонятно, как привлечь ИИ к ответственности, ведь изначально он не способен создать изображения или текст из ничего, ему приходится использовать кусочки работ других художников, а это слабо сочетается с правом и понятием интеллектуальной собственности.

Как и в любой другой новой сфере, регулирование не поспевает за реальностью. Все законы пишутся постфактум и не могут предупредить каждую вероятную ситуацию. Следовательно, чем больше будет судебных разбирательств, тем скорее появится юридическое регулирование работы нейросетей.

Коллективные иски приведут к формированию определенных правил работы с нейросетями, станет понятнее, где их можно использовать, а где нет и должны ли быть какие-то отчисления художникам, разработчикам или журналистам, если ИИ использует их работы для обучения. Появится ответ на главный вопрос: нужно ли согласие автора на использование его работ для тренировки нейросети.

А пока законы еще не написаны, художникам остается только самостоятельно отстаивать интеллектуальную собственность.

Почему художники не хотят обучать нейросети?

На первый взгляд проблема кажется несущественной. ИИ еще недостаточно развит, чтобы его работы можно было сразу использовать, и их пока еще можно отличить от руки художника. Однако никто не знает, когда все может измениться. Например, Midjourney уже научилась копировать различные стилистики. Отсюда вытекает несколько проблем, которые человечество просто не может игнорировать.

Кадр из игры Detroit: Become Human
Кадр из игры Detroit: Become Human

Первая проблема — уже упомянутые авторские права. Нельзя однозначно сказать, что обучение нейросети на работах других людей нарушает авторские права. Это можно сравнить с обычной учебой в университете. Так, если человек учится на искусствоведа, то он просто обязан изучить работы многих художников, в том числе и современных, и это никак не нарушит их авторские права. Нарушение авторских прав начинается тогда, когда речь заходит о коммерческом использовании результатов чужой работы. А для этих целей как раз зачастую и обращаются к ИИ. И пока не существует регулирующих законов: технически торговля сгенерированными артами не является незаконной. В том числе если они являются частью какого-то коммерческого проекта.

Вторая проблема: практически одномоментно во всех индустриях искусственный интеллект начал отлично справляться с поставленными задачами, в связи с чем специалисты начали тревожиться за свое будущее. В воздухе повис вопрос: зачем платить зарплату условному концепт-художнику, если можно за 20 минут нагенерить 50 визуальных вариантов с помощью ИИ? Художники справедливо опасаются, что, соглашаясь обучать нейросети, они просто создают дешевых и более быстрых конкурентов, которые потом отберут у них доход.

Третья проблема: люди боятся, что их труд упадет в цене, ведь ИИ может бесплатно выполнить работу. Например, в любой момент заказчик может прийти и сказать: «Слушай, у меня есть искусственный интеллект. Я, конечно, помучусь, пока буду запросы формировать, но у меня на это уйдет всего два часа. Он еще и бесплатный, а ты таких больших денег за работу просишь».

Ну и четвертая проблема заключается в банальном человеческом протесте. Креатив — это в первую очередь продукт человеческого разума, и от машин мы отличаемся именно тем, что умеем мыслить и создавать новое.

Эти страхи складываются в отторжение новой технологии, которая при правильном использовании может облегчить человечеству жизнь, взяв на себя рутинные задачи и открыв простор для творчества.

Почему не надо бояться нейросетей

Искусственный интеллект действительно может справиться со многими задачами быстро и качественно. Это напрямую влияет на рынок труда, его перестройку и исчезновение профессий, связанных с рутинной и механической работой. Но этот страх не учитывает, что отмирание одних профессий по причине развития искусственного интеллекта влечет за собой появление новых.

Порой ИИ становится зеркалом социума настоящего времени. Так, всего пару месяцев назад при запросе изобразить заключенного Midjourney рисовал афроамериканца, а при запросе изобразить героиню компьютерной игры — Лару Крофт. Это говорит нам о том, что, обучаясь на собранном в Интернете контенте, нейросети перенимают человеческие стереотипы и видение мира. Анализируя объективные факты, безэмоциональный и холодный взгляд машины на человечество ловит порой серьезные социальные проблемы и стереотипы, вытаскивает наружу те аспекты нашей жизни, которые мы предпочитали бы не видеть и не осознавать.

Нейросеть не сможет заменить эмоцию, навыки и опыт. Она не сможет симулировать наши ассоциативные ряды, которые приводят к действительно уникальным и креативным решениям, потому что у нейросети, в частности, нет фантазии, нет характера и взглядов. А значит, будущее уже не такое мрачное, как его видят пессимисты.

Что будет дальше?

Специалистам любой сферы очень важно дойти до стадии принятия ИИ как можно быстрее. Сразу после этого можно ожидать наступления эры повсеместного использования нейросетей на пользу человечества.

Опытным специалистам необходимо как можно раньше научиться работать с нейросетями. Новичкам в этом деле будет гораздо проще — они сразу смогут использовать ИИ как помощника в своей работе. Помните, что сейчас идеальный момент, когда можно заранее подумать, как использовать ИИ для своего блага.

Кроме того, сейчас, пока ИИ еще не достигли высот своего развития, специалисты могут тренироваться с ними и работать. ИИ приведет к появлению новых профессий и трансформирует индустрию ряда специальностей. Это новая реальность, которую надо принять.

«Нейросеть надо воспринимать как инструмент и помощника»

ИИ — просто еще один инструмент, который трансформирует нашу реальность. Где-то сделает ее намного проще, а где-то усложнит. Можно с уверенностью сказать о том, что благодаря нейросетям у специалистов появится больше пространства для креатива и работы над деталями. Например, в разработке и программировании нейросети возьмут на себя рутинную техническую часть, а огромный простор для творчества оставят людям. ИИ даст дополнительное время, чтобы сделать классный качественный продукт.

***

Каждый месяц в студии разработки игр GameBox мы проводим неформальные встречи с индустриальными экспертами. Они рассказывают о трендах, собственном пути в геймдеве, сложностях и победах — делятся опытом со всех сторон. Материал написан по итогам одного из выступлений.

33
6 комментариев

Тем временем в Японии сказали, что копирайт не распространяется на обучения нейросетей..

1
Ответить

Они сами сплошной копирайт.

Ответить

По той же причине, почему опытные сотрудники не хотят обучать новичков :)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

по шкале шакалов, художник проходит стадию принятия :D

Ответить

СкиллБокс такая хуйня.

Ответить