Про монетизацию стримов и работу стримером
(НЕ)Длинное вступление
В последнее время ДТФ частенько потряхивает тема стримерства. Вижу постоянные дилеммы на тему "это работа или не работа, это легко или это сложно, зажрались, им там все легко или туда невозможно вкатиться ноунейму".
Когда-то хотел написать про свой опыт стримерства: вкатывался три раза, последний был относительно недавно (пик приходился на ковидные времена, но этот пост похоже так и останется в черновиках). И именно последний раз я мог бы назвать работой, но не потому что это было сложно, или я много уставал.. Просто моя деятельность, на тот момент, больше всего подходила под мое определение работы. В моем понимании оно такое:
Работа — деятельность, направленная на получение дохода.
Вот так вот просто: ты что-то делаешь, а оно приносит тебе деньги бумажные. Сразу отделю от этого термина ещё один:
Подработка — то же самое, что и работа, только в меньших объемах, т.е. занимает меньше времени/непостоянная/второстепенный источник дохода (нужное подчеркнуть).
Всю остальную деятельность человека, которая не направлена на явное получение дохода, я бы называл как угодно, но по другому: хобби, увлечения, досуг и тд. и тп. Уверен, что все те, у кого работа "не про зарабатывание денег", живут, скорее всего, засчет чего-то иного или засчет кого-то. С такими людьми, по данной теме, полагаю, к пониманию мы не придем.
Про работу стримером
Расскажу о разнице в моих подходах, и почему первые два я не могу назвать работой, а последний — могу.
Первый подход был в начале 10-ых — у меня просто был ноут, ножка-микрофон и куча энергии. Стримил всякую ерунду, буквально все, что попадется под руку. Расписание стримов было хаотичным, т.е. его не было.. На тот момент, конкуренции и вообще стримеров было не так много, а качество трансляций сильно отличалось от того, к чему многие привыкли сейчас, поэтому десяток своих стабильных новых зрителей + такое же количество друзей постоянно зависало на моих трансляциях. На тот момент, как раз-таки я и был человеком, которого не заботил доход, поэтому меня все устраивало: подрубил — погнали! Прошло время, появилось множество других интересных дел, и на стримы я понемногу подзабил..
Вторая попытка была чуть позже, в универе, принцип и подход тот же, только железо новее: картинка посимпатичнее, микрофон получше + какая-то вебка. В целом, этого было достаточно, и опять-таки десяток своих постоянных зрителей был найден, периодически появлялись небольшие донаты и все такое. Даже немного успешным я бы этот заход тоже не называл, но и усилий каких-то титанических приложено не было.
Третий подход был сос мыслом, у меня появилось реальное желание вкатиться и стать стримером (хотя бы на время), благо времена для этого были подходящие — полностью удаленная работа, начинался ковид (т.е. больше людей сидят дома и потенциально заинтересованы в стримах) —будто бы все благоволило, ибо примерно в течение года до этого я примерялся и ждал момент, чтобы начать тратить много времени на это действо.
Из наследства к третьему заходу у меня было немного старых зрителей, на которых уж сильно рассчитывать не стоило, ну и сильно сократившееся число друзей, которым стримы чаще всего были не интересны.
И первое, над чем предстояло поработать — план. Да-да, по моим прикидкам тут требовался четкий план "как входить в хату.. т.е. в стримерство". На тот момент, у меня уже было несколько каналов на ютубе, твич, заброшенная группа в ВК и ещё какая-то неведомая никому не нужная хрень. Все это я немного привел в порядок, оформил, как мог. Выложил пару приветственных постов и видео, а также запилил.. розыгрыш. Банально и обыденно уже тогда, а сейчас и подавно. Хотя это все ещё отличный маркетинговый ход, который в первые разы многому меня научил. Сам по себе розыгрыш является лишь временной рекламой, этакой силой привлечения внимания, которое очень быстро иссякнет, если стримеру нечем зацепить и удержать потенциального зрителя. Как удержать зрителя? Вариантов много, и первое, на что в дальнейшем я чаще стал обращать внимание: что и как разыгрывается.
Можно абсолютно бесполезно разыграть 10 тысяч рублей, машину, дом. И это не соберет какой-то ажиотаж, не даст ощутимого профита тому, кто его проводит. Информационное поле с каждым годом становится все насыщеннее: казалось бы, сейчас гораздо проще показать себя миру, ведь каждый может взять телефон и провести прямой эфир на крупной площадке, которую смотрят зрители по всему миру! Однако, количество предлагаемого контента настолько велико, что пользователи подобных площадок оказываются узниками своих интересов, каналов, которые они смотрят, а в связи с этим, алгоритмов поиска подходящего контента, который появляется в рекомендациях. У вас же тоже бывало такое: начинаешь дайвить по условному Ютубу и обнаруживаешь блогера с 10 млн зрителей, который снимает очень крутые видео уже 15 лет, но вы про него ничего и никогда не слышали.. Все дело ведь в инфополе, которое образует некие пузыри из рекомендаций вокруг каждого человека. Таким образом что-то даже очень заметное может оказаться нами не замечено.
Уверен, если прямо сейчас кто-то устроит розыгрыш автомобиля в своем канале на 50 человек, хайпа с этого не будет абсолютно никакого. Более того, даже из тех 50 человек, большинство решат, что это шутка или развод (не знаю, какие уж у вас там отношения). Получается, хорошему розыгрышу требуется хороший хайп, а ещё было бы славно попасть в свою же тематику: ведь вас явно не привлечет розыгрыш масочек для лица, который появится у блогера-обозревателя автомобилей (хотя, хрен знает, привет, Дубровский). Кстати, у того же Жекича сделано было идеально для продаж и продвижения бренда: хайп делает деньги на том, что вы хотите поучаствовать в розыгрыше и тоже похайпить. Круг замыкается. Очень похоже на лотереи, которые сейчас, как будто бы отошли на второй план.
Но мы немного отклонились от темы.. тематикой канала была выбрана CS:GO, в которую на тот момент я с удовольствием залипал в свободное время. И это была та ниша, в которой достаточно просто проводить розыгрыши, ведь в игре достаточно много различных предметов, которые стоят от копейки. Плюсом у меня уже тогда был достаточно богатый инвентарь, который я набил путем открытия кейсов и выгодных обменов.
С тематикой определились, а как быть с фишкой канала? Ведь люди в подобных играх смотрят либо кого-то скиллового (точно не я), либо кого-то с особыми фишками. Например, периодически видел на твитче батю с сыном (6 лет), которые парно рубятся в стрелялки, либо ребят, которые строят медиа команды (тренируются, проводят буткемпы), есть ещё в целом забавные персонажи или откровенные треш-стримеры. Из всего этого я выбрал — ничего.. Быть треш-стримером вроде бы зачастую хайпово, но потом переобуться в серьезного дядьку будет очень сложно, а оставаться навсегда клоуном в кадре не хотелось бы. Вообще, лучше подавать себя сразу так, как хотелось бы, чтобы вас видели всегда.
Переобувание, смена формата — то, к чему очень болезненно относится аудитория. После подобного можно порядком растерять весь свой актив, ведь люди могли приходить за тем, чего вы их отныне лишаете.
Мой выбор фишки пал на обычные человеческие, доверительные отношения. Для понимания, как это работает, можно задать себе вопрос: почему некоторым людям не все равно, как у меня дела и что я делал в течение дня. Речь, конечно же, про ваших близких, друзей и знакомых. Грустно, если у кого-то не так, но, думаю, большинство понимает посыл — нужно стать кем-то для зрителя, чтобы он к тебе привязался. Конечно же, это работает в обе стороны, поэтому интерес будет обоюдный и, главное, настоящий. Именно с такими людьми должен начинаться и развиваться ваш канал, именно они смогут составить ту самую базу, платформу, которая станет основой основ. Естественно, не все люди подойдут вам, а вы не подойдете всем — и это нормально. Дело тут вовсе не в количестве, а в качестве, ведь эти люди будут выбирать именно ваш канал для своего досуга, а ведь вариантов досуга сейчас очень много.
Проведя небольшой анализ по каналам моих коллег по цеху той же тематики, я пришел к выводу, что на достаточно серьезных каналах с 1-5к онлайна в целом около 200-400 активных чаттерсов (участников чата). Понятно, что некоторые из них боты, но все же примерно такое количество активных зрителей заставляет чат "лететь" и создает иллюзию сумасшедшей активности. Ещё более насыщенные чаты будто бы не имеют смысла, ведь там постоянно пролетают тысячи однотипных сообщений, такое взаимодействие и такой уровень хайпа мною не рассматривался.
Как же я находил первых зрителей, ведь у твича нет алгоритмов, и он не продвигает маленьких стримеров. На самом деле, с подобными суждениями про алгоритмы и рекомендации не соглашусь. Твич достаточно ловко двигает два алгоритма: "Вам могут быть интересны каналы, так как вы смотрели Х" и "Зрители канала Х также смотрят следующие каналы". Поняли к чему я? Твич благоволит перегону аудитории. То есть, стоит вам откусить кусочек пирога, например, получить рейд и немного подписок от другого канала, так со временем вы начнете появляться в рекомендациях у зрителей этого канала, а у ваших зрителей появится тот канал. Гарантия не 100%, ведь каналы могут много и по разному активничать, а ещё там явно высчитываются проценты тех, кто остался смотреть, подписался и все такое, но, как вы думаете, почему так часто большие стримеры занимаются перегоном аудитории с канала на канал? Почему так развиты рейды? Все это не просто так.
А теперь-таки про первых зрителей, здесь все достаточно примитивно — я выискивал их в пабликах по интересам, заводил общение в комментах, затем приглашал на стримы и какие-то совместные активности. Периодически подогревая интерес розыгрышами. Это нудно, сложно, долго, но работало. С некоторыми из них я реально подружился, другие же стали частенько заглядывать на канал. Естественно, многие ушли или потерялись со временем, со многими контакт прочным не стал или не завязался и вовсе.
Через некоторое время у меня появился небольшой прирост новых зрителей, который я бы назвал "сам по себе". То есть, к приходу этих зрителей я прикладывал руку разве что косвенно: им про стримы говорили мои зрители, либо рекомендации выдавал уже Твич. Количество подписчиков и среднее количество зрителей потихоньку росло, поэтому начали поступать первые предложения о сотрудничестве. Коллабы с другими мелкими стримерами, кстати, я не делал, рейды не давал, так как не видел смысла. И никого не рекламировал, таков был принцип (исключительно касался других стримеров/блогеров/каналов). На стабильном онлайне в 20-30 зрителей ко мне посыпались предложения от всяких скам рулеток со скинами, таких тоже я не рассматривал.
Каналу нужно было развивать свои фишки и повышать удержание новых зрителей, поэтому было принято несколько решений:
- выпускать больше роликов, куда должны быть приглашены мои гости со стримов или зрители, а также выпускать краткие мемные нарезки со стримов. Тема выстрелила, после новых роликов люди заходили и сразу писали какие-то фразы из просмотренных видосов. Некоторые из них даже стали фразами канала, которые можно было активировать за баллы.
- больше работать с баллами канала. На тот момент это была относительно свежая и многими недооцененная новинка, которую я использовал на полную катушку. Именно за баллы канала зрители могли участвовать в самых крупных розыгрышах, влиять на ход стримов, включать мемные фразы и развлекаться по полной. Баллы превратились в настоящую валюту канала, за них также можно было покрутить рулетку из скинов и прочих наград.
Каждый стрим теперь имел расписание, каждый шаг на стриме был обозначен в моем плане. Те, кто сидел на стримах часто, достаточно быстро привыкли к выработанной структуре и графику стримов, а новенькие легко погружались и плыли с нами по течению. Все события в группе также были распланированы, например:
- Понедельник — пост с новостями прошлой недели, розыгрыш (недельный), синематик + стрим
- Вторник — видео на Ютуб с моментами, опрос в канале + стрим
- Среда — порция мелких видосов, быстрый розыгрыш (дневной)
И так, фактически, был расписан каждый день. Стримил я 4-5 дней в неделю. Иногда больше. Новых зрителей продолжал в том числе искать самостоятельно, а на большие ивенты делал таргетированные рассылки. Твич уже тогда предоставлял достаточно хорошие данные и отчеты по стримам, которые я периодически анализировал, чтобы понимать, когда и почему количество людей уменьшилось, как можно выгодно скорректировать время начала и окончания стримов.
Твич поглотил меня целиком и полностью. Я изучал шметрики, придумывал какие-то новые форматы и постоянно что-то тестировал. Пытался продвигать канал всякими способами. На самом деле, стримы в жизни такого стримера занимают лишь малую часть времени. Гораздо больше времени я проводил, занимаясь околостримерской деятельностью.
Очень грущу, что большую часть своего "творчества" затер на Ютубе, с удовольствием бы посмотрел и оценил это сейчас. Из самых интересных форматов, которые понравились зрителям:
- Рейды на скамеров. Мы делали это онлайн и оффлайн. Я горжусь этим и рад, что многие откликались и помогали нам с этой темой. Ведь скамеров, на тот момент, появлялось все больше, как и вариантов обмена, как и ведомых. В своих рейдах при помощи зрителей я раскручивал мутные схемки, проверял по запросу все тех же зрителей различных продавцов и группы, продающие скины. В придачу к проверкам, каждые две недели выходили видосы, где мы пытались научить и подсказать, как не повестись на популярные разводы, и не оказаться мамонтом. Ну и прикладывали нарезки со рейдов.
- Краткие нарезки по играм. Небольшие выжимки интересных моментов, которые произошли во время прохождения той или иной игры. Иногда весело, а главное — коротко и по делу.
- Фраг муви — это когда снимаешь "типо крутой, смотрите, как я могу" (на самом деле не крутой, но эпичная музыка решает).
На самом деле, со временем интерес к самой контре, как к игре, в которую надо играть самому, поугас. Мне все больше нравились какие-то сторонние активности. Как уже было написано ранее, сменить формат целиком — значит, скорее всего, получить непринятие и частично растерять аудиторию. К такому я был не готов, а потому потихоньку начал разбавлять недели стримов всякими сторонними активностями. Оттуда вот взялась тема с рейдами, потом туда же добавился один день на неделе со стримом по одиночным играм. Интерес был меньше, но я смог подогреть его со временем, разыгрывая практически каждую игру, которую проходил + активностями в этот день, и сюда же добавились очень хайповые истории с открытием кейсов (большие опененги, которые правда стоили мне внушительных средств). Баллы канала получили также свой апгрейд — мы начали собирать большие средства на активности (сборы канала — каждый зритель добавляет баллы в общий фонд, чтобы достичь определенной цифры и получить какую-то награду сообщества), а также я стал делать сезонные ивенты, на которые можно было купить пропуск за все те же баллы канала. Самый кайфовый был новогодний пропуск, который включал в себя несколько розыгрышей, ряд стримов по играм и ИРЛ, несколько активностей и большую раздачу новогодних подарков (каждому участнику - гарантированный приз). Все это под музыку, с переодеваниями и все такое.
И еще одним моим увлечением, которое я начал транслировать — организацию турниров. Да, на тот момент меня это очень увлекло. Более менее крупных турниров было проведено меньше чем пальцев на двух руках, но все же.. Это было очень круто, и это очень нравилось зрителям, хотя и требовало дополнительных расходов, кучи договоренностей, свободного времени и тд. и тп.
Да, у меня, на тот момент, была и другая работа, но основной работой по количеству затраченных сил и временя, я бы назвал именно стримерство. Надеюсь, мне удалось объяснить, что стример, который занимается этим, как работой, необязательно бездельник, а вполне может отдавать все свое время этому занятию. И усталости, в своей мере, у него тоже предостаточно.
Выбор стримерства, как основной источник дохода
В чем принципиальное различие с, как мы говорим, "обычной работой" ? А оно в том, что "обычная работа", чаще всего, сразу и достаточно четко и понятно оплачивается. Доход стримера, же, напротив, всегда зависит от различных факторов, в том числе и от действий самого стримера, которых может быть много, а выхлоп — никакой.
Также стример вынужден вкладываться в развитие своего канала: рекламу, улучшение контента, наем работников, поэтому, например, просто просуммировать его доходы и сделать вывод, что он заработал миллионы, подход неверный. Также как и в бизнесе, подумать, что после продажи партии товара, все полученное пойдет в карман бизнесмену, а не вернется в оборот.
Для себя я пришел к такой мысли: для монетизации этой деятельности надо четко понять, кто будет твоей ЦА и засчет чего будет происходить эта самая монетизация:
- Донаты? Тогда это вряд ли будут дети, а ещё донаты непостоянны, так что придется поработать над рычагами подталкивания (триггерами) для этих самых донатов. Меркантильно? Да, а иначе как, вы ведь заработать хотите, а добровольные пожертвования не очень пахнут стабильностью. Тут надо прогревать..
- Реклама? Тогда надо знать, какая и в какой области. Желательно сразу глянуть большие каналы похожей тематики и разобраться, есть ли там вообще перспективы.
- Подписки? Крутой механизм в современности, но нужно всегда помнить о контенте, без которого эти подписки никто оформлять не будет. И опять-таки про платежеспособность ЦА подумать.
- Другие варианты? Их много: личный бренд, прямые продажи, наставничество, перегон аудитории и тд. Но опять-таки все упирается в ЦА, ведь не определив ЦА нельзя будет прогнозировать.
Какой вариант выбирал я? Совмещал рекламу и донаты/подписки. Естественно, с небольшим прогревом в части "добровольных пожертвований". Хотя отношения с аудиторией были очень теплые, поэтому "Привет, держи 200 рублей, хорошего стрима и отличного настроения" тоже было достаточно.
В последние полгода активного стримерства я вышел на 40+ тысяч чистого дохода в месяц, с учетом приличных трат на розыгрыши и прочие активности. Тут надо отдать должное аудитории, многие начали предлагать свои предметы для розыгрышей, либо даже отказывались от выигрышей в фонд будущих активностей.
Теплые воспоминания
Из самых теплых воспоминаний:
- Новогодние раздачи подарков в рамках ивентов, а потом запойные стримы по Гарри Поттеру. За два дня я вроде бы прошел все части, со мной 2 и 3 января откисало под новогоднюю музыку в среднем аж сотня человек. Мы кидали гномов, били слизней, в общем, занимались очень важными делами.
- Стримы на выходных по затянувшемуся турниру. Тысяча переносов, сорванный голос, съеденные в спешке за компом бургеры и пиццы. Два отката результатов матчей. Это было нечто. И все мои 6 комментаторов потом говорили, что ощущения непередаваемые, хотя обозревали мы всего лишь обычный нами организованный турнир десяток на Faceit. Пришлось побыть комментатором, админом, организатором, парламентером, переводчиком и еще много кем. Жаль, не слесарем 5-ого разряда, который пробегал кабанчиком))
- Видео с новогодними поздравлениями, а также поздравлениями на ДР канала. Очень трогательно.
- Эмоции на опенингах.
- Неожиданное тренерство команды по Доте))
- Теплые ИРЛ стримы по Формуле 1, дачные посиделки, настолки.
- На самом деле, за 3 года (промежуток последней активности) было очень много всего интересного, так все и не перечислить.
- До сих пор иногда приятно, когда на мою внезапную активность канала слетаются старые подписчики и пишут "спасибо за детство, было круто", "смотрел тебя в школе, как поживаешь", "когда турнир, раньше классно отжигали", либо просто спамят фразами из старых видео.
Мысли по развитию стрим-каналов
- Нужно всегда знать свою ЦА
- Важно иметь план (стримов, развития) и понимать, зачем стримишь: это-таки досуг или работа
- Если ЦА не ищет тебя, ищи её сам
- Механизмы площадки для стримов хорошо бы освоить и применять по максимуму (например, баллы канала)
- Не забывать поглядывать отчеты (там можно найти много интересного)
- Нет смысла стримить 10 часов для одного зрителя, если цель — развить канал, лучше потратить 9 часов на поиск еще двух зрителей и провести всего часовой стрим для трех зрителей
- Развитие канала требует вложений, хорошо бы озаботиться доходом, так все пойдет гораздо быстрее
- Большой расход на раскрутку не означает успех. Важно правильно применять свои финансы и не тратить лишнего, ведь это не поможет достичь желаемого
- Если у канала одна фишка, которая цепляет с первых минут — это круто, но только для первых минут, дальше нужна какая-то ещё фишка. Люди не будут много времени вестись на одно и то же
- С самого начала покажись таким, каким хочешь остаться навсегда
- ..И что-то там ещё, а то увлекусь, разберут на цитаты))
Мои лучшие результаты
Самые большие рейды, которые получал достигали 3-4 тысяч зрителей.
Без рейдов трансляции турниров в совокупности в потоке (4 канала) собирали до 1.5к зрителей.
Основной канал на обычных стримах в пике активности собирал в среднем 120 зрителей.
В пике активности (ИРЛ и турниры) средние цифры были где-то в районе 400-500 зрителей.
Самый длинный стрим: 48 часов, посленовогодние прохождения серии игр Гарри Поттер.
Самый душевный стрим: новогодний, смотрели поздравления Президента и вытаскивали подарки из колпака Деда Мороза.
Самый большой лот на розыгрыш: нож из контры, около 30к рублей ещё по старому курсу (сейчас раза в два дороже).
Почему закончил со стримами
Наверное, наигрался, да и перспективы в основной работе были интереснее. Пришлось выбирать, и выбор оказался в пользу другой деятельности. Тем более, когда начинаешь отвечать не только за самого себя, но и за качество жизни других людей, наверное. нужно идти туда, где теплее. В любом случае, ни о чем не жалею, вспоминаю те годы с теплотой и легкой грустинкой. С радостью вкачусь к кому-нибудь на стримы или в активности, как будет время.
Кстати, свои ссылки на твич можете оставлять в комментариях, вдруг где-то на ДТФ есть скрытые гемы, о которых пока никто не знает :)
Итоги
Такой вот, местами, сумбурный получился пост, так как времени было не очень много, а если я начну растягивать, то он никогда не выйдет.
Я все же считаю, что стримерство можно назвать работой, главное, понимать, какое значение в понятие "работа" вкладывается. Мою интерпретацию теперь вы знаете.
Надеюсь, кому-то было интересно, а кому-то, может, помогут какие-то мысли или сведения из моего личного опыта. В любом случае, всем стримерам терпения и удачи! Работягам (я с вами) чудесного и продуктивного пятничного рабочего дня!