Генуэзская крепость в Судаке - идеальная локация с реальной историей
Иногда бывает так, что попадаешь в какую-нибудь точку на карте, и в голове сразу всплывают ассоциации с локациями, которые когда-то видел в фильмах или компьютерных играх.
Или, которые хотел бы там увидеть.
Недавно я как раз побывал в одном таком месте
Представьте: вы запускаете какой-нибудь градостроительтный стимулятор или глобальную стратегию в средневековом сеттинге.
Камера медленно поднимается над побережьем, и вот на горизонте появляется крепость на горе — мощные стены, башни, отвесные скалы, синее море внизу. Атмосфера такая, что хочется нажать «Синхронизировать» и прыгнуть в бухту… хотя в реальной жизни это был бы аттракцион "минутка". Полёт красивый, но короткий.
Добро пожаловать в Генуэзскую крепость в Судаке — место, где история, архитектура и атмосфера Средневековья идеально совпали!
Пролог: как фракции делили карту
XIII век. На карте мира идёт глобальное PvP — Золотая Орда контролирует большую часть Евразии, итальянские торговые республики держат флот, а Великий Шёлковый путь — главная торговая артерия в мире.
Сугдея (так тогда назывался Судак) была ключевой точкой этого пути. Удобная незамерзающая бухта, мягкий климат, торговые связи...Но монгольский хан с морской логистикой был на «ты» примерно так же, как и я с Dark Souls без роллов, поэтому он сдал порт в аренду Генуэзцам. Да-да, так можно было — без выстрелов и осад.
Просто: ты мне золото - я тебе город, потом вернёшь, как надоест))
Но в XIV веке Золотая Орда начала разваливаться под весом внутренних конфликтов. Генуэзцы, как опытные игроки, дождались момента, «вынули мечи» и забрали себе весь Южный берег Крыма, включая Сугдею.
Level Design по-генуэзски
Строительство крепости шло примерно сто лет — ранний доступ тогда был не в чести.
Она имела три уровня обороны:
- Внешняя стена у подножия горы — первый рубеж, который задерживал штурмующих на подходах.
- Средний ярус на склоне — укреплённая стена с башнями, которая позволяла атаковать сверху, если первая линия прорвана.
- Верхний ярус на гребне — финальная арена с командным пунктом. Но дойти жо неё вражеской армии было не проще, чем пройти миссию с вертолётиком в Vice City
Танкующие башни
Генуэзцы неплохо вкладывались в изучение технологий, и при строительстве внедрили новинку — круглые башни. Оказалось, что ядра пушек того времени отскакивают от них по касательной, нанося на 60% меньше повреждений, чем квадратным. Нормальная такая пассивка в реале — живучесть всей крепости сразу возросла просто за счёт геомерии.
Что вы знаете про средневековый Gatekeeping?
Ворота — самое слабое место любой крепости. Но здесь их превратили в полноценный «kill zone». Только посмотрите, сколько инженерных ухищрений здесь применили архитекторы:
- Тройные ворота: трое последовательных дубовых ворот, обитых железом, причём первые и последние были со своей герсой (опускающейся решёткой)
- Узкий коридор между ними — невозможно развернуться или прорваться строем.
- Барбакан — открытая площадка перед воротами, обнесённая стеной и простреливаемая со всех сторон. Если враг сюда попадал, он мог по праву называться "зомби", ибо превращался в будущий труп со стремящейся к бесконечности вероятностью.
Добавьте к этому арсеналу ров и подъёмный мост, чтобы совсем исключить сюрпризы. И это, так-то, только первая линия обороны!
Природные преграды
С юга крепость защищала отвесная скала, с запада — горные хребты, с востока — бухта. «Невидимые стены» сделаны здесь самой природой. Хотя это в принципе было в правилах фортификационного строительства того времени - выбирать места для крепостей, в которых природа помогает их защищать.
Неприступных не бывает
Крепость конечно была максимального уровня, но в XV веке пришли османы, у которых, похоже, было установлено DLC Heavy Artillery, и абилка на полный игнор к потерям. Крепость пала, и на карте это место перекрасилось в цвета новой фракции. На три века Судак стал османским, пока в XVIII веке в него не зашли русские войска.
Почему это место — must visit
Стоя сегодня на стенах Генуэзской крепости, ловишь чувство, будто играешь в живую историческую RPG. Здесь был Рим, Византия, Золотая Орда, Генуэзская республика и Османская империя — всё на одном склоне, под одной панорамой! Всё, что все мы делали в глобальных пошаговых стратегиях и кроворазливающих экшенах здесь происходило на самом деле! В живую. В реальности. И кто знает, может быть именно на том месте, где я сделал одно из своих фото, какой-то римский легионер тысячу лет назад нёс вахту. А может за него сражался ордынский воин, или пристреливал к нему пушку турецкий артиллерист...
Всё-таки наши сегодняшние развлечения часто куда более реальны, чем нам кажется на первый взгляд. Просто они реальны не в нашем времени, а в прошлом. И от этого бывать в таких местах вдвойне интересно!
В моём Telegram-канале — фотки, видео и ещё больше «лутбоксов истории», которые невозможно купить за донат, но можно увидеть своими глазами. Присоединяйтесь, и поехали вместе!