Магия в искусстве, ее истоки и почему DnD плохое фэнтези

Магия в искусстве, ее истоки и почему DnD плохое фэнтези

Вера в сверхъестественное равно как и религия, сопровождают наш вид, с самого его появления. Мы не будем здесь спорить и обсуждать религию, лишь скажем то, что магическое мышление появилось у человека гораздо раньше, чем мышление рациональное. Некоторые историки, считают, что даже у наскальной живописи было магическое значение.

Наскальные рисунки найденные в Австралии
Наскальные рисунки найденные в Австралии

В раннем социуме людей, ещё не появились должности, и каждый человек сам занимался так или иначе "магией": обращался к духам, поклонялся тем или иным предметам. Позднее, шаманы, жрецы и прочие, монополизируют право на магию. В эти периоды, магия - не какая то отдельная структура, а часть их жизни, а значит и не магия вовсе.

Карл Бодмер - Танец бизонов
Карл Бодмер - Танец бизонов

Немного скакнем вперёд в средневековье, когда магия начала приобретать немного другой вид, но перед этим упомянем что греки и римляне относителись к магии и обрядам скорее плохо, чем хорошо. В средневековье, отношение к магии сталось сугубо негативным, так как сама "магия" противостовлялась "чуду Божьему", ровно также как и "язычество" противостовлялось "христианству". Забавно, что в том же исламе и иудаизме отношение было немного мягче. Касалось это также отношения к демонам. Если у христиан те же демоны были абсолютным злом, то в исламе джины, являются неоднозначными персонажами.

Магия в искусстве, ее истоки и почему DnD плохое фэнтези

Так или иначе, в средневековье религия была тесно связана с наукой, а значит наука и магия никак связаны быть не могли.
В итоге, под влиянием христианства, в западном обществе магия не относится ни к религии, ни к науке(исключение "алхимия").
Нас больше интересует влияние христианства и его представления о магии на искусство, а так как наиболее точным сочетанием искусства и магии является фэнтези, то поговорим о нем.

Магия в искусстве, ее истоки и почему DnD плохое фэнтези

Современный вид этому направлению искусства дал всем нам известный профессор Джон Рональд Руэл Толкин(верующий католик, между прочим).
Я бы ещё добавил Роберта Говарда, так как он своим циклом о Конане-варваре оказал не меньшее влияние.
Что же представляет собой магия в произведениях Толкина? То самое христианское "чудо". Вы не увидите в его произведениях таких привычных нам фаерболов и расенганов.
Даже те самые великие артефакты, кольца и палантиры хоть и внушают трепет и интерес, но являются очень редким явлением, с порой весьма большой платой за использование.

Магия в искусстве, ее истоки и почему DnD плохое фэнтези

К чему нам Единое кольцо, дарующее невидимость, если плата за него зависимость и развращение этим кольцом? Гном 6 уровня из деревушки Даунхил наколдует хоть 10 таких заклинаний.
К чему нам палантиры, позволяющие общаться на расстоянии? Дроу 8 уровня из замка Нигерхол может телепортировать вас куда угодно. Можете купить вон у того торговца-капиталиста пару свитков телепортации, если дроу ушел в очередной поход.
Понимаете к чему я веду?

Магия в искусстве, ее истоки и почему DnD плохое фэнтези

Возьмём другого фэнтези автора, возможно самого популярного писателя современности в жанре фэнтези - Джорджа Мартина и отправимся в земли Вестероса и Эсоса.
Магия в произведениях главного прокрастинатора современности - ритуал, так называемое чудо, таинство, что угодно, но не скучная рутина. Она столь же редка и таинственна, сколь и ужасна. Ее редкие вплетения сюжет никак не ломают логику мира, и не оттеняют все внимание на себя, а лишь дополняют повествование. Порой кажется, что магии в мире Мартина почти и нет.
Но это все обман. Магии в песни льда и пламени - очень много. Безликие Браавоса, жрицы красного Бога из Асшая, валирийские маги крови, варги и ройнарские заклинатели воды. Уж детей леса и Иных мы и не будем вспоминать. Так почему же она не так бросается в глаза?

Истинный король Семи Королевств - Станнис Баратеон и жрица Рглора
Истинный король Семи Королевств - Станнис Баратеон и жрица Рглора

Магия замаскирована умелыми руками. Чем дальше в прошлое или чем дальше на восток - тем больше магии и тайн. Тем ближе к Вестеросу и знакомым нам декорациям средневековой западной европы, тем ее меньше. Все это и создаёт ту атмосферу фэнтези, в которую легко поверить. Такой атмосферы не найдешь в других жанрах и в нее хочется погрузится с головой.

Теперь перейдем к магии в одном из самых популярных на данный момент сеттингов - DnD или Забытым королевствам. Сразу скажу, что я не так уж и много игр прошел в данном сеттинге, но даже этого хватило с лихвой. В моем списке пройденного - Neverwinter Night 2, Bg3, Solasta. Ни в одной из этих игр я не смог погрузится в мир, так как в него было трудно поверить. Главная причина - то как представлена магия в этих играх.

Магия в искусстве, ее истоки и почему DnD плохое фэнтези

Больше всего это ощущалось в игре BG3. По замыслу сценаристов, у нас в голове сидит личинка, дающая нам особые способности, но плата за них может быть высока. И это очень интересный сценарный ход. Был бы, если бы не одно но..
К примеру, играя за чародея, волшебника или любого другого персонажа с магическими способностями(а это буквально все персонажи, так как даже у воина в игре есть магические способности если выбрать нужный подкласс), передо мной встаёт очень просто вопрос.. А зачем вообще мне рисковать своей жизнью за возможность влиять на умы всяких бомжей? Я мать вашу уже могу подчинять своей воле гуманоидов(заклиние подчинение гуманоида). Я могу швыряться фаерболами, создавать двойников, устраивать бури и огненные смерчи, летать в конце концов! В бездну личинок!

Магия в искусстве, ее истоки и почему DnD плохое фэнтези

В итоге, задумка мертва, так как в мире, в котором находится персонаж магии так много, что у нее практически нет ценности. Яблоко и пирог стоят дороже чем свиток воскрешения.
Каждый второй бомж обладает магией, а каждый первый, может купить ее как дешёвую шлюху за пару золотых. (не удивлюсь, если прайс путан будет выше, чем прайс услуг волшебника).
Тут то вы мне и скажете, что я всячески презираю магию в играх, и что иначе ее никак не показать. Ведь должна быть свобода выбора для игрока. Хочет играть магом - пусть играет. Хочет быть могущественным магом - пусть будет. Прогрессию и разнообразие в играх иначе никак не показать. Ошибаетесь!

Магия в искусстве, ее истоки и почему DnD плохое фэнтези

В пример хорошо встроенной в логику игры и мир магии, я могу привести игру Dragon Age(разумеется, только первую часть).
В игре много магии, много колдовства и его демонстраций, а список заклиний ничуть не проигрывает колдунам и волшебникам из Забытых королевств. Но она интересно вплетена в мир.
Маги и чародеи в мире Тедаса, либо являются угнетёнными узниками(там где правит Церковь) либо правящим классом(там где влияние оказывает Тевинтер). И это смотрится весьма органично и круто, в это можно поверить. Люди наделенные такой силе не могут не оказывать влияние на мир.

Тевинтерская империя
Тевинтерская империя

Разумеется, не считаю мнение в данной статье единственно верным и правильным. Лишь мои наблюдения и мысли, с которыми захотелось поделиться.

1010
33
11
54 комментария

Че-то дохуя, можно покороче как-то?

3

Можно Машку за ляшку

Помню последнее медиа о магии которая дала ощущения волшебства это книга Волшебник Земноморья с системой на именах. Из игр Тургор.

Быстро больше ничего и не приходит на ум, вечно всякая дженерик хуита с пуками проджектайлов.

2

Tyranny? Где магия чертилась в виде рисунков руками магов? Как глифы.
Arx Fatalis? Где ты чертил заклинания курсором в воздухе?

1

Как говорится, когда все супер, никто не супер.
А главная, проблема ДнД для меня это фанфиковость, и балагановость

2

Кроме BG3 ты ни во что не играла

1

Ну из популярных систем можно к Pf присмотреться, по сравнению с Dnd маги намного сильнее занерфлены, до уровня где то 5 прям бомжики такие с минимальным уроном.
Но в целом с тейком автора согласен, хотелось бы увидеть систему, где магия оущущалась как что-то более редкое и особенное, а не доступное каждому второму (лично такие нри не встречал, только если хоумрулить)

1