Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Забытые преступления Харви Вайнштейна

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

[Предыдущую серия здесь]

В 1995-ом году подразделение кинокомпании Miramax под названием Dimension Films совершило ритуальное жертвоприношение. Во имя интересов массового зрителя, существующего только в головах братьев Боба и Харви Вайнштейнов, тогдашних руководителей компании, был уничтожен оригинальный вариант картины Halloween: The Curse of Michael Myers от режиссера Джо Шаппелла. Версия для кинотеатрального проката оказалась смехотворной нелепицей о биолабораториях по разведению маньяков.

В 90-е годы перезапуски франшиз еще не стали общим местом в Голливуде, поэтому реткон и откат хронологии ко второй части сериала выглядел рискованным экспериментом. Поначалу планировалось связать тонкой нитью новый и старый "Хэллоуины", но в процессе производства продюсеры полностью проигнорировали сиквелы посткарпентеровской эпохи. Грустная ирония судьбы заключалась в том, что за перезапуск франшизы отвечали ее же палачи из Dimension Films.

А теперь к интересному! Мое мнение о каждом "Хэллоуине" до сего дня.

Halloween: 20 Years Later (1998)

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Трудно поверить, что с фильмом Шаппелла у этого отброса коммерческой киноиндустрии всего три года разницы. "Двадцать лет спустя" выглядит хуже, примитивнее "Проклятия Майкла Майерса" настолько, что его следовало бы назвать "Двадцать лет назад". Мрачный и контрастный готик-визуал сменила блеклая сумеречная полутьма, вглядываться в которую вредно для глаз. Возвращение Джейми Кертис на роль прогрессивной женщины средних лет из Калифорнии скорее повредило ее образу невинной школьницы из провинции, нежели добавило веса в глазах фанатов. Отныне Лори Строуд – феминистка, способная задать жару любому сталкеру из кустов. Она отмачивает крутые фразочки героя боевика ("Что мы делаем? Пытаемся выжить!") и орудует топором увереннее самого Михаэля.

Этот фильм стер мифологию сиквелов, чтобы заменить ее суетливыми побегушками в стилистике фильма "Крик". Михаэль по версии режиссера Стива Майнера – резвый пучеглазый мужичок (глаза видны под маской как никогда раньше) без мотиваций, туповатый, но дико напористый в своем желании помахать ножом направо и налево. Примитивный оригинал Карпентера на фоне H20 кажется античной поэзией.

Драма отношений Лори с сыном оказалась бесполезным для сюжета и клишированным конфликтом отцов и детей. Подружка сына (вы не сумеете запомнить ее имя) появилась только для того, чтобы долбануть Михаэля камнем, зато застолбила место на постере. Черный парень, комический коп – воплощение бессмысленности сюжета. Он тратил хронометраж на несмешные гэги, глупо умер, а после зачем-то воскрес. То же самое можно сказать и про "Хэллоуин" на рубеже веков.

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Радует одно: по-хамски отменивший отличные сиквелы Стив Майнер в будущем и сам будем отменен аналогичным образом. Иногда справедливость торжествует.

Halloween: Resurrection (2002)

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Мне нравится роль инфан терибля, который хвалит то, что ненавидит большинство. Но всему есть пределы! "Хэллоуин: Воскрешение" – безапелляционное дерьмо и низшая точка сериала. Полуторачасовая реклама рэпера Басты Раймса, снятая режиссером Риком Розенталем, давним другом Карпентера и создателем второй части "Хэллоуина" (1981).

Розенталю на тот момент было уже за 50, поэтому его попытка заигрывать с аудиторией молодежных ужастиков выглядит как эталонное HOW DO YOU DO FELLOW KIDS. Реалити-шоу в доме легендарного маньяка Майкла Майерса заканчивается ожидаемой резней непрошенных гостей. Персонажи общаются невероятно убогими репликами, болтаются в тесном пространстве как в проруби, делая вид, будто они в замке Дракулы, а не в маленьком двухэтажном домишке. За происходящим по камерам наблюдают актеры "Американского пирога". Победить зловещего убийцу из Хэддонфилда возможно только при помощи каратэ-вертухи от рэпера в самой позорной сцене в истории культовых хоррор-франшиз. Бойцовский визг Басты Раймса шокирует сильнее любых тайн заброшенного дома.

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Про бездарный слив Джейми Кертис в начала фильма лучше не говорить. Даже я, так себе фанат Карпентера, возмущался. Местная final girl примечательна тем, что я не помню о ней ничего: имени, биографии и зачем она вообще оказалась в жилище Михаэля. Надеюсь, вскоре я позабуду и фильм Розенталя.

Halloween 2007

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Итак, Вайнштейны добились своего и уничтожили "Хэллоуин", расчистив хоррор-поляну для любимого "Крика". В то же время немецкий клипмейкер Маркус Ниспел показал, как надо возрождать старые слэшеры в гениальной "Техасской резне бензопилой" 2003-го года и, видимо, у Вайнштейнов засвербило. На проект нового перезапуска назначили другого клипмейкера – человека по фамилии Зомби, и уже одно это свидетельствует о крайней степени кризиса сериала. Приличные режиссеры сбежали с тонущего корабля. Пришло время неприличных.

Насколько рок лучше рэпа, настолько и Роб Зомби оказался сильнее Басты Раймса, за длинный хаер вытянув сериал из болота коммерческой посредственности. Я не оценил фильм в момент выхода: меня взбесила идея, будто легендарный убийца из Хэддонфилда – затравленный и обиженный на весь мир мальчик. Меня и сейчас отталкивает стереотипность в становлении маньяка от Зомби: неблагополучная семья, школьная травля, сексуальные девиации, живодерство...

Но тут важнее не "что", а "как". Роб Зомби снимает кино как выступает на сцене – с яростью бунтаря. Его Михаэль – мститель жестокому и несправедливому обществу, пощечина американскому среднему классу. Белые благообразные жители американской провинции изъясняются как быдлятина из гетто. Мужчины – похотливые насильники, пьяницы, бездельники и ничтожества. Женщины – дешевые шлюхи, мечтающие только о сексе с крутым парнем. Сонный городок Хэддонфилд – Содом и Гоморра наших дней, и скоро его заслуженно сотрет в порошок двухметровый гигант в память о замученной матери. Этот почтальон не будет звонить дважды.

У фильма 2007-го года столько достижений и открытий, что полное перечисление займет отдельную статью. Зомби напомнил зрителям, что Малкольм Макдауэлл вообще-то хороший актер. Зомби вернул в сериал главную звезду "Хэллоуина" Дэниэль Харрис, ту самую невинную девочку Джейми, ставшую стервозной сукой, развратно оголяющей грудь. Вайнштейны отменили старую мифологию Михаэля? Зомби создал другую с нуля. Но главное достижение режиссера – актриса Скаут Тейлор-Комптон в роли Лори Строуд.

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Первая моя реакция на появление женщины в середине фильма: "О, как же плохо... То есть вот эта хабалистая дурнушка будет нашей Лори?". Смогла ли она сама пробудить актерские таланты или то была заслуга одного режиссера, но по мере нарастания мучений загнанного героя, Тейлор-Комптон преображается в актера высочайшего уровня. Измазанная в крови и крошеве старого дома Майерсов женщина теряет человеческий облик, обращается в одну сплошную боль почти без признаков разума. На бывшем лице виден только рот, безобразно исковерканный криком предсмертного ужаса. Финальная сцена – шедевр монтажа.

Halloween II (2009)

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Самое удивительное в воспоминаниях Роба Зомби о работе над второй частью "Хэллоуина" – его жалобы на контроль со стороны студии и лично Боба Вайнштейна. Потому что в сиквеле нет и следа коммерческого расчета бездарных дельцов из Dimension Films. Этот фильм создан против канонов и правил не только франшизы о Майкле Майерсе, но и фильмов ужасов в принципе.

Лори в еще более ярком и проникновенном исполнении Тейлор-Комптон переживает посттравматическое расстройство. Единственная выжившая подруга омерзительна: лучше бы она умерла. Психиатр отказывается выписывать сильнодействующие препараты, зато всегда можно нажраться до беспамятства в баре. Мир изменился, нет того спокойного осеннего Хэддонфилда. Здесь темно, мерзко и нечем дышать, а под неоновыми вывесками сомнительных заведений разгуливают уроды, отдаленно напоминающие людей. Михаэлю больше не нужна маска. В стране монстров он желанный гость и дорогой брат. Спаситель, доктор Лумис, извлекает длинный доллар из страданий жертв где-то там, далеко от Хэддонфилда, где еще светит солнце, но однажды и туда доберется благая весть: семья превыше всего.

Вернее было бы числить "Хэллоуин 2" от Роба Зомби не по разряду слэшеров. Это кино в моем любимом жанре "страдающие женщины", в одном ряду с "Красной пустыней" Антониони, "Отвращением" Полански и никем не любимой и всеми забытой "Крошкой Молли" Санчеса (если ищите хидден гем – к сведенью).

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Может быть Роб Зомби – женоненавистник в поисках извращенного наслаждения от физических и психологических страданий женщины, одержимой демоном в маске. А может – тайный профеминист, и для него фигура матери в исполнении собственной жены важнее прогнившего мира мужчин, что доживает последние дни.

P.S. У массового зрителя фильм считается провалом.

Halloween (2018)

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Атеисты посрамлены: Бог существует. Иначе нельзя объяснить срыв плана вайнштейновской банды на продолжение сериала от Зомби без самого Роба Зомби. Они собирались снять "Хэллоуин 3Д"! За годы простоя права на уже никому не нужную франшизу отошли студии низкобюджетных хорроров Blumhouse Productions. За перезапуск взялся режиссер разговорных драм и нескольких популярных комедий (Храбрые перцем!) Дэвид Грин. Трейлер наделал нешуточный хайп на ютюбе. Обещалось возвращение настоящего Майкла Майерса с отменой ВООБЩЕ ВСЕХ сиквелов и перезапусков. Отныне каноном является только первый фильм Карпентера, продолжением коего стал фильм Грина. Прощайте, кровные узы семейства Строуд. Лори – лишь случайная жертва в длинном списке маньяка без причины.

"Хэллоуин" 2018-го собрал безумную кассу и, как говорят, возродил моду на перезапуски хоррор-франшиз. Вот только был ли он хорошим фильмом? Нет, не был. Скажу жестче: кино от Грина – это более хипстерская, более эстетская, сильнее напирающая на ностальгию версия "Хэллоуина: 20 лет спустя". К радости фанатов Карпентера вернулась Джейми Кертис. Но теперь она не крутая женщина средних лет из Калифорнии, она – крутая пожилая женщина-охотник на маньяков из глухомани. Свое жилище Лори оборудовала в пыточную для незваных гостей в стиле "Один дома". Зря лысеющий старичок Михаэль вылез из своей психбольницы – в застенках было намного спокойнее.

Проблема Грина не в том, что он покадрово переснял культовые сцены из первого фильма. И даже не в том, что он добавил заунывную драму провинциальных семейных склок от себя лично. Проблема в том, что Дэвид Грин – скучный человек, и свою внутреннюю скуку он спроецировал на кино. Роб Зомби – художник животных страстей, тогда как Грин – похититель веселья, ни одна сцена его перезапуска не зажигает огонь в сердце зрителя. Новая крутая маска и классическая мелодия сами по себе еще не создают хороший фильм. Авторы хороших сиквелов "Хэллоуина" наращивали градус жестокости и мрака в кадре, мучили женщин и детей до изнеможения, чтобы в огне ненависти крестить мучительный шедевр. Грин устроил капустник нестареющих душой ветеранов, которым слегка лень.

Режиссер смело показывает облысевшую макушку Михаэля, как бы сообщая зрителю: все мы рано или поздно сдаем под натиском времени.

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Вишенка на торте: феминистский месседж. Три поколения женщин Строуд побеждают одного уставшего белого деда. Еще сильного физически, но изрядно поглупевшего.

Halloween Kills (2021)

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

После ошеломительного успеха Грин взялся за продолжение. Мнения восхищённых первым фильмом зрителей разошлись: кому-то зашло, кто-то плевался. А я же скажу: разницы между первым и вторым нет никакой. Стилистически картины представляют собой одно целое, как братья Вайнштейны.

Михаэль теперь убивает практически без остановки. Главных героев нет, есть случайные свидетели и жертвы. Но как по мне, и в первом фильме было так же. Лори Строуд в исполнении Кертис не главный герой в драматургическом смысле. Она – функция от фансервиса, какой стала Сара Коннор в "Темных судьбах" ("Терминатор" тырил у "Хэллоуина" не только удачные находки).

С точки зрения слэшер-культуры звучит идеально: зачем нам какие-то людишки, зритель хочет видеть крутого злодея и его смачные злодеяния! Но важно помнить, Грин – похититель веселья. Даже фильм о безостановочном геноциде селюков из Иллинойса он умудрился превратить в артхаус в плохом смысле слова. Артхаус – это когда скучно.

Под сие утомительное зрелище Грин подвел философскую базу. Фильм вроде как о безумии толпы, зараженной вирусом зла от Михаэля. Лавры Кристофера Нолана тревожат Дэвида Грина, поэтому он снял своего "Темного рыцаря". Картина Нолана была поверхностной и типично американской (да-да, Нолан – британец) в понимании общественных отношений: вот добро, вот зло, вот это правильно, а вот это расизм. Поорав и помитинговав типичные избиратели Дональда Трампа довели до самоубийства ни в чем не повинного шизофреника, пока реальный злодей творил беспредел на улицах города. Грину кажется, что люди глупы, но на самом деле глуп он сам. Истинный наследник Нолана!

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

А самое смешное, что ровно такой же подсюжет имелся в фильме Дуайта Литтла "Хэллоуин 4" (1988), только там он занимал мизерную часть хронометража и был намного глубже при внешней простоте. Шериф Хэддонфилда выступал против вооружения горожан, добрый доктор Лумис – за. Старые "плохие и провальные" сиквелы оказались умнее модных и молодежных перезапусков.

Halloween Ends (2022)

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Из всего вышесказанного может показаться, что я ненавижу режиссера Дэвида Грина. Отчасти действительно так: ненавижу за то разочарование, какое он принес поклоннику "Хэллоуина", скомпрометировав саму идею современного ребута. Но также я признаюсь, что был искренне счастлив, увидев хороший фильм от Грина, на котором мне не пришлось бороться со сном. Надо ли уточнять, что так называемые фанаты возненавидели триквел?

Грин сделал то, чего никак не должен был делать по мнению типичного любители карпентеровского оригинала – показал себя творческой личностью с особым мнением. Режиссер снял кино про Майкла Майерса почти без самого Майкла Майерса, да еще и посмел внести серьезные изменения в привычный образ, выведя стареющего и слабого убийцу, которому давно пора умереть.

В последнем фильме появился герой в драматургическом смысле – провинциальный неудачник Кори, случайно убивший мерзкого соседского мальчишку. Суд установил несчастный случай, но подозрительные горожане затравили Кори, заронив в его душу сомнение: а может он и есть настоящий хладнокровный детоубийца? Может быть Кори – Майкл Майерс 21-го века? Идея хороша сама по себе, но Грин усилил ее убедительной романтической линией. Кори, обретая силу маньяка, обретает и мужскую сексуальную привлекательность. Его первой женщиной становится не абы кто, а внучка знаменитой Лори Строуд! Каково будет женщине на старости лет узнать, что ее дорогая и любимая девочка наслаждается жизнью в одной постели со злейшим врагом?

В основе последнего "Хэллоуина" лежит классическая американская история о восстании ботаника. Вчера он носил очки и получал затрещины от хулиганов, а сегодня режет глотки гопникам как свиньям и трахается с самой горячей красоткой Хэддонфилда. Мятежный дух Роба Зомби вселился в Дэвида Грина?

И хотя картина оканчивается пошловато пафосным финалом в духе ВЕЛИКОГО ЗАВЕРШЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ, она все равно сияет на фоне прочих гриновских провалов. Худший из лучших фильмов франшизы. Но все-таки из лучших.

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"

Вопреки распространенному мнению будто бы в серии "Хэллоуин" есть только один достойный представитель (самый первый), франшиза в действительности имеет на своем счету множество памятных удач. Сиквелы подарили зрителям незабываемые образы и великолепные актерские работы. Несчастная девочка Джейми, невротичная Лори в исполнении Тейлор-Комптон, борец до последнего Сэмюэл Лумис (покойный Дональд Плезенс)... Победа не нокаутом, но по очкам отходит бессмертному убийце Майклу Майерсу. Сколько бы не хоронили его режиссеры своего времени, он обязательно вернется, покуда в душе человеческой существует иррациональная тяга ко злу.

Кто стучится в дверь ко мне 🍁 Вкратце обо всех перезапусках "Хэллоуина"
Контент для взрослых
1010
22
11 комментариев

Не уверен, что буду смотреть что-то из перечисленного, но текст прочитал с огромным удовольствием (впрочем, как и всегда)

5

Спасибо!

2

Присоединяюсь - крутой текст. Прочитал обе статьи залпом. Пиши исчо.

3

Спасибо. Может еще какую франшизу посмотреть...

3

Видел только фильм Карпентера и первый сиквел.

3

Самые скучные части, имхо. Креатив пошел с четверки. Там и девочка, и крутые сьемки, и оригинальные решения по части погони маньяка за жертвой.

2

Завтра зарепощу, из приложения даже это не сделать

2