Синтвейв в музыке: что это такое и как его сочиняют

Польский композитор LukHash
© lukhash.com
Польский композитор LukHash © lukhash.com

Представим себе на секундочку плейлист будущего. Первое, что приходит на ум, — это треки с кучей электроники и космическим звучанием. Мы же планируем бороздить просторы Вселенной, верно? В эпоху 80-х думали примерно так же. На этой почве и возник синтвейв… Самое время вспомнить об истоках жанра и его знаковых представителях. А еще — разобраться, как подобная музыка вообще делается. Кто знает, может быть, после прочтения нашей статьи вы захотите сочинить собственный хит.

Что такое синтвейв

Итак, синтвейв — это направление электронной музыки, призванное «подражать» трендам 80-х. Почему, спросите вы? Разве данный жанр не возник в тот же самый период? А вот и нет: на самом деле синтвейв получил свое развитие только в нулевые. Впрочем, его корни все равно уходят в 80-е и даже немножко дальше. Дело в том, что тогда по миру пошли так называемые аналоговые синтезаторы — устройства, преобразующие электрический ток в звуковые сигналы. Причем саунд мог быть по-настоящему инопланетным: достаточно вспомнить пиканье RD2D в оригинальной трилогии «Звездных войн». Да-да, реплики дроида были записаны при помощи того самого девайса.

Кстати, композитор Ханс Циммер до сих пор использует аналоговые синтезаторы в студии. По его словам, эти устройства гарантируют отменное качество звука и придают фильмам нужную атмосферу.

Вообще говоря, вся суть синтвейва кроется в его названии. Это буквально «синтезированная волна», или, иначе говоря, «сгенерированный звук». Никаких настоящих инструментов, только всякие хаотичные шумы и звуковые эмуляторы. Сюда же можно и биты приписать. В общем, нет синтезаторов — нет и жанра с соответствующей припиской.

Но техника — дело десятое. Важна в первую очередь музыка. А с ней уже дела обстоят гораздо сложнее. И интереснее.

История синтвейва

Как мы уже говорили, грезить утопическими реалиями люди начали еще тридцать, сорок и даже пятьдесят лет назад. Этому способствовали и запуск первого спутника, и полет Юрия Гагарина в космос, и общий технологический прорыв. Искусство, посвященное далекому будущему, не заставило себя ждать: уже в начале 70-х на горизонте появились немецкие кудесники Tangerine Dream c альбомом Electronic Meditation. Думаем, название пластинки говорит само за себя. Композиции длиной в десять и более минут, обилие различных электронных звуков и шумов — все это по сей день поражает воображение. Ведь музыканты не только экспериментировали с аналоговыми синтезаторами, но и сочиняли вполне осмысленные мелодии. Вот он, дроун и эмбиент в первозданном виде.

Но не стоит забывать и о других пионерах синтвейва. Француз Жан-Мишель Жарр и британец Брайан Ино тоже частенько баловались «потусторонним» саундом на заре 70-х. Их работы — словно пособие по общению с пришельцами.

Роб Хаббард
© C64Scener/CC BY-SA 4.0
Роб Хаббард © C64Scener/CC BY-SA 4.0

Однако настоящий бум «музыки будущего» случился именно в 80-е. Тогда на свет появились первые пиксельные аркады — прародители современных компьютерных игр. Разумеется, к ним и соответствующий саундтрек прилагался. Композиторы Роб Хаббард и Мэтт Грей по праву считаются ветеранами виртуального звукового сопровождения. Достаточно послушать треки из игр Warhawk (1986), Thrust (1986), Lightforce (1986), Delta (1987) и Hunter’s Moon (1987), чтобы в этом убедиться.

Киноиндустрия тоже не отставала: фильмы с акцентом на утопию и космооперу выходили один за другим. Уже упомянутые нами «Звездные войны» — лишь верхушка айсберга. Но в первую очередь мы хотели бы отметить «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. Проект и вполовину не получился бы таким завораживающим, если бы не саундтрек маэстро Вангелиса. Запомните это звучание: оно еще не раз будет обыгрываться в нулевые.

Возможно, кто-то из вас вспомнит таких мэтров, как Depeche Mode и Daft Punk. Они действительно популяризировали электронную музыку в 80-е и 90-е. Это правда. Но их творчество относится скорее к так называемому синти-попу. В чем разница? Синти-поп лишь берет за основу синты и семплы, в то время как синтвейв целенаправленно делает акцент на ностальгической составляющей. Причем касается это не только музыки, но и визуала.

Ведущие представители жанра: 2000-е и далее

Впрочем, зачинатели электронного звучания не считались синтвейв-артистами как таковыми. «Синтезированная волна» в ее нынешнем виде возникла только в начале XXI века и, как мы уже говорили, ознаменовала собой возвращение к корням 80-х. Хотя не все так однозначно: порой исполнители не прочь скрестить прошлое с настоящим. Да и модную сейчас атмосферу киберпанка никто не отменял. О том, как синтвейв вернулся в строй, вы можете почитать в другом нашем материале. А мы переходим к современным флагманам жанра.

Kavinsky

Один из популяризаторов «синтезированной волны». Французский диджей Венсан Белорже, он же Кавински, писал музыку под вдохновением от «множества фильмов и игр, которые застал в детстве». Как вы думаете, о чем идет речь? Конечно, о проектах 80-х! Даже дебютник артиста OutRun (2013) напрямую отсылает к небезызвестной одноименной аркаде. К слову, эта игра породила еще одно ответвление синтвейва — так называемый аутран. Речь идет о жанре, симулирующем плейлист для футуристических гонок.

LukHash

LukHash
© lukhash.com
LukHash © lukhash.com

Польский композитор, также известный под именем Лукаш Палковски, начал экспериментировать с киберпанк-звучанием еще в конце нулевых. В работах артиста частенько можно услышать синтезаторы Commodore 64 — те самые, которые использовал первопроходец электронной музыки Роб Хаббард. В целом стиль Лукаша можно охарактеризовать как смесь синтвейва и дарксинта — более темного и мрачного ответвления жанра.

Mitch Murder

А вот шведский маэстро Йохан Бенгтссон, несмотря на свой пугающий псевдоним, пишет довольно светлую и приятную музыку. Огромное влияние на музыканта оказала не только синти-поп-сцена 80-х, но и джазовые веяния 50-х, а также босанова. Поэтому неудивительно, что на выходе появился некий фьюжн: тут вам и фанковые басовые ритмы, и аркадные мотивы, и даже ломаную ритмику завезли. Впрочем, для желающих пощекотать нервишки тоже кое-что найдется. Например, саундтрек к фильму «Кунг-Фьюри».

Perturbator

Немножко расслабились? Теперь точно настала пора хтонического ужаса. Ибо французский артист Джеймс Кент, он же Perturbator, никогда не пишет чего-то позитивного. В его творчестве сосредоточена исключительно темная сторона киберпанк-утопии: грязь, нищета, восстание машин, падение моральных ценностей… Все это сопровождается хлесткими, как кнут, синтами и скоростными битами. Иногда встречаются более спокойные треки, но в них тоже нет ни толики света. Скорее печаль от случившегося апокалипсиса.

Timecop1983

Если предыдущие артисты в нашем топе частенько заигрывали с эстетикой киберпанка, то датский продюсер берет за основу исключительно звучание 80-х. Его треки невероятно мелодичны и легки для прослушивания, а временами отдают дань уважения мэтрам в духе Вангелиса и Depeche Mode. Самое то для городских летних вечеров.

The Midnight

Если вы увлекаетесь синтвейвом и не знаете, кто такие The Midnight, то надо скорее восполнить этот пробел. Об этой американской группе слышал каждый, кто серьезно интересовался жанром. Формула успеха The Midnight очень проста: возьмите за основу олдскульный электронный саунд, добавьте прекрасные поп-мелодии и отменный грув, и вуаля! На руках у вас — уникальный гибридный продукт, идеально сочетающийся и с мейнстримом, и с андерграундной тусовкой. Музыка американцев нейтральна и в то же время невероятно динамична, поэтому ей всегда есть место в плейлисте. Не пропустите!

Конечно, мы упомянули лишь малую часть представителей синтвейва. Есть еще Dance with the Dead, Dav Dralleon, GosT, Sung, Gunship, Scandroid и другие. Часть артистов вы можете найти в нашей статье о происхождении киберпанка. Там даже российский продюсер Daniel Deluxe засветился!

22
2 комментария

Вы бы подкинули пару-тройку ярких треков, чтобы народ кто не в теме, понял о чем речь. А то так часто бывает: слышишь что-то прикольное, а не понимаешь что это и где искать подобное.

Ответить

Не нада гнать на пердулятора, у него тоже есть вполне веселенькие вещи: Sexualizer ака саунд к Хотлайн Майами и сайд-проект Jean Yves Moustache в той же стилистике

Ответить