Я, Пустошь и джаз: как саундтрек формирует постапокалиптический мир Fallout

© Роман Бескровный
© Роман Бескровный

Каким был саундтрек самой игры?

Саундтрек к первым двум частям игры разрабатывал Марк Морган. Для Fallout (1997) и Fallout 2 (1998) композитор ориентировался на эмбиент-звучание, притом многие замечали сходство его музыки с треками электронного исполнителя Aphex Twin.

Я, Пустошь и джаз: как саундтрек формирует постапокалиптический мир Fallout

В Fallout 3 (2008) — третьей официальной части, не считая аддонов, — разработчики подошли с особым размахом. В качестве композитора пригласили Инона Зура, до этого отметившегося сериалом «Могучие рейнджеры: Турбо» (1997) и играми «Стар Трек: Академия клингонов» (2000) и «Врата Балдура II: Трон Баала» (2001). Именно ему принадлежит авторство ныне культовой мелодии Fallout. Пугающие три аккорда из заглавной темы с тех пор регулярно перерабатываются и звучат в новых интерпретациях.

Работая над саундтреком, Зур пытался запечатлеть, где игрок находится и что он должен чувствовать. Эмбиент уступил место полноценным оркестровым аранжировкам, и в жутковатом мире Fallout наступила новая эра.

Эра джаза.

Почему в мире Fallout так любят джаз?

Действие серии неизменно происходит в будущем Земли, но есть одно веское но. История этой планеты — альтернативна нашей: первое ощутимое расхождение случилось где-то после Второй мировой. Конкретной даты создатели не называли, однако именно по этой причине технологии в мире Fallout не сдвинулись с рубежа 50−60-х годов. Иными словами, в этом мире нет синти-попа, рэпа и каверов от искусственного интеллекта (хотя сам искусственный интеллект есть). Подобная склонность к ретрофутуризму помогает отличить Fallout от других постапокалиптических миров.

Решение может показаться романтичным и совершенно точно не оставит равнодушным ни одного интеллектуала, но есть у него и практичная сторона. Добавляя в компьютерную игру старые песни, разработчики избавляли себя от необходимости выплачивать огромные суммы за авторские права. Да, заполучить в свой проект голос великого Луи Армстронга значительно дешевле, чем заручиться музыкой любого из современных исполнителей.

Я, Пустошь и джаз: как саундтрек формирует постапокалиптический мир Fallout

Старейшая из песен, вошедших в саундтрек, датируется реальным 1927-м. Собирая композиции для игры, звукорежиссер Джош Сойер ориентировался на 1963-й — год убийства Джона Кеннеди. Почему он выбрал именно эту дату, Сойер не уточнял. Тем не менее впоследствии в игру прокрадывались композиции, записанные и в другие годы.

В результате в каждой из игр задействованы песни великого множества джазменов и джаз-леди, известных и не очень. В разных частях игроки могли услышать The Ink Spots, Коула Портера, Билли Холидей, Боба Кросби, Дина Мартина и Фрэнка Синатру. Исключением серии можно назвать только «Fallout: братство стали» (2004), так как в саундтреке этой игры были использованы полноценные метал-треки Slipknot, Chimaira, Killswitch Engage, Meshuggah и нескольких других.

Саундтрек Fallout стал настолько культовым явлением, что в сети даже появилось понятие falloutcore. К этому своеобразному жанру относят мелодии, которые были бы вполне уместны в этом постапокалиптическом мире, но по какой-то причине пока туда не попали.

Как в Fallout появилось радио

Кадр из игры Fallout 4
© Bethesda Game Studios
Кадр из игры Fallout 4 © Bethesda Game Studios

Казалось бы, там, где 50-е, должно быть и радио, верно? Создатели игр додумалась до этого только к 2008-му — именно тогда свет увидела третья часть франшизы.

По мере выхода новых частей во вселенной Fallout появлялись и новые радиостанции. В третьей игре, события в которой происходят в 2227-м, диапазон радиоволн был разделен между «Новостями галактики» и «Радио Анклава». Если на первой станции действительно транслировалась музыка, то вторую использовали скорее для политической пропаганды. Песни там тоже были — правда, исключительно патриотические. Двое ведущих соревновались друг с другом за право владеть вниманием Пустоши и, помимо развлечения игрока, выполняли еще и сюжетную функцию — добавляли к истории политические трения.

Одного дога не хватает, двух тоже не очень, так что догов у нас ТРИ! Как вам сегодня этот милый постапокалиптический день?

Тридогнайт, ведущий радио «Новости галактики»

В третьей части также была крохотная радиостанция одной из героинь, игравшей на скрипке. В ее репертуаре было всего шесть композиций: четыре — Баха, еще две — Дворжака и Пабло де Сарасате. В самом начале сюжета у героя также была возможность слушать радио родного убежища: на ней тоже транслировали джаз и сообщали последние новости.

Кадр из игры Fallout: New Vegas
© Obsidian Entertainment
Кадр из игры Fallout: New Vegas © Obsidian Entertainment

Действие следующей части Fallout: New Vegas (2010) разворачивается четыре года спустя в совершенно другой локации. Поэтому неудивительно, что и радио там уже другое. В New Vegas транслируются станция супермутантов «Радио горы Блэк», исключительно песенная «Музыка Мохаве» и «Радио Нью-Вегас».

Удивительно, но живой диджей у этих организаций только один, и это — супермутант по имени Табита. Ее можно услышать на «Радио горы Блэк». Эфир двух других станций принадлежит искусственному интеллекту. Репертуар при этом почти не отличается, но в «Музыке Мохаве» нет никаких речевых вставок. Иными словами, игроки New Vegas могли проводить время с красноречивым диджеем со слегка грубоватым голосом или не слышать человеческого голоса вообще. Отличное разнообразие, не правда ли? Любопытно и то, что в саундтрек New Vegas вошли несколько песен, написанных специально для игры. К счастью для нас, они вошли в альбом.

Чуть больше разнообразия появилось в Fallout 4 (2015). Плюсом к уже всем привычному джазовому радио с диджеем — речь о станции «Даймонд-Сити» — и эфиру классической музыки здесь появилась волна, на которой транслируют исключительно радиопостановку о Серебряном Плаще. Это герой комиксов, местный мститель и гроза преступников. Одним словом, и здесь было что послушать.

44
2 комментария

антураж- отличный. дизайнеры хорошо поработали.

1
Ответить

Это нужно, наверное, быть каким-то особо талантливым, чтобы в посте про музыку не вставить ни одного музыкального трека

Ответить