Обзор Rainswept: когда маленький городок (не) то, чем кажется

Здесь всё не то, чем кажется, но это случай, когда обманутые ожидания идут игре лишь на пользу.

Вдали слышатся раскаты грома. Одинокий автомобиль мчится по туманной дороге. Крупный план выхватывает дрожащую полоску дыма; между пальцев водителя тлеет сигарета. За окном проносятся густо-зелёные верхушки елей — так быстро, что сливаются в единый камуфляжный поток. Камера берёт нижний ракурс, и на одиноком небе мелькают лишь макушки деревьев да натянутые провода линий электропередач. Раскаты грома всё ближе.

Таким кинематографичным началом встречает игрока Rainswept — душещипательная point-and-click драма, умело маскирующаяся под классический детектив в маленьком городке. Здесь всё не то, чем кажется, но это случай, когда обманутые ожидания идут игре лишь на пользу.

Обзор Rainswept: когда маленький городок (не) то, чем кажется

Добро пожаловать в Pineview

Одного взгляда на Rainswept для многих из нас будет достаточно, чтобы заметить сходство с Night in the Woods; прочтение же синопсиса вызовет явные ассоциации с Twin Peaks и Deadly Premonition. Да, мы вновь попадаем в небольшой городок, скрывающий тёмные тайны, а наш профессиональный долг требует их поскорее вытащить на свет.

Кажется, будто мы уже знаем что ждёт впереди, но прежде маленькая подсказка, Детектив: не стоит всему доверять в этом месте, а особенно ассоциативной связи, которая может полностью обмануть ожидания от проекта. Но обо всём по порядку.

Обзор Rainswept: когда маленький городок (не) то, чем кажется

Сразу по прибытии на место преступления, стартовую локацию Rainswept, становится доступен весь арсенал игровых возможностей: умение карикатурно передвигаться по горизонтальной прямой, а также изучать и использовать окружающие предметы. Немного, но приходится работать с тем, что есть.

Не стоит забывать и про софт-скиллы, необходимые каждому профессионалу в нашем деле — если вы не передвигаетесь по городу, значит расспрашиваете местных жителей. Третьего не дано.

Минималистичному геймплею сопутствует непритязательный графический дизайн. Угловатые модели персонажей с глазками-пуговками на удивление органично смотрятся в окружении эстетически простых локаций, но стоит героям начать двигаться, как становится физически больно наблюдать за их анимациями. Так, например, ноги героев во время походки даже не сгибаются, а складываются под грубыми углами на манер фигурок оригами, из-за чего некоторые драматичные катсцены могут вызвать горькую усмешку вместо чувства сопереживания.

Обзор Rainswept: когда маленький городок (не) то, чем кажется

Однако, обладая бедной наружностью, игра успешно делает ставку на атмосферу и стиль. Во время катсцен камера выбирает настолько кинематографический ракурс, что пожелай какой-нибудь режиссёр экранизировать Rainswept, ему достаточно будет снять ключевые сцены по оригинальным раскадровкам. Отдельных комплиментов заслуживает работа с освещением и созданные вручную панорамные виды. Визуальная часть проекта связана с нарративом одной пуповиной, усиливая эффект от каждой критичной сцены, чего не скажешь о саундтреке.

Композитором Rainswept выступил Micamic, успешно зарекомендовавший себя по работе над культовой польской трилогией Devil Came Through Here. Только вот на этот раз его имя на афишах кажется скорее маркетинговым ходом: созданные им треки не могут даже отложиться в памяти, беспомощно оседая где-то на задворках сознания. Холодный инструментал Micamic’а, в нерешительности застывший между эмбиентом и неоклассикой, смог неплохо нащупать атмосферу Rainswept, но не его душу.

Обзор Rainswept: когда маленький городок (не) то, чем кажется

Тем не менее, не стоит спешить с выводами, Детектив. Так же, как завязка сюжета пытается увести нас по ложному следу в самом начале, так и настоящая красота этой игры скрывается за невзрачным внешним фасадом.

Истина в пэйнкиллерах

Rainswept насквозь пропитана грустью и депрессией, что скапливаются холодными каплями дождя за шиворотом. Солнечный день сменяется тревожной ночью, с которой приходят призраки прошлого. В эти моменты история впервые обнажает дополнительный слой повествования, раскрывая линию главного героя детектива Стоуна параллельно основному расследованию.

Стоит погрузиться в подробности жизни жертв, молодой пары Криса и Дайаны, как сюжет проделывает тот же трюк во второй раз, и окончательно формирует структуру, больше всего напоминающую нарративную модель To the Moon. Там тоже история чередовалась флешбэками, с той лишь поправкой, что в Rainswept линия протагониста становится не менее важна для общего сюжета.

Обзор Rainswept: когда маленький городок (не) то, чем кажется

Всего за 60 сцен (именно из такого количества состоит сценарий Rainswept), автор игры, соло разработчик Армаан Садху, рассказывает предельно личную историю о депрессии и умении находить красоту даже там, где её быть не должно. Образы главных героев прописаны до того живо и детально, что невольно заставляют задуматься об их автобиографической природе.

Это становится одним из ключевых факторов феномена Rainswept — помещение правдоподобных персонажей в неправдоподобную ситуацию, что заметно контрастирует с упомянутыми ранее Deadly Premonition и Twin Peaks, где правили бал эксцентричные, чудаковатые персонажи. Собственно, самое время поговорить о том, как игра распоряжается этим культовым наследием.

Деконструкция образа «маленького городка»

Армаан Садху чрезвычайно ловко обманывает ожидания игрока, постепенно смещая акцент с загадочного детектива на личную драму персонажей. В его истории центром выступает человек, а не тайна, и его люди на удивление человечны. Благодаря разительному отличию героев от агентов Куперов и Йорков достигается свежий взгляд на устоявшуюся формулу загадочного провинциального городка.

Обзор Rainswept: когда маленький городок (не) то, чем кажется

Маленький городок действительно скрывает тайны, но это тайны самих протагонистов и никого другого. Твин-пиксовский Pineview по итогу становится аналогом другого небезызвестного города — Сайлент-Хилла, который так же выступал в роли катализатора негативных переживаний героев.

В этом и заключается деконструкция «маленьких городков» по Rainswept: очеловечивание и концентрация на внутреннем мире человека, месте, где сокрыты самые главные тайны.

Обзор Rainswept: когда маленький городок (не) то, чем кажется

Rainswept это авторское произведение для фестиваля «Санденс». Это оммаж корейским триллерам по типу «Воспоминания об убийстве» и каждому забытому богом городку, к которому ведёт очередной поворот в категориях бюджетных «инди-игр». Как игра Rainswept не идеальна: нищая в плане механик и невзрачная на первый взгляд, она требует дать ей шанс, чтобы искусно обмануть ожидания и подарить не то, чего ждёт игрок, а то, что считает наиболее важным для него.

Тебя почти обвели вокруг пальца твои же культурные паттерны, Детектив. Как хорошо, что мы с тобой всё это время помнили: маленькие городки не то, чем мы их приучили казаться.

11 показ
169169 открытий
Начать дискуссию