Что вершит судьбу человека в этом мире, или «Эпос о Гильгамеше»ЧАСТЬ I ГЕРОЙ

Что вершит судьбу человека в этом мире, или «Эпос о Гильгамеше»ЧАСТЬ I ГЕРОЙ
«…пройди по стенам Урука,

Обозри основанье, кирпичи ощупай —

Его кирпичи не обожжены ли

И заложены стены не семью ль мудрецами?»

Доброго времени суток, дорогие друзья! Приведённые выше строчки – это начало истории, которая легла в основу всех художественных произведений, что были созданы человечеством. Она впервые задала читателю вопрос: «Что вершит судьбу человека?»

Откуда есть пошли шумеры

Не бывает на белом свете истории, не имеющей автора, и «Эпос о Гильгамеше» не исключение. Давным-давно на территории юга современного Ирака — по-гречески этот регион известен как Месопотамия, а по-простому Междуречье — жил народ, называвший себя «черноголовые». В современной историографии они известны под именем шумеры, по названию области Шумер, где бородатые дяди из бородатого 19-го века раскопали руины древних городов. Откуда чернявые пришли в пустыни, окружающие плодородные реки Тигр и Евфрат, и кем приходятся родственниками из современных народов, неизвестно до сих пор. Ребята эти знамениты в первую очередь тем, что создали цивилизацию. Нет, не ту, которая знаменитая серия пошаговых стратегий, а устойчивую общественную формацию, отличающуюся от первобытного уклада жизни.

Тут пытливый читатель может задать 2 резонных вопроса:

  1. «Э, а как же Египет?»
  2. «Но ведь наша цивилизация построена на греческой культуре, а ни про каких шумеров я и слыхом не слыхивал».

И в обоих случаях будет абсолютно прав. Египтяне и вправду наряду с шумерами являются изобретателями цивилизации. Кто из них был первым — вопрос спорный, так как нет точных датировок. Их государства возникли примерно в одно время, развивались параллельно друг другу и в схожих природных условиях, при этом создав совершенно разные по мировоззрению и социальному устройству культуры. Как такое могло произойти? Это, как говорится, совсем другая история. О возникновении и развитии как месопотамской, так и египетской цивилизаций я планирую написать отдельные статьи.

Что же касательно эллинов (здесь я имею в виду именно классический период греческой истории, минойцы и микенцы также заслуживают отдельного разговора), то действительно, современное европейское общество опирается на достижения высокой греческой культуры и мысли. Заслуги товарищей в хитонах неоспоримы, если бы не одно «но».

Эллины пропустили через себя и переработали культуры предшественников, другими словами, они не являлись первооткрывателями, а лишь развили то, что уже придумали до них.

А вот Древний Шумер — всем ребятам пример! Именно первым жителям Междуречья мы обязаны появлению таких кошерных вещей, как: города, колесо, медицина, математика, пиво (за это им особый респект), власть, религия, налоги, мем «Надо построить зиккурат». Это черноголовые разделили год на 365 дней, круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, построили первые школы, в которых учили юных падаванов изобретённой ими же уникальной письменности — клинописи (пережившей, кстати, своих создателей, на ней и записан сабж этой статьи) и сделали ещё кучу дел, без которых современное общество не мыслит своего существования.

Сами чернявые, очевидно, в то время не задумывались о том, что спустя несколько тысячелетий их открытия лягут в основу развития последующих цивилизаций. Зато уже в эту дремучую эпоху людям было свойственно размышлять о бессмертии, смысле жизни и судьбе. О том, что значит быть человеком и чем человек отличается от дикого зверя в степи. О том, что было до людей, какими были предки и что ждёт нас впереди. Эти мысли шумерские жрецы оформили в текст, именуемый «Эпосом о Гильгамеше», известный также как «Поэма о всё видавшем» (для краткости введу сокращение ЭоГ).

ЭоГ, как художественное произведение, развивался несколько тысячелетий. Начавшись как серия не связанных между собой мифов об энси (что-то среднее между верховным жрецом и мэром города-государства), он уже при наследниках шумеров разросся в масштабную эпическую поэму со сквозным сюжетом. Каноническая версия, найденная в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в столице Ассирии Ниневии (для понимания масштаба: Ассирию и древний Шумер разделяет примерно 2 тысячи лет), состоит из 12-ти «глав»-табличек. При этом последнюю часть при переводе, зачастую объединяют с 11-ой. Здесь стоит отметить, что я расскажу не только каноническую версию, но также дополню её ранними мифами. Прошу простить мне сие своеволие, а мы наконец перейдём к сути.

ТАБЛИЦА 0 Рождение легенды

Кто же такой этот ваш Гильгамеш? Как было отмечено выше, главный герой сегодняшней истории — энси, а впоследствии лугаль (так в Шумере называли военных вождей, по сути генералов, а позднее — царей) города Урука.

По преданию, «на две трети он бог, на одну — человек он». Матерью Гильгамеша считалась богиня скотоводства Нинсун, а отцом — предыдущий энси Урука Лугальбанда. Батя ГГ прославился тем, что лично был знаком с богиней красоты Инанной (более известно её семитское имя Иштар), рьяно чтил заветы предков и за свою кротость удостоился от небожителей бафа «святость». По другой версии, отцом Гиля является демон или неизвестный дух.

Маман
Маман

Имя первого царя Урука можно дословно перевести как «Хороший предок» или «Помолодевший старик». Тут впору обратиться к пролетарскому классику и задать вопрос: «А был ли мальчик?». А вот с ответом всё не так-то просто. Гильгамеш считается одним из первых задокументированных правителей в истории, человек с таким именем и вправду царствовал когда-то в славном городе Уруке и так хорошо, что потомки его практически обожествили.

Сохранились булавы с характерными надписями в духе: «Гильгамеш, царь юношей, спаси и сохрани хозяина этого оружия», что говорит нам о существовании культа Гиля, он считался покровителем воинов. Позднее в честь первого царя назовут поминальное место у берега реки, где приносились жертвы почитавшимся правителям. Из чего можно сделать вывод, что из защитника воинов Гильгамеш превратился в покровителя поминок, а, скорее всего, совмещал в своей персоне обе функции. Как же древний царь достиг таких высот?

ТАБЛИЦА 0.5 Слово пацана по версии шумеров

Гильгамеш базарит с пацанами
Гильгамеш базарит с пацанами

По мифу, Гильгамеш построил вокруг Урука стены, при его правлении город стал гегемоном региона. А произошло это так. Некогда в Шумере возвысилось над другими селениями п.г.т., именуемое Киш. Местные ребята настолько оборзели, что заставили всех соседей платить им дань. Не обошла эта участь и жителей Урука. Но пришёл герой удалой, что без няни гуляет по улицам.

Молодой энси выступил на городском совете с предложением восстать против оккупантов и показать кишским чушпанам, кто за эту улицу стоит. Старейшины подняли юношу на смех. Тогда Гиль обратился к молодым воинам, и те с радостью согласились забить стрелу беспредельщикам. Во время махача урукские пацаны наваляли кишским и объявили, что их теперь крышует Гильгамеш. Правителя Киша, однако, не убили, а воздали ему почести.

Странный шаг, не правда ли? А это, друзья, не что иное, как шумерская философия. Гильгамеш — первый человек, который перешагнул через вековые традиции. Ослушавшись старейшин, он вступил в схватку с судьбой, выйдя из неё победителем. Своего врага царь Урука благодарил за то, что он дал ему возможность стать творцом своей жизни. Это символический переход от раннего общинного способа управления к авторитарной власти одного правителя, первый в истории человечества, как и всё остальное в Шумере.

Наследники шумеров, уже жившие при практически абсолютной власти монархов, не смогли оценить этот миф по достоинству. Он был вычеркнут из канонической записи эпоса, но сей прискорбный факт не умаляет значимости древнейшего сказания о человеке, повернувшем ход истории.

ТАБЛИЦА 1 Первый Казанова

А ты привёл жену на пробы?
А ты привёл жену на пробы?

Почивая на лаврах победы над могучим врагом, Гильгамеш, мягко говоря, зазвездился. Целыми днями царь только и делал, что восседал на троне, сладко пил, вкусно ел да сношался с жёнами доблестных мужей Урука, не так давно сражавшихся за него на войне... Вот и помогай после этого власть имущим! Гиль докатился аж до права первой ночи с любой девушкой города, независимо от её социального статуса. Победив тирана, Гильгамеш сам занял его место. Как говорится: «Власть развращает душу. Абсолютная власть развращает абсолютно». Царь Урука своей безграничной похотью переступил не только через человеческие законы, но и через божественные, ведь не случайно говорят, что брак заключается на небесах.

Тут бы мужикам взять в руки дубины да выбить из похотливого мудака всю дурь, но право на поворот судьбы в нужное русло владыка временно запатентовал за собой. Так что собрались урукские пацаны все в одном месте и… начали молить богов найти управу на зарвавшегося лугаля.

На мольбы откликнулась создательница людей Аруру. Из глины она создала соперника для Гильгамеша — полузверя-получеловека Энкиду.

«Порожденье полуночи, воин Нинурты,

Шерстью покрыто все его тело,

Подобно женщине, волосы носит,

Пряди волос как хлеба густые…»
О боже, какой мужчинааа
О боже, какой мужчинааа

Энкиду – дитя необузданной свободы, образец первобытного хаоса. Дикарь бесчинствовал в природе так же, как Гильгамеш бесчинствовал в городе.

Зверолюд жёстко троллил охотников и рыбаков, освобождая пойманную живность. Жил бы да не тужил, но ничто не вечно под Луной. Один из колхозников, вконец задолбавшийся от проделок полуголого придурка, настучал о чуде-юде Гильгамешу, и царь Урука смекнул (видимо, по собственному опыту), что буйному фурю нужно познать тепло женского тела, тогда он и станет человеком. Гиль отправил к своему нареченному врагу местную жрицу любви по имени Шамхат, дабы она помогла юнцу сбросить листву. Подарок пришёлся дикарю по нраву, да ещё как.

А на то, что было после этой сцены детям до 16 лет смотреть запрещается
А на то, что было после этой сцены детям до 16 лет смотреть запрещается

«Шесть дней миновало, семь дней миновало -

Неустанно Энкиду познавал блудницу…»

После недели бурного секса зверолюд понял: в мире природы он теперь чужак, познав женщину, стал Энкиду человеком. Интересен переход дикаря от первобытности к цивилизации – через любовь, но любовь не платоническую, а дикую и страстную, подобную языкам жаркого пламени.

Осознав произошедшие перемены, здоровяк приуныл, но Шамхат пояснила новоиспечённому homo sapiens, что горевать о прошедшем незачем, ведь есть на свете «Урук ограждённый», в котором живут славные люди и где «Гильгамеш совершенен силой, словно тур, кажет мощь свою людям!». Энкиду, потерявший прежнюю жизнь, но не утративший силы духа, нашёл для себя новую цель. «Что ж, Гильгамеш, жди гостей!»

Энкиду – первый «благородный дикарь» в искусстве. Не успел человек выйти из леса и степей, как стал тосковать по утраченной свободе и дикой жизни. Зверолюд целенаправленно бросает анархическое бытие и переходит в человеческое общество. Этот шаг – сигнал о смерти первобытного уклада жизни и возникновении цивилизации.

Таблица 2 Первая аниме битва

Битва Гатса и Гриффита, шумерская версия
Битва Гатса и Гриффита, шумерская версия

Не успели Шамхат и Энкиду возвратиться из степей в цивилизованный мир, как повстречали в предместьях Урука его представителей — местных колхозников. Работяги весьма удивились, увидев блудницу в сопровождении вчерашнего зверя, но пригласили в дом деревенского старосты, дабы путники смогли отдохнуть. Энкиду помыли, причесали, намазали маслом и дали человеческую одежду, а заодно рассказали, какой беспредел творит Гильгамеш. «Ах он паскуда! Ну, ребята, подождите, отведает он силушки богатырской!» — вскричал дикарь. На том и порешили, утром Энкиду отправился в город на поиски обидчика бедных крестьян.

Царь не изменял своим привычкам — потчевал на троне, готовясь к веселому вечеру в сопровождении очередной красавицы. И на самом интересном месте в лугальские покои ворвался здоровенный волосатый мужик. Нет, не отец несчастной девушки, а наш второй герой, удалой. Зверолюд кинул Гильгамешу предъяву, мол, не по-людски это, девок портить почём зря. Царь рассвирепел и кинулся на дерзкого фуря. Завязалась битва, пацаны в пылу сражения вышли на улицы Урука и махались не на жизнь, а на смерть на глазах офигевших от происходящего жителей. Никто не мог одержать верх над соперником, наконец, лугаль встал на одно колено… Искра, буря, эмоции, и вот Энкиду и Гильгамеш уже лучшие друзья на всю жизнь.

Царь, погрязший в разврате и дикарь, вышедший из леса смогли помочь друг другу. Гиль вытащил зверолюда из хаоса и дал ему путёвку в жизнь среди людей, а Энкиду в свою очередь, спас душу лугаля от морального разложения.

Поняв бессмысленность борьбы и, как это часто бывает в жизни, взаимно зауважав соперника в драке, наши герои решили отправиться в совместный поход в Ливан за кедрами, чтобы сразить чудище, порождённое богами, — великого Хумбабу. Идею предложил Гильгамеш, Энкиду же благоразумно попытался предостеречь друга от опасности. Но царь лишь посмеялся зверолюду в лицо (или морду?), он великий правитель Урука и хочет прославить своё имя в веках.

«Тихая жизнь или смерть в лучах славы, а, Ви Энкиду?»

Таблица 3 Крысиный совет

Тут, возможно, у пытливого читателя вновь возникнет вопрос: «А зачем идти за тридевять земель, чтобы убить какого-то чёрта и нарубить дров?»

Ответ кроется в географии Шумера. Юг Месопотамии представляет из себя заболоченную местность, окружённую со всех сторон степями и пустынями. Из строительных материалов — только глиняные кирпичи. В таких условиях деревянная утварь — предмет роскоши. Хумбаба же является олицетворением варваров из Элама — области, граничащей с Родиной героев. Гиль, идя в поход на далёкие земли, в очередной раз бросает вызов богам.

Решение Гильгамеша близкие не принимают. Старейшинам непонятна цель авантюры лугаля: «Вроде и так хорошо живём, зачем рисковать жизнью?» Не одобряет задумку сына и мать. Но царь упрямо стоит на своём, и совету ничего больше не остаётся, как благословить Гиля на победу. А заодно подначить владыку, мол, пусти вперёд Энкиду. Он в недавнем прошлом зверь, ему не привыкать к жару битвы. Если его невзначай грохнут, ну что ж, судьба такая. А ты нам нужен ещё. Зверолюду они прямым текстом заявили: «Если что с царём случится, отвечаешь головой».

Что им ответили герои, осталось загадкой, увы, многие строчки эпоса безвозвратно утрачены за давностью лет.

Таблица 4 Друга в горы возьми, рискни

Долгий путь…
Долгий путь…

Взбираясь на Ливанские горы, друзья, уже порядком устав, остановились на привал. Энкиду заныл, что не справятся они в таком состоянии с чудищем в кедровой роще. Гильгамеш прописал корешу леща со словами:

«Друг мой, ужели мы будем так жалки?

Столько гор уже перешли мы,

Убоимся ли той, что теперь перед нами,

Прежде чем мы нарубим кедра? ...

Пусть загорится твое сердце сраженьем!

Забудь о смерти, - достигнешь жизни!

Человек осторожный и неустрашимый,

Идя впереди, себя сохранил бы и товарища спас бы, -

Далеко они свое прославили бы имя!»

Таблица 5 Забив с Хумбабой

Пацаны готовятся к забиву
Пацаны готовятся к забиву

Дойдя, наконец, до кедрового леса, пацаны вступили в битву с божественным стражем. Гильгамеш изловчился, обошёл Хумбабу со спины и скрутил его. Энкиду в это же мгновение нанёс чудищу 28 3 удара кинжалом в сердце. Монстр взвыл и рухнул мёртвым, но перед гибелью Хумбаба накастовал заклинание призыва «шестёрок». Однако эти ребята оказались столь слабы, что Энкиду в соло расправился с супостатами.

После битвы герои наши занялись мародёрством. С тел охранника и чертей они сняли груз в 8 талантов (вообще, талант – это греческая мера веса, просто переводчик ЭоГа на великий и могучий, товарищ Дьяконов, так адаптировал шумерские мерила. 1 талант = 20,4 кг) – боевую сеть и огромный кинжал. Воздав за славную победу и богатую добычу молитву солнечному богу Уту (более известно его аккадское имя Шамаш, о том, кто такие аккадцы, поговорим в соответствующей статье), друзья порубили весь лес, и, видимо, здесь сработало правило ролевых игр, где персонажи имеют инвентарь, куда без труда помещается тарелка с супом, огромная боевая секира, 100500 жоп комаров и т. д. Потому что тащили они целый лес обратно в Урук на своих спинах...

Гильгамеш снова сломал законы мироздания, он окунул свою личность в лучи славы, но в душе героя появилась новая скверна – гордыня…

Таблица 6 Первый член общества «Без баб»

Возвратившись домой с победой, герои закатили пир на весь мир. Тут бы и сказке конец, но всё испортила женщина.

Гулянка выдалась такая, что сама богиня Иштар явилась на шумерскую вписку и, заприметив лугаля, стала его обольщать. «Возьми, Гильгамеш, меня в жёны, стань равным богам. Будешь ты счастлив, богат, всемогущ и так далее, и тому подобное». Но Гиль не лыком шит, с каменным таблом, выслушав речи богини, он пояснил ей, что богов в общем уважает, жертву, если надо, принесёт, но в жёны Иштар не возьмёт.

Надо бы на этих словах лугалю спрятать язык за зубами, однако царь разошёлся не на шутку. Герой буквально омыл БОГИНЮ словесными помоями, сравнив её со слоном, растоптавшим попону и сандалью, которая жмёт ногу господина. Да ещё припомнил всех предыдущих любовников Иштар (а их было очень много) и то, что все они плохо закончили.

«Какого супруга ты любила вечно,

Какую славу тебе возносят?

Давай перечислю, с кем ты блудила!»
Такую даму упустил
Такую даму упустил

Рассвирепевшая небожительница прокляла ЧСВшника и нажаловалась на презренного смертного своему отцу, верховному богу Ану. Батёк поначалу встал на сторону пацанов, так как знал ветренную натуру дочери. Но та пригрозила Хозяину Неба спуститься в мир мёртвых и устроить первый и последний в истории зомби-апокалипсис. Пришлось Ану создать чудовищного небесного быка, который с ходу выпил реку Евфрат, дышал огнём, а от одного его топота земля содрогалась, как при землетрясении. Топнув у стен города, монстр вырыл огромный котлован, в который провалилось 200 жителей Урука.

Наши герои поняли, что не видать им покоя, пока бык гуляет по земле. Благо мочить чудовищ им было не впервой, навалились они вдвоём на быка. Энкиду ухватил его за рога, развернул на 180 и перехватился за хвост, а Гильгамеш со всей силы ударил монстрятину промеж рогов и шеи. Расправившись с врагом, пацаны вырвали у бычка сердце и тут же на месте принесли его в жертву своему божественному корешу Шамашу.

Он быканул, и мало никому не показалось
Он быканул, и мало никому не показалось

Униженная дама горько оплакивала своё детище и поклялась уничтожить героев, но Энкиду лишь посмеялся над тупой мандой и кинул ей в лицо, кхм… детородный орган убитого быка, прикрикнув, что если бы они смогли до неё достать, то ждала бы Иштар та же участь. Богиня, роняя проклятья, удалилась, а ребята закатили новый пир. Лугаль налил в огромные рога благовоний и повесил над царским ложем. Затем Гильгамеш и Энкиду триумфально проехали в колесницах по улицам Урука. Царь на радостях толкнул речь, восхваляющую доблесть великих героев Шумера. Ведущую роль он, естественно, отвёл себе, а вот про друга забыл.

«Кто же красив среди героев,

Кто же горд среди мужей?

Гильгамеш красив среди героев,

Энкиду горд среди мужей!»

Здесь стоит отметить, что товарищ Дьяконов додумал строчку «Энкиду горд среди мужей!». Во время написания перевода данный фрагмент был утрачен, но в новейшей восстановленной версии именно Гильгамеш перетягивает на себя одеяло главного героя.

После славной пирушки улеглись герои спать, и приснился Энкиду сон. Сон, который разделит весь ЭоГ на ДО и ПОСЛЕ.

Мы только что прошли половину эпоса. Праздник после победы над небесным быком — это высшая точка могущества Гильгамеша и одновременно — пик его гордыни.

Момент, когда герой возомнил себя равным богам, забыл друга и близких людей. Подобное поведение в сознании человека Древнего мира — смертный приговор. В христианской морали гордыня — один из смертных грехов, приближающий душу к вечным мукам. Гильгамеш дорого заплатит за неуёмное ЧСВ, а как именно — узнаем в следующей части.

До скорого, друзья!

2828
2 комментария

Можно отметить, что не все таблицы с эпосом хорошо сохранились, и местами разбиты и нечитаемы фрагменты стихов, а где-то безвозвратно утеряны разом десятки стихов. Поэтому тот же перевод Дьяконова интересен не только сюжетом, но и по текстологическим причинам. В отличие например от «Илиады», где текст хоть и старый, но читается в общем-то гладко и связно, «Гильгамеш» испещрен лакунами, многоточиями, курсивными вставками из осколков других таблиц, восстановленными стихами, сносками, примечаниями вида «здесь совсем непонятное и тёмное место» и проч. Из-за этого при чтении возникает уникальное и немного зловещее ощущение прикосновения к глубочайшей дремучей старине.

1