Аватар и Аватар 2. Насколько был хорош первый фильм? Сумел ли его превзойти сиквел?

Аватар и Аватар 2. Насколько был хорош первый фильм? Сумел ли его превзойти сиквел?

Этот лонгрид является компиляцией двух моих старых статей для канала "Культурный Код" в Яндекс Дзене ныне удалённого.

В этом новом материале мы поговорим о фильмах Аватар и Аватар Путь Воды, разберём их плюсы и минусы, культурное влияние, а также попробуем разобраться в причинах такого невероятного успеха.

Успех «Титаника» в 1997 году стал настоящим триумфом для режиссёра Джеймса Кэмерона. Теперь у автора «Терминатора» и «Правдивой Лжи» развязались руки, и ему были готовы одобрить любой проект. Он выберет тот, что вынашивал по его словам с самого выхода «Терминатора 2». Но вряд ли тогда он представлял, каких усилий будут стоить съёмки и какой фурор в итоге постигнет картину.

Речь, разумеется, идёт про фильм «Аватар», до сих пор вызывающий споры в среде киноманов. Что это было? Безвкусная пустышка с невероятными спецэффектами? Послание мира всему человечеству? Плагиат? Переоценённый фильм или легенда своего времени? Предлагаю вместе разобраться, чем был «Аватар» для мирового кино и чем стал по итогам. Но для начала разберёмся с фигурой создателя.

Сказать, что Джеймс Кэмерон - это технический и визуальный гений в мире кино, не сказать ничего. Чтобы это понять, достаточно просто вспомнить, что уже «Терминатор-2» запомнился зрителям и критикам настоящим новаторством в создании визуальных эффектов со времён, пожалуй, «Звёздных войн». До сих пор специалисты отмечают, что взрыв атомной бомбы в одной из сцен фильма был самым реалистичным за всю историю кино. Плюс к этому впервые в индустрии на компьютере создали анимированный силуэт героя Роберта Патрика, играющего терминатора Т-1000 из жидкого металла. До этого нигде ранее подобное на экране с помощью компьютера не воссоздавали. Потому кому как не ему было суждено совершить новый прорыв в истории кино?

Об истории создания «Аватара» на стадии идеи известно в основном только со слов Кэмерона. Там есть классическая для него красивая история про сон: якобы ему приснилось, как он идёт по земле, начинавшей светиться, когда на неё наступаешь. Такую же историю он ранее рассказывал про «Терминатора», мол ему во время болезни в бреду причудился человек в темноте со светящимися красными глазами. Сейчас уже давно известно, чем вдохновлялся Кэмерон при создании кибернетического организма из будущего. Это были и рассказы американского писателя Харлана Эллисона, и ранний сценарий малоизвестного фильма «Крикуны», основанный на одном из рассказов Филлипа К. Дика. Впрочем, по ходу повествования мы ещё не раз увидим как Кэмерон не стесняется заимствовать некоторые элементы из других произведений, мало чем отличаясь от других творцов Голливуда. Вспомнить Звёздные Войны хотя бы...

Но о чём можно сказать точно, так это о том что к созданию синих великанов со спутника Пандора Кэмерон был готов ещё в 1991, но технологии к тому времени ещё не были столь развитыми, чтобы снимать «Аватар», но это опять же по словам Кэмерона. Так или иначе к середине 90-х был готов сценарий в 500 страниц, а в 2002 году на киноэкраны вышел эпик от Питера Джексона «Властелин Колец», где на экранах появился созданный с помощью технологии захвата движения Голлум в исполнении Энди Сёркиса. Тогда-то Кэмерон и понял, что пора.

Вообще, мало какой режиссёр может получить в своё распоряжение большой бюджет для съёмок своего проекта. Задача кинопродюсера в какой-то степени состоит в том, чтобы умерить аппетиты творцов. Но режиссёр с хорошей репутацией или с крайне расхваленным и прибыльным предыдущим проектом вполне может выбить нужную сумму на производство фильма мечты. Так, например, было с Майклом Чимино, который, получив полный карт-бланш после успеха предыдущего «Охотника на оленей» в следующем фильме «Врата Рая» оттянулся со своими хотелками по полной. Только вот прессе слухи о капризах режиссёра на съёмках настолько не понравились, что желания Чимино обернулись кассовым провалом одного из самых дорогих фильмов на тот момент.

На те же грабли рисковал наступить и Кэмерон, но ему не просто удалось ещё на ранней стадии убедить всех, что проект выйдет годным, но и доказать наглядно уже по первым трейлерам, что вложение денег в фильмы Кэмерона было на самом деле отличной инвестицией для получения большого куша.

Кэмерон сделал всё, чтобы закрепить за собой статус самого инновационного режиссёра. Специально для съёмок «Аватара» ему была заказана особая камера, позволявшая ещё на стадии работы с актёрами на зелёном экране и с технологией захвата движений видеть, как будет выглядеть картинка с уже наложенной компьютерной графикой. Помимо этого Кэмерон для «Аватара» возродил, казалось бы, не имевшую своего практического применения в кино технологию стереоскопического кино, более известную на западе и среди обывателей как 3D, дарившую объекту на экране с помощью эффекта паралакса и особенностей человеческого зрения иллюзию объёма, будто тот находится не в двумерном, а в трёхмерном пространстве.

Актёрский состав и выглядел тогда, и выглядит сейчас умопомрачительно. Главную роль Джейка сыграл малоизвестный доселе Сэм Уортингтон. Вероятно, именно его знакомство с Кэмероном послужило причиной того, что этот актёр до «Аватара» сыграет в «Терминаторе 4». Роль Нейтири отошла актрисе Зои Салдане, ныне известной исполнением персонажа Гаморы в «Стражах Галактики». Из ветеранов Голливуда в одной из ролей отметилась Сигурни Уивер, до «Аватара» сыгравшая в серии фильмов «Чужой». Также в ленте снимались звезда франшизы «Форсаж» Мишель Родригес, а роль главного злодея сыграл Стивен Лэнг.

Те, кто застал в своей памяти 2009 год, те наверняка помнят то, какой ажиотаж вызвал «Аватар». Подкупала и диковинная на тот момент технология 3D, и бюджет, по слухам доходивший до полумиллиарда долларов. Этот фильм ждали, на него были готовы не пожалеть денег, чтобы увидеть в кинотеатре. На премьеру было не попасть, а те, кто сходил один раз, потом шли во второй и в третий. Как итог - почти 3 миллиарда долларов сборов по всему миру, а потом ещё и попытка побороться за Оскар, в котором Кэмерона обыгрывает его бывшая жена Кэтрин Бигелоу с фильмом «Повелитель Бури». Увы для фанатов Аватара заслуженная победа.

При этом «Аватар» даже спустя много лет и тем более на фоне выхода новой части «Путь Воды» вызывал и вызывает споры по поводу того, заслужил ли фильм такие сборы и лестную похвалу от зрителей, или же нет. Многие обоснованно винят Кэмерона в плагиате «Покахонтас» и других похожих произведений. Но стоит ли ругать фильм? А заслужил ли он похвалы? Давайте попробуем в этом разобраться.

И самое первое, что нужно помнить про «Аватар», так это то, что глупо винить Кэмерона в плагиате. Точнее сказать, да, «Аватар» действительно напоминает сюжет «Покахонтас» или «Танцующего с волками». А ещё история из фильма Кэмерона напоминает сюжет боевика «Красный Скорпион» с Дольфом Лундгреном. А ещё больше сходств у фильма Кэмерона с «Дюной» Френка Герберта, где Пауль Атрейдес тоже прилетает на Арракис, где собирают так необходимый для вселенной спайс, из-за чего у местных аборигенов фременов возникает конфликт с инопланетными захватчиками. По ходу повествования Пауль влюбляется в местную аборигенку, становится своим среди туземного народа, а позже даже и лидером, помогающим победить захватчиков. Короче говоря, найди десять отличий.

Более того, Кэмерона за «Аватар» неоднократно в плагиате обвиняли. То оказывается, какой-то сырой сценарий у какого-то малоизвестного автора украл, то якуты находят сходства между картиной Кэмерона и своими национальными эпосами. Был даже чеченский писатель, написавший в 2002 году книгу, схожую по сюжету с «Аватаром», а потому затребовавший от Кэмерона и студии ХХ Век Фокс один миллиард долларов компенсации (МИЛЛИАРД КАРЛ!!!). Как правило, такие обвинения редко имеют под собой серьёзные основания, а пишутся некоторыми для того, чтобы на их персоны и произведения обратили внимание. Но как факты, эти случаи крайне занимательны.

Тогда можно ли говорить, что «Аватар» является плагиатом? Отнюдь. Это скорее типичный фильм о принятии чужой культуры, где Кэмерон использует все изъезженные сюжетные ходы для историй такого рода. Является ли это минусом «Аватара»? В определённой степени и да, и нет. Если минус, то, разумеется, потому что всем нам хочется видеть на экране оригинальную и даже уникальную историю без штампов и клише. С другой стороны Кэмерон создаёт один из самых дорогих блокбастеров в истории с передовыми на тот момент спецэффектами. Поставьте себя на его место. В таких условиях разве вам захочется рисковать, пытаясь придумать замысловатые сюжетные перипетии, если всё самое лучшее уже придумали до тебя?

Кэмерон не пытается изобрести велосипед и следует тому пути, что был придуман до него, поэтому и концентрируется исключительно на визуальной составляющей фильма. При этом сам режиссёр в ответ на обвинения в заимствованиях частенько отвечал, что строил историю на архетипичных историях и персонажах, поэтому неудивительно, что люди находят сходство с «Покахонтас», но в то же самое время история работает именно потому, что хорошо знакома каждому из нас, только нужно подать ту же конфету в новой более красочной обёртке.

А именно обёртка, а точнее картинка в «Аватаре» является главной визитной карточкой этой киноленты. Тут, конечно, стоит похвалить художников, декораторов и специалистов по визуальным эффектам. Им удалось во всей красе представить реальному миру выдуманный спутник Пандора со всей его природой и пейзажами, местными жителями. На 2009 год степень детализации и проработки просто поражали воображение. В этом плане «Аватар» можно сравнить с видеоигрой «Crysis», вышедшей парой лет раньше. В своё время она тоже крайне впечатляла своей графикой и детализацией даже мелких объектов. Но для того, чтобы восхититься картинкой игры, нужно было иметь самый топовый игровой компьютер на то время. Для того, чтобы насладиться «Аватаром», вам достаточно было просто купить билет в кино.

Интересно также, как проработали мир Пандоры, населив его огромным количеством всяких разных диких животных, как правило, пытающихся тебя убить. Тут тебе множество необычных видов и зверей, и птиц, и насекомых, отчасти похожих как на динозавров, так и на млекопитающих. Не менее интересна пантеистическая концепция взаимосвязи живых существ в единое целое, управляемое местной богиней Эйвой. Это позволяет На`ви быть одним целым с природой, её неотъемлемой частью, берущей от окружающей среды только минимум самого необходимого. Подобное, к слову, характерно для культуры североамериканских индейцев. И это немаловажная деталь в контексте происходящего в фильме.

Если же говорить о сюжете и сценарии, то он, как мы уже говорили, не просто донельзя типичный, но и донельзя простой и предсказуемый. По сюжету Земля умирает, а люди осваивают космос, обнаружив на Пандоре крупные залежи то ли металла, то ли минерала анобтаниума. Там они обнаруживают разумную цивилизацию гуманоидов На`ви, с которыми всё никак не могут установить контакт и попросить по-хорошему свалить с залежей ресурса. Параллельно культурой инопланетян занимаются учёные, сделавшие для удобных контактов с туземцами и исследования планеты аватаров, способных выживать в окружающей среде Пандоры. Во время очередной подготовки учёного - брата главного героя Джейка Салли убивают, и ему - бывшему морпеху предлагают отправиться на Пандору, так как он военный, потому и пригодится. Там он поначалу пытается выполнять приказ, но затем понимает преступную сущность пребывания людей на Пандоре. Он становится своим для На`ви и помогает туземцам победить людей.

Если, конечно, вы ещё каким-то чудом не посмотрели «Аватар», то приношу извинения за спойлеры, но, уверен, сюжет этот вам знаком по большому количеству других произведений кино, литературы, либо же видеоигровой индустрии. Об этом и шла речь в самом начале. Фильм донельзя простой, мораль в нём очевидная и даже банальная. Может даже показаться, что Кэмерон, критикуя землян за недобросовестное отношение к природе, занимается излишним морализаторством. Но тут скорее как с Дюной имеет место излишний классицизм, где есть очевидно хорошие и очевидно плохие. И делает Кэмерон это только с одной причиной - максимально упростить сюжет и не делать себе лишней работы с мотивацией неоднозначных персонажей с серой моралью.

Наиболее наглядно это видно по тому, что в фильме ни разу не было показано, как На`ви обходятся с пленными землянами, что плохого о них думают на бытовом уровне расизма по отношению к пришельцам, хотя по идее должны, так как вряд ли философия гуманизма в почёте у племени, живущего в первобытно-общинном строе. С другой стороны, представление Куотрича в роли тупого солдафона по сути является главной сценарной ошибкой Кэмерона. Ведь если так порассуждать, несмотря на благие помыслы в желании спасти туземцев, Джейк Салли - предатель, как ни крути. А Куотричем в свою очередь могло бы двигать желание спасти землян от гибели в нашем умирающем по сюжету Аватара мире. Согласитесь, что так Куотрич смотрится уже не столь тупо и карикатурно, как в фильме, где у него нет вообще никакой мотивации бить туземцев - ни желания спасти людей, ни отомстить за ссослуживцев, но только абсурдное и глупое стремление решить вопрос силой, ибо Куотричу по сути просто не повезло волею Кэмерона попасть в клан тупых солдафонов и неверующих землян, отрицающих пантеистическую концепцию, по которой живут аборигены, поклоняясь своей богине Эйве...

В этом плане одна из главных идей фильма состоит в том, что даже став На`ви Джейк Салли остался человеком. И куда более большим человеком по сути мог стать Куотрич, стань он на экране выглядеть более неоднозначно. Тут и заключается главная проблема фильма с точки зрения сюжетного наполнения и философии. Если фильм является посланием мира всему миру, то почему земляне - люди в «Аватаре» выглядят такими в большинстве своём злодеями даже без каких-то признаков, что у них есть свои причины ради своих семей, ради близких, ради спасения землян сражаться с аборигенами за залежи анобтаниума. Очевидно, что серая мораль бы смогла серьёзно украсить Аватар.

Хотя в контексте переоценки ценностей в современной Америке, возможно Кэмерона бы и заклевали за иную подачу материала. Это же 2009 год! Культурные войны хоть и не начались, но в то время ещё шла тяжёлая и непопулярная война в Ираке, где в представлении большого количества жителей Америки США вели себя там сродни людям на Пандоре - лишь бы выкачивать ресурсы и насаждать чуждые иракцам ценности. А уж то, что культура На`Ви была списана с культуры североамериканских индейцев... Покажи Кэмерон людей более добрыми, а аматикаев более злыми, тогда тот же известный кинокритик либеральных взглядов Роджер Эберт ругавший Хищника со Шварцнеггером за наличие у инопланетянина растительности на голове, схожей с дредами (якобы Хищник так плохо репрезентует чернокожих - типичных носителей дредов), не оставил бы от Аватара камня на камне за плохое изображение североамериканских индейцев.

Как ни странно, самый прибыльный фильм в истории человечества не только отличается наивностью и классическим обозначением персонажей по типу «хороший - плохой», но и в изобилии поливает нас кучей штапмов и клише, где в самый последний момент главным героям помогает конница из-за холмов (ну или бог из машины - кому как лучше) в виде богини Эйвы, отправившей животных на помощь аборигенам в бою против людей. Среди персонажей есть тупой солдафон Куотрич, типичная учёная Грейс, сыгранная Сигурни Уивер, типичный злой капиталист Сэлфридж. Притом глядишь на это и удивляешься, как Кэмерон буквально сделал несколько шагов назад от блестяще написанного им сценария Титаника к такому неоднозначному с точки зрения сценария и сюжета «Аватару».

Но, повторюсь, Кэмерона можно понять. У него нет желания корпеть над сценарием. Его главной задачей было показать чудесный мир Пандоры, и он со своей задачей справляется, свершив настоящую революцию не только в плане прорисовки и проработки мира Пандоры, но и в технологии захвата движения. Созданная при создании Властелина колец идея превратилась в нечто большее, когда даже самые небольшие сокращения мышц на лице отражаются при создании нарисованного на компьютере образа аборигена аматикая. И если Сэм Уортингтон, к сожалению, вообще не показывает ничего интересного, то Зои Салдана выкладывается на экране на тысячу процентов, показывая огромный спектр эмоций, выступая, можно сказать, рекламным лицом технологии захвата движений, которая, увы, на тот момент ещё не могла показать всей пластичной мимики этой невероятно талантливой актрисы.

А вот остальные герои вышли у Кэмерона в «Аватаре» почему-то не очень. Это печально, учитывая, что он в «Правдивой Лжи» фактически доказал, что даже такая дубина как Шварцнеггер при желании может показать на экране хоть какие-то азы актёрского ремесла. В «Аватаре», увы, повторюсь, Куотрич - карикатурный солдафон, не задающий вопросов, которому лишь бы пострелять, глава корпорации - карикатурный капиталист, думающий только о наживе, Сигурни Уивер - карикатурная учёная особа, а Сэм Уортингтон с трудом способен играть на экране свои роли, неважно в «Аватаре» ли он снимается, в «Терминаторе» или в «Гневе Титанов».

Если работу специалистов по компьютерной графике и художников я уже отметил, то труд оператора тут уже можно отметить как вторичный. Увы, и музыкальное сопровождение тоже вышло невнятным. Но все эти рассуждения - мелочи в сравнении с главным. Сумели ли технологии IMAX и 3D сделать «Аватар» лучше?

Раз уж зашла речь о технологии 3D, то стоит сразу сказать, что она не новая, а появилась ещё на заре кинематографа. Первый фильм с применением 3D сняли в США ещё в 1922 году. Для жителей СССР технология также не была диковинкой и даже имела свой отечественный термин «стереоскопическое кино», забытый ныне хипстерами и зумерами - любителями модных западных словечек. Так что Кэмерон в применении 3D был далеко не новатором.

Но именно его лента сумела резко популяризировать 3D в современном кинематографе. Эта технология буквально позволила оживить мир Пандоры, зритель буквально сам гулял по джунглям, наблюдал диких животных, чуть ли не на ощупь контактировал с этим новым миром, что дарило совершенно новый, прежде никем не познанный опыт. И это, несомненно, очевидное и очередное новаторство Кэмерона как режиссёра «Аватара».

Но если говорить о киноиндустрии в целом, то массовое внедрение 3D порядком испортило весь популярный кинематограф на ближайшие несколько лет. Буквально каждая новая крупная премьера выходила в формате 3D, начиная от «Трона» 2010 года, заканчивая «Безумным Максом» с Томом Харди. Да даже, прости Господи, резиденты Comedy Club третий «Самый Лучший Фильм» выпустили в формате 3D, хотя казалось бы, что хуже придумать уже нельзя...

Уже в этом заключалась проблема повсеместного внедрения 3D. Технология, бездумно пихаемая в каждую новую премьеру, просто приелась людям, да и к тому же от просмотра фильма а стереоочках начинали быстро болеть глаза. По итогам зрителям всё это просто надоело. Каждый новый фильм выходил с 3D, а покупали люди билеты в кино все ещё на старое-доброе двумерное кино. Это и стало причиной гибели стереокино после такого хорошего старта в 2009.

Не меньшей проблемой оказалось и то, что Кэмерон свой «Аватар» специально снимал, чтобы показать в 3D, а после него во всех последующих фильмах моменты со стереоскопической технологией были редкой диковинкой, так как снимали режиссёры кино исключительно для формата 2D, да и не умели многие ставить трёхмерные фильмы. Продюсерам же других студий, с завистью наблюдавшим за сборами «Аватара», казалось, что успех фильма Кэмерона был связан исключительно только с технологией 3D, потому те и пихали стереоскопический эффект в каждую новую премьеру, снятую в 2D. К тому же наличие его в фильме было поводом для кинотеатров взвинчивать цены на билеты, из-за чего, соответственно, росли сборы, потому и пихали 3D куда попало.

Подводя же итог, можно сказать главное: при всех своих перспективах технология стереоскопического кино так и осталась дополняющей диковинкой, и не более того. И хотя тот же Мартин Скорсезе видел в 3D перспективы, как для средства художественной выразительности, но вскоре большинство кинотеатров (в России так точно) вернулись к показу кино в старом двумерном формате.

Что касается самого «Аватара», то, разумеется, его ценность как прорыва в области компьютерной графики и кинопроизводства неоспорима. Но с ценностью художественной вышла проблема. «Аватар» без компьютерной обёртки был весьма наивным и банальным кинцом с кучей штампов и клише. И будь то любой другой фильм от любого другого режиссёра без компьютерной обёртки, а может быть даже и с ней, то провал картине был бы гарантирован, а критики вообще от такой работы камня на камне бы не оставили. Но имя режиссёра «Терминатора» и «Титаника», титанический труд специалистов по визуальным эффектам сделали своё дело, и «Аватар» до сих пор держит планку самого кассового фильма всех времён.

Многие наверняка помнят, как «Аватаром» восхищалась ведущая кинорубрики на Первом канале Екатерина Мцитуридзе, называя фильм Кэмерона посланием мира всему миру. Возможно, так даже думала не она одна. Наверняка также не только Екатерина надеялась на победу «Аватара» на церемонии награждения кинопремии Оскар 2010 года. Но киноакадемики оказались верны традициям Голливуда не давать награды попкорновым блокбастерам и отдали заслуженную статуэтку за лучший фильм «Повелителю Бури». «Аватар» же получил все технические награды, что наиболее ярко ставит жирную точку в обсуждении фильма Кэмерона. При всех его технических достижениях это кино, увы, в плане искусства сценарной и актёрской работы стоит далеко позади, более дешёвых, но куда более ценных для искусства и культуры кинолент, а также других работ Кэмерона.

Успех же «Аватара» заключается в простой истине: людям надоело жить на земле, им приелось тут уже всё, а Кэмерон дарит незабываемый опыт посещения зрителем доселе неизвестной планеты, притом куда более привлекательной и живописной, чем наша планета Земля, и мало кто не захочет воспользоваться этим шансом - погрузиться в жизнь чего-то неизученного и неизвестного, но столь прекрасного и чарующего, да настолько, что покидать этот новый мир ты не захочешь уже никогда...

Продолжая наш рассказ следующей частью, первым делом стоит сказать, что успех первого «Аватара» даже не давал повода усомниться в том, что сиквелу быть. Самый прибыльный фильм за всю историю просто не мог не обзавестись продолжением. И вот оно появилось. Спустя тринадцать лет...

Так как Америка – страна с весьма суеверным народом, то там верят в проклятье цифры тринадцать. К тому же есть золотое правило попкорновых блокбастеров – куй железо, пока горячо. Редко какой выпущенный спустя много лет сиквел становится успешным и прибыльным. Наоборот, про оригинальное кино все забывают, и надеяться на окупаемость продолжения или того лучше хорошую прибыль не стоит. Поэтому то сиквелы и куются Голливудом как горячие пирожки. То есть небезосновательно многие были уверены, что «Аватар Путь Воды» провалится из-за 13 лет простоя франшизы. Даже сам Кэмерон не был уверен в успехе сиквела. И, тем не менее его выпускают...

И он тут же вопреки всем прогнозам спустя месяц проката сумел достичь цифры в два миллиарда долларов. Вопреки всем прогнозам второй «Аватар» не только окупается, но и ставит новые рекорды. Казалось, будто и не было тех тринадцати лет ожидания! А ведь ещё недавно казалось, что про первую часть все забыли, что амбиции режиссёра в желании снимать фильм под водой, да ещё и с технологией захвата движений слишком непомерны. И вот вопреки всему «Аватар Путь Воды» становится хитом. Ну вот что это, как не чудо?

Вообще с самого начала стоит сказать, что Джеймс Кэмерон известен своим умением снимать сиквелы. Он это доказал в «Чужих» в первый раз, доказал в «Терминаторе Судный День» во второй. Пожалуй, он и был одним из создателей формулы успеха сиквела - чем больше, чем зрелищнее, чем масштабнее, тем лучше. При этом не забывайте, что Кэмерон в отличие от таких достаточно цельных, единых и монолитных в фундаменте историй типа «Гарри Поттера» или «Властелина Колец» брался за сиквел «Чужие», не имея на руках цельной истории или плана на несколько сиквелов вперёд. Он писал продолжение с нуля, но вопреки тенденции провалов сиквелов сумел сделать «Чужих» хитом кинопроката.

В случае с «Аватаром Путь Воды» Кэмерон имел на руках общий план на пять фильмов, поэтому вторую часть можно рассматривать как вторую серию самого дорогого и самого прибыльного мини-сериала в истории. И в нём он сумел не только повторить все составляющие успеха первой части, но и что-то сделать даже лучше.

Во-первых, если вы помните, как убого смотрелись подводные сцены во «Властелине Колец», то поймёте, почему для сиквела Кэмерону понадобилась технология съёмок захвата движений под настоящей водой, так как во «Властелине Колец» подводные сцены выглядели компьютерными и неестественными. Бывает ещё и так, что в некоторых фильмах моменты под водой снимаются или через аквариум, или вообще без воды с применением компьютерной графики, а если без новых технологий, то, например, с помощью дыма для имитации мутной воды и многих других кинематографических уловок.

Но ещё первый «Аватар» при детальном просмотре был насыщен ярко выделявшейся на фоне компьютерной графикой (или как модно сейчас говорить замыленным CGI), а уж во втором в сценах под водой картину на этапе монтажа бы точно ждала катастрофа. Благодаря же технологии съёмки сцен с захватом движения герои смотрятся в воде максимально естественно. Более того куда правдоподобнее выглядят кадры, где герои погружаются в воду или выныривают из неё. Прежде снять что-либо подобное было просто невозможно. Кэмерон же сумел сотворить новую революцию в сиквеле «Аватара», и это блестящий результат.

Если первый Аватар можно было сравнить с компьютерной игрой с самыми максимальными настройками компьютерной графики, то Аватар Путь Воды пошёл ещё дальше в прорисовке объектов и мелких деталей. Они смотрятся чётче, компьютерная графика меньше выделяется на фоне сцен с живыми актёрами. Впрочем, если для вас и в первой части обилие синего цвета и кислотных оттенков казалось вырвиглазным, то тут с преобладанием синего цвета настолько всё плохо, что хоть караул кричи. И это очевидный минус, хотя а куда от него денешься, если снимаешь фильм про подводный мир...

Также технология захвата движений сумела сотворить новое чудо на экране, и связано оно с актрисой Сигурни Уивер. Доселе я не помню, чтобы прежде у семидесятилетней актрисы - ветерана Голливуда, снявшейся ещё в первой части фильма «Чужой» 1979 года, появилась бы возможность исполнить на экране роль подростка! Сигурни Уивер в Пути Воды играет дочь аватара Грейс из первой части. Это ведь невероятно сложно - в 70 лет не просто играть, но ещё изображать пластику, а самое главное энергию подростка! Не каждый актёр и в 40-50 лет сможет, особенно состоявшийся артист, предпочитающий серьёзный подход к актёрскому мастерству. Сигурни Уивер, делая это в свои годы, несмотря на всю обрушившуюся на неё критику, совершает настоящий творческий подвиг.

Пожалуй, именно она и стала главной жемчужиной этого фильма, вынужденная играть приёмную дочь Джейка и Нейтири. Остальные же актёры не сказать, что особо стараются, впрочем, как и в первой части. Сэм Уортингтон как всегда на эмоции скуп, Зои Салдану по непонятной причине вообще ограничили в экранном времени, хотя в первом Аватаре именно она была главным украшением фильма, исполнители ролей детей вообще никакие, а Стивен Лэнг играет классического мальчиша-плохиша, но с небольшим отличием от первого фильма, так как во втором член клана тупых солдафонов стал папочкой, а потому в нём проснулись нотки не только полного мрака, но и серой морали. В этом ансамбле по итогам у Сигурни Уивер просто нет конкурентов.

Если же говорить о сюжете фильма, то, прежде, начнём с похвал. Аватар Путь Воды стал чуть смелее первой части, показывая, например, ту же самую Нейтири далеко не с лучшей стороны за ненависть к мальчику - сыну Куотрича. Сам полковник в образе аватара, ну или точнее его копия неожиданно становится пусть и чуточку, но более неоднозначным персонажем, что проявляет тёплое отношение условно к своему сыну. Но, увы, это только робкие шаги вперёд. А кто любит повестку, тот обязательно оценит терзания героини Сигурни Уивер по поводу того, что она не такая как все. Само возвращение героев Стивена Лэнга и Сигурни Уивер было объяснено хорошо. Это вам не комдив Котов с Митькой, чудом оживающие в Предстоянии Никиты Михалкова.

Не худшим решением было и акцентирование внимания уже не на Джейке, а на его детях. Правда, старший сын (что погиб в конце) был совершенно не раскрыт, в сравнении с младшим. Получается, нужен он был только чтобы нагнать драмы в финале.

А вот тут плюсы у фильма в принципе заканчиваются, так как ахать от обилия графония можно бесконечно, но у сиквела Аватара есть ещё и сюжет. С одной стороны он предсказуем - было понятно, что люди не остановятся и нападут вновь. А с другой от самого начала и до финальных титров не оставляет ощущение, что Кэмерон повторяется. Вот тебе новая среда обитания - вот тебе снова обучение и познание мира, вот тебе в новом племени те, кто относится к героям с неприязнью, а вот те, кто относится с симпатией. А в конце плохиш в исполнении Стивена Лэнга получает подзатыльник, только уже не от Нейтири, а от Джейка. А чтобы не повторяться, вот вам вместо анобтаниума другой супер-пупер ресурс, без которого земляне погибнут. При этом про фигурировавший ранее анобтаниум вообще как-будто забыли. И да, в Терминаторе 2 Кэмерон тоже не чурался самоповторов с оригиналом, но делать то же самое в Аватаре Путь Воды, притом так откровенно - это уже наглёж.

Если говорить о том, что мы сразу узнаём, что Паук является сыном Куотрича, то тут можно, конечно, предположить, что избавившись от необходимости открывать тайну происхождения Паука в конце Кэмерон избежал участи сравнения своего фильма с индийским кино, где в самом конце все оказываются друг другу родственниками, а потом начинают танцевать от радости. Но для поддержания интриги можно было тайну происхождения Паука и попридержать хотя бы до середины.

Возвращаясь к теме самоповторов, тут не просто людишки опять злые капиталисты, выкачивающие ресурсы, но доходит до того, что у главы промыслового судна и учёного на борту реплики один в один повторяются с теми, что говорили друг другу Сэлфридж и Грейс в первой части. И если в Терминаторе 2 фраза, например, идём со мной, если хочешь жить, является общей нитью, пронизывающей все фильмы франшизы, то тут имеет место какая-то странная халтура, похожая больше на то, что сценарий был будто бы сгенерирован нейросетью на основе первого Аватара, а подправить диалоги для достижения хоть толики оригинальности забыли.

Но в том и проблема, что сценарий писали живые люди, и налицо у них самый настоящий кризис идей, где они, кажется, просто не понимали, как показать новый для зрителя мир воды в Пандоре, при этом не повторяясь, а в итоге просто махнули рукой, показав те же яйца, только в профиль.

При этом, раз уже Аватар стал фактически киношным минисериалом, то Путь Воды смотрится как эпизод филлер, где больше интересно узнать о способностях дочки аватара Грейс, нежели следить как Джейк и Куотрич снова сцепились по пьяни аки дед с батей, а зрители наблюдают каждый раз одно и то же. Как она их получила? Кто отец Кири? Или может она дочь богини Эйвы, а аватар Грейс был зачат непорочно? Вот, что становится интересно при просмотре, но в фильме совершенно не раскрывается, оставляя ответы на следующие части!

Если Кири - дочь Эйвы, то я примерно могу представить, какими будут Аватар 4 и Аватар 5. Согласно слухам, действие там произойдёт на земле. И это просто очевидно, что Кири, обладая силой Эйвы, или даст людям возможность дышать воздухом Пандоры, или разрушит технический ад человечества, вернув на землю жизнь. Это примерно вписывается в пантеистическое представление Кэмерона об Эйве и природе Пандоры, поданное нам ещё в первой части Аватара.

Но это всё, конечно, догадки. Нам же пора делать выводы. А они предельно просты. Кэмерон вновь как и в прошлый раз концентрируется не на сценарии, а на режиссуре, получая больше удовольствия от визуальной проработки мира Пандоры, нежели от хорошо прописанных персонажей или оригинальных диалогов. Если вас это устраивает не меньше, чем Кэмерона, значит этот фильм точно вам подходит, как и первый Аватар. Если предыдущая часть показалась вам неоригинальной и посредственной, каких-либо серьёзных изменений в Пути Воды вы не найдёте.

11
24 комментария

Комментарий недоступен

5

Чтобы ты помылся

Комментарий недоступен

1

Только теперь место дислокации сменилось и сынок-человек появился

1

Едрить ты насрал.
И нет, второй хуже.

1

"то тут с преобладанием синего цвета настолько всё плохо, что хоть караул кричи."
Это вообще что? Плохо кому? Тебе? Мало того, что пелагическая синева это в целом фишка-стиль режиссера на протяжении всей его кино-карьеры, так еще и сделано это во второй части с умом по грейдингу и составу пелагических оттенков.

1

Нет, это вырвиглазно. В Титанике была пелагическая синева??