Игра в кальмара. Есть ли минусы?

Игра в кальмара. Есть ли минусы?

Признаться, когда в 2021 году началась всеобщая истерия по поводу "Игры в кальмара", я во многом не понял всего хайпа, раздутого по проекту. Неужели все действительно интересны очередные игры на выживание типа "Пилы", "Голодных игр" и т.д.? И нет, заочно проект я плохим не считал, но, тем не менее... В этом материале мы с вами разберём сильные и слабые стороны сериала, а также сделаем вывод, заслужил ли сериал такой популярности, рассматривая его с течением времени. Поехали!

Но первым делом стоит сказать, что корейский кинематограф за последние двадцать лет стал одним из самых передовых в целом по миру. Конечно, в качестве доказательства можно привести "Паразитов", но это только вершина айсберга. Среди корейских фильмов вы найдёте как хорошее авторское кино, так и блокбастеры, не уступающие в качестве голливудской постановке.

Последнее я понял, ещё когда посмотрел военную драму "38-ая параллель" 2004 года, где уровень спецэффектов, например, был не хуже, чем в "Спасти рядового Райана". Не стоит забывать и про "Олдбой" 2003 года, удостоившийся чуть менее адекватного ремейка на западе, но уже достижение! Кто-то вспомнит "Поезд в Пусан", а кто-то" Воспоминания об убийстве". Перечислять можно бесконечно, но бессмысленно спорить с тем, что корейское кино не только выходит хорошего качества, но и обращает на себя внимание во всем мире, будучи любимым как критиками, так и зрителями - любителями как авторского, так и массового кино.

Но кто смотрел корейское кино хоть раз, тот сразу же обратит внимание на то, что самая любимая тема в корейском кино - социальное расслоение. Вполне актуальная для Южной Кореи, учитывая её историю и нынешнее положение. Ведь вспомнить прошлое, и сразу вспоминаешь диктатуру Ли Сын Мана (хорошо показана в "38-ой параллели") до и после Корейской войны, при котором люди сбегали из Южной Кореи в Северную, во что сегодня сложно поверить. Тут и корейское экономическое чудо, что чудом было не для всех. А про современное социальное расслоение и отсутствие социальных лифтов вы прекрасно можете знать по фильму "Паразиты".

Как раз таки последние темы, раскрытые в "Паразитах", современные корейские режиссёры и сценаристы особенно сильно любят, потому и неудивительно, что сериал "Игра в кальмара" также на этой проблеме свое внимание акцентирует. Насколько лучше у них это получилось в отличие от "Паразитов"? Да и вообще вернёмся к главному вопросу: каким получился сериал?

Несмотря на то, что сценарист "Игры в кальмара" уверяет, якобы чуть ли не лет десять писал сценарий к сериалу (вероятно, задумывавшегося фильмом), начало фильма очень созвучно "Паразитами". Есть и люди на социальном дне, и всесильные богачи, и гордость всего района, поступившая в университет (без высшего образования в Корее социальные лифты в принципе не работают). Там же есть и персонажи, изображающие беженцев из Северной Кореи, со всеми их проблемами. И хорошо персонажи те же есть. Но чем же удивит сериал в отличие от фильма?

Во-первых, "Игра в кальмара" - это очень стильный проект, где огромное внимание уделено дизайну. И да, многие локации специально сделаны по-детски, но оттого ещё более шокирующим выглядит то, что творится в пределах игровых зон, учитывая то, с какой жестокостью это происходит. Некоторые смотрятся вычурно и помпезно, дабы подчеркнуть разницу между VIP-клиентами и простыми игроками. Не менее интересно выглядит и работа оператора, глазами которого мы исследуем каждую из локаций. В целом подобный крутой дизайн, сравнимый по стилистике с "Джоном Уиком" или "Бегущему по лезвию 2049", смотрится очень хорошо.

Во-вторых, "Игра в кальмара" - довольно дорогой и масштабный сериал. В нем отличные спецэффекты, хорошая работа декораторов, звуков ковёр и всех остальных в целом. Посему можно сделать вывод, что создатели были абсолютно уверены в успехе проекта, ни капли в нем не сомневаясь. Но что заставило их поверить в проект?

Во-первых, тема социального неравенства всегда была, есть и будет актуальной в любой точке земного шара. Тяжело найти страну или регион, где таких проблем нет. Поэтому и немудрено, что "Игра в кальмара" стала популярной по всему миру.

Во-вторых, хоть сериал и выглядит довольно наивным (что очень характерно для корейского кинематографа), но в какие-то моменты становится не просто остросоциальным, но и очень остроумным. Автор не стесняется не только критиковать и высмеивать капиталистическую систему, но и успевает остро подколоть институт демократии, сравнить родную Южную Корею с враждебной Северной и даже задать, пожалуй, самый острый вопрос сериала для современного юга Корейского полуострова. Да, перебежчики убегают с севера на юг, но действительно ли юг так хорош? А что в нём можно сделать привлекательнее, чтобы северяне меняли один ад коммунистический на другой капиталистический и действительно видели разницу? Эта колкость сценариста, обнажающего острую для современной либеральной Кореи проблему, также идёт проекту на пользу.

В-третьих, сериал поднимает извечную проблему - каково оставаться человеком, оставшись в тяжёлой ситуации. В обычной жизни мы такими вопросами не задаемся, но тема человечности и гуманизма менее актуальной от этого не становится. Взять, например, людей взбирающихся на Эверест. Перед ними каждый день встаёт выбор. Или спасти на склоне человека, попавшего в беду, пожертвовав потраченным временем и деньгами (десятками тысяч долларов на билеты, проводников и снаряжение)? Или во что бы то ни стало взобраться на вершину, ибо другого раза уже может и не быть?

Героев "Игры в кальмара" в какой-то степени можно сравнить с покорителями высочайших горных вершин, ведь предстоит им весьма непростой выбор. Остаться человеком, но погибнуть или уйти ни с чем? Или всеми возможными силами и способами дойти до конца, разменяв совесть на шанс дотянуться до вершины? "Игра в кальмара" показывает все светлые и тёмные стороны человеческой души, где наивность и доверие приводят к гибели, а обман и насилие к успеху, отзеркаливая отношения между людьми в обычном мире, где успеха добиваются, как правило, только сильные и хитрые, но не всегда заслуживая этого. Но оправдан ли этот самый успех, если на пути к нему можно потерять совесть?

В характерной для азиатского кино детской, инфантильной манере перед героем ставят выбор. И он, прежде обманывавший старика при игре в шарики, фактически убивший несколько человек на испытании канатом, вдруг осознает себя хорошим человеком и не убивает того, кто с самой второй игры вставлял палки в колёса как ему, так и другим игрокам, дойдя к финалу до убийства по факту невинной девушки. Этот момент может показаться странным, откуда вдруг такое великодушие взялось в главном герое, но тут уже, как я говорил, всё дело в колорите корейского и в принципе азиатского кино.

Примечательно также, как два финалиста игры противопоставляются друг другу. Первый - беспощадный банкир, обманывавший людей, которому нечего терять на воле. К финалу он полностью раскрывается как готовый на любую мерзость монстр. Противоположность ему - главный герой. Да, у него нет хорошего образования, он выходец из рабочего класса, немного наивный простак, не гнушающийся обмана или подлости, а также очень плохой отец. И ещё неудачник по сути. Но именно он к концу неожиданно окажется образцом морали и нравственности в отличие от гордости всего города, внутри которого, гнавшегося за карьерой и успехом, возможно, всегда таился монстр.

Монстр такой же, как и главный антагонист, основатель игр и по совместительству участник номер один. Он - самый странный персонаж поначалу, отличающийся от других возрастом и физическими данными. По сути является главным примером того, что впечатление о людях часто бывает обманчивым. Тот, кем, возможно, хотел бы стать бывший приятель главного героя, и кем стал бы, удавайся ему и дальше безнаказанно обманывать доверчивых людей. Вероятно, именно поэтому так сетовал продолжать игры, использовал в тёмную помогавших ему людей и в конце в отличие от главного героя стал монстром.

И вот насколько плохим у нас создаётся впечатление о главном герое, настолько же противоположным он оказывается в конце. Некоторое время в нем по ходу игры проскальзывают тёмные стороны его души, обличая в нём нерешительность, трусость способность к подлости и обману. Соревнование всеми своими трудностями испытывает главного героя на прочность и превращает его в достойного человека с точки зрения морали, готового даже подлеца в конце простить и плюнуть на деньги, лишь бы на руках его не было капли крови. В конце же он долгое время просто не тратит ни копейки из заработанного, лишь бы не брать денег, заработанных кровью.

И да, кому-то финал покажется наивным, детским, нелепым. И да, в этом есть проблема "Игры в кальмара", но в этом же заключается его прелесть. Герой проходит путь фактически по Джозефу Кэмпбеллу - знакомую нам историю, способную цеплять вновь и вновь, если приправить её другим фоном и множеством харизматичных персонажей. В этом и есть главная причина успеха "Игры в кальмара" получающей от меня пусть и не твёрдую, но оценку отлично.

22
8 комментариев

Там все актёры-минусы, это ж корейский сериал, АЗХАХАХАХАХАХА

2
Ответить

Ну, на самом деле это довольно вторичная вещь, если взять хотя бы Кайдзи, который вышел ~17 лет назад.

2
Ответить

Существование сия сериала — один огромный минус

2
Ответить

Да
Там красотку убьют

1
Ответить

нет минусов, ведь у тебя тентакли
женщины любят тентакли
тентакли — это классно

1
Ответить

Да
Слитая в говно концовка

1
Ответить

Да. Это не кайджи

1
Ответить