Arctic Monkeys – Favourite Worst Nightmare, 2007

В 2006 году первый альбом Arctic Monkeys – Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not – стал самым быстро продаваемым альбомом Британии в истории на тот момент, разойдясь за неделю тиражом свыше 360000 копий. Вряд ли группа могла мечтать о таком успехе, ибо молодые парни меньше всего тогда напоминали будущих рок-звёзд. Такой успех был обусловлен активной раскруткой записей группы в интернете, поклонники с нетерпением ждали релиз дебютной пластинки. Выпуск альбома музыканты доверили лейблу Domino Records, который на тот момент не мог похвастаться большим успехом, но с выходом дебютного диска Arctic Monkeys дела его резко пошли в гору.

Успех группы в Британии был весьма впечатляющим, но музыкантам хотелось большего – покорить Америку. Поэтому парни не стали долго ждать и приступили к записи второй пластинки, которая вышла через год с небольшим, весной 2007 года. Америку покорить снова не получилось, впрочем, до того ещё было долго.

Альбом получил название Favourite Worst Nightmare, и по своей стилистике в целом продолжал первую запись. Но вместе с тем было немало отличий. Если Whatever People Say I Am, That's What I'm Not был в известной мере однообразен и чрезмерно криклив, то Favourite Worst Nightmare куда более сбалансирован, гармоничен и подчас даже сдержан. Драйв дебютного альбома никуда не делся, он лишь стал более взрослым и собранным. Само звучание при этом стало более тяжёлым, более агрессивным и подчас даже мрачным. Не покидает ощущение, словно Тёрнер почувствовал куда больше уверенности в себе; здесь буквально слышна почти что наглая убеждённость музыкантов в собственном таланте.

Favourite Worst Nightmare начинается с Brainstorm – самой быстрой песни на альбоме, которой, казалось бы, отсылает к первому альбому, только на этот раз с самого начала угадывается куда более сильный напор в аранжировке и в самой игре. Скоростные барабаны со сменой ритмов, по которым молниеносно проносятся гитары — песня не даёт заскучать и обрывается настолько же резко, насколько начинается.

Вообще, работу барабанщика Мэтта Хелдерса на альбоме стоит отметить особо, ибо так он не играл ни до, ни никогда после — так быстро, так энергично, так разнообразно и при этом отнюдь не хаотично. И самый показательный пример здесь даже не Brainstorm, а D Is For Dangerous. Здесь Хелдерс выдаёт безумную по драйву и сложности партию, задавая характер всей песне. Мало того, в этой песне он ещё и поочерёдно поёт напару с Алексом Тёрнером, и вокал его здесь звучит как нельзя более уместно: хрипловатый, наглый, откровенно говоря, не до конца поставленный, что, впрочем, лишь играет песне на руку.

Третья песня из наиболее тяжёлых на альбоме — This House Is a Circus. И снова бескомпромиссный бенефис Хелдерса переплетается с, возможно, одними из самых агрессивных гитарных риффов в каталоге группы и филигранной игрой нового басиста Ника О'Мэлли, который пришёл в группу ещё во время предыдущего тура в 2006 году, сменив Энди Николсона.

Среди более спокойных песен можно выделить самую жизнерадостную, отдалённо напоминающую ска Fluorescent Adolescent, одну из самых популярных среди поклонников песен с альбома наряду с Brainstorm и 505; ядовитую Teddy Picker, напоминающую Fake Tales Of San Francisco с дебютного альбома; Balaclava, отсылающую едва ли не RHCP; бодрую и "качающую" Old Yellow Bricks с простым, хлёстким, запоминающимся гитарным риффом и почти поп-панковую The Bad Thing.

Особняком стоит атмосферная Only Ones Who Know на две гитары при полном отсутствии баса и ударных.

Отдельно стоит сказать про Do Me A Favour и If You Were There, Beware — два сдержанных номера, в которых наиболее отчётливо прослеживается тяга группы к усложнению структуры и к некоторому крену в психоделику; всё это будет иметь доминирующую роль через два года на следующем альбоме, а здесь создаёт тот самый контраст и баланс, которого порой так не хватало первой пластинке. Тёрнер поёт нарочито спокойно и даже лениво, и тут наиболее явно слышится эволюция Алекса как вокалиста.

Уже упомянутая 505, пожалуй, является одной из самых сильных и запоминающихся песен не только на Favourite Worst Nightmare, но и в целом в творчестве группы. Редкие для того периода клавиши задают тревожный и меланхоличный тон композиции, на фоне которых Тёрнер читает одни из лучших стихов в своей карьере. Песня набирает обороты под "тиканье часов", создаваемое Хелдерсом, а затем постепенно подключаются все остальные инструменты, чтобы в конце слиться в сплошную стену меланхоличного шума.

Вне всяких сомнений, Favourite Worst Nightmare самым лучшим образом продолжил первый альбом: сохранил то, за что их полюбили поклонники, и при этом обогатил, расширил и развил звучание и стилистику группы ровно настолько, насколько это было тогда необходимо. Здесь группа сложилась в полной мере и уже окончательно была готова к экспериментам и изменениям, которые не заставили себя долго ждать.

22
1 комментарий