Rammstein – Mutter, 2001

С третьим альбомом Rammstein сложилась интересная ситуация. Как показало время, главный шлягер группы нашёл своё место на предыдущей пластинке Sehnsucht, но по-настоящему же мировым прорывом для коллектива стал Mutter. При этом не следует забывать, что "тот самый" фирменный стиль Rammstein был представлен как раз на первых двух дисках. То была не самая замысловатая музыка, но именно благодаря удачному сочетанию электроники, ритмичных гитарных риффов и провокационных текстов группа смогла заявить о себе.

Mutter не стал кардинальной сменой вектора, но изменения были, что называется, налицо. Роль синтезаторов стала куда менее заметной, если вовсе не сошла на нет, на смену холодному электронному звуку пришли богатые симфонические аранжировки, призванные добавить музыке монументальности и драматизма. Гитарный драйв никуда не делся, но в общем и целом всё стало звучать менее агрессивно и более мелодично.

Изменения коснулись и лирики. Если раньше Тилль Линдеманн предпочитал неприкрытый эпатаж и провокации, лишь изредка обращаясь к более лирическим темам, то на Mutter главенствует поэтическая изысканность, образы из сказок, гимны солнцу и огню, драматизм и патетика. Лишь три песни на альбоме выдержаны в провокационном ключе.

Mutter стал лидером среди всей дискографии группы по числу вышедших синглов – их набралось аж шесть. Последний, Mein Herz Brennt, вышел спустя более чем два десятилетия, очевидно в преддверии выпуска сборника видеоклипов. Эта песня открывала альбом, и уже на ней было ясно, какой заметный шаг сделали Rammstein. Отдалённо напоминающая хит Led Zeppelin Kashmir, Mein Herz Brennt звучала, без всяких скидок, симфонически. Оркестровая мелодия была локомотивом песни, однотонный рифф добавлял общему звучанию напряжённости, редкое для Rammstein гитарное соло окончательно укрепляло драматическую составляющую. Свой окончательный ответ на многочисленные обвинения в правом радикализме группа в двусмысленной форме дала в маршеподобной Links 2-3-4, а вторым главным хитом Rammstein после пресловутой Du Hast можно с уверенностью назвать Sonne. Песня является одним из наиболее показательных примеров сочетания тяжести и мелодизма, что с тех пор стало одной из визитных карточек группы. Ich Will, заявление о желании власти, контроля и признания, ещё один из основных хитов группы. Песня звучит, как саундтрек к блокбастеру, что подчёркивается эффектным кинематографичным клипом про ограбление банка. В роли грабителей, конечно, сами музыканты.

Дань уважения огню Feuer Frei! – один из самых быстрых номеров на альбоме, стремительный и яростный. В заглавной композиции Mutter речь идёт о желании обрести мать. По всей видимости, индивид был создан искусственным путём, и это его угнетает. Хотя, если постараться, наверняка можно найти и иные толкования этой красивой песни.

Остальная часть альбома менее богата на откровенные хиты, но и там можно найти достойные вещи. Например, Spieluhr имеет едва ли не самый объёмный текст в каталоге Rammstein и повествует о заживо (но случайно) похороненном ребёнке, который в могиле слушал музыкальную шкатулку, чьи звуки и привлекли внимание людей, который в итоге ребёнка всё же спасли. Nebel смело можно отнести к лучшим балладам Rammstein. Медленно, грустно, тихо, мелодично, красиво и о любви – больше добавить нечего. Прекрасный финал альбома.

Mutter стал первым альбомом группы, который был создан в муках, раздоре и кризисе, вызванном трудностями во взаимоотношениях музыкантов, в первую очередь на почве написания музыки. Гитарист и основатель Rammstein Рихард Круспе слишком увлёкся процессом и стал откровенно тянуть одеяло на себя, не оставляя коллегам простора для творчества, что приводило к конфликтам и недопониманию. Рихард всё это впоследствии признал и сам. Однако что ни говори, именно его заслугой остаётся бо‌льшая часть материала, написанного для самого успешного и известного альбома группы. К следующей записи Rammstein Круспе слегка умерил пыл, но речь не об этом. Тилль Линдеманн спустя годы признавался, что считает Mutter "попсовым" в сравнении с тем, что группа делала ранее. Так это или нет, судить трудно, да и ни к чему. Без Mutter трудно себе представить дальнейший путь Rammstein, как и вообще группу в целом. Хорошо это или плохо, но именно по этому альбому (не считая песни Du Hast) группу знает и помнит большинство поклонников. Ну и в сухом остатке – это просто очень качественная и максимально доступная, чтобы не стать банальной, музыка. Не больше и не меньше. И проверку временем музыка эта однозначно прошла.

Послушать можно тут: https://t.me/spectrealbums

88
3 комментария

Стена текста, без картинок и роликов, отличное оформление. Удачи в продвижении своего телеграмма.

Ответить

Обложка альбома ничего не решает, заваливать картинками не хочу, ролики не снимаю, чужие не ворую.
Спасибо.

Ответить

Обложка как минимум помогает видимости заметки в ленте. А у Mutter обложка - это вообще часть истории. Так же у синглов были свои интересные обложки и фотосессии.
Под роликам я имел в виду клипы, которые у Rammstein, как известно, важная часть творчества.

Ответить