Depeche Mode – Ultra, 1997

Многие группы и артисты приходят в своей карьере к кризисному этапу, и причины тому могут быть самыми разными. Это и творческий застой, и конфликты внутри коллектива, и усталость, и банальное головокружение от успеха. Есть и более драматичная причина: злоупотребление всяческими вредными для организма и разума веществами. История знает массу примеров, когда подобные заигрывания заканчивались физической смертью артистов. На ум сразу приходят представители так называемого Клуба-27 вроде Джима Моррисона и Курта Кобейна, но перечислять дальше можно долго. Многие не стали исключением в этой адской машине смерти, а вот группа Depeche Mode – стала.

Пережив головокружительный пик успеха с альбомами Music For The Masses, Violator и Songs Of Faith And Devotion, британские музыканты не миновали сопутствующего ущерба: Энди Флетчер впал в депрессию, Мартин Гор пристрастился к алкоголю, а Алан Уайлдер и вовсе покинул группу по окончании тура в поддержку SOFAD, объяснив это трудностями во взаимоотношениях внутри группы. Уход Уайлдера, который был в группе аранжировщиком и вообще главным по звуку, стал для Depeche Mode серьёзным ударом, ибо успех предыдущих трёх альбомов был во многом обусловлен его кропотливым трудом, который, по мнению самого Алана, так и не был никогда в полной мере оценён. Уайлдер ушёл, несмотря ни на какие попытки убедить его ещё раз всё обдумать, и группа стала трио.

Однако уход давнего участника ещё не был самым страшным событием. Было в этом трио самое слабое на тот момент звено, и речь не о Флетчере, который всегда держался подальше от творчества, а на сцене преимущественно стоял в тени. Дэйв Гаан, ранее подсевший на тяжёлые наркотики, всё сильнее опускался в преисподнюю. Во время тура Devotional с ним случился сердечный приступ прямо во время концерта, а когда гастроли завершились, он окончательно пустился во все тяжкие. Переезд в Лос-Анджелес ознаменовал собой бесконечные наркотические загулы, что в конечном счёте привело к попытке самоубийства, что Дэвид изначально отрицал, но затем признал, правда, сделав при этом акцент на призыв о помощи. Гаан был уверен, что его спасут. Так оно и случилось, но в дальнейшем с ним случилась сильная передозировка спидболом, что привело к клинической смерти: сердце Гаана не билось две минуты. Врачам удалось его спасти, и тогда Дэйв впервые задумался о том, что творится с его жизнью. В это время Мартин Гор начал думать о создании следующего альбома. Убедив себя и публику в том, что с уходом Уайлдера группа стала только лучше, он решил, что грядущая пластинка должна быть выдержана в стилистике хип-хопа. В качестве продюсера и звукорежиссёра был выбран Тим Сименон – основатель проекта Bomb The Bass. Работа протекала медленно и скромно вплоть до весны 1996 года, пока музыканты были уверены, что Дэйв проходит тяжёлый период восстановления в клинике. И когда все наконец попробовали собраться вместе, оказалось, что идей и заготовок у Мартина было не так уж и много, а сам Гаан скрывал, что всё ещё имеет тяжёлую зависимость от вредных препаратов. Удалось записать лишь несколько песен, в том числе Sister Of Night, спетую Гааном с предельной открытостью и страхом. Известно, что эта песня стала у Дэйва одной из любимых в каталоге Depeche Mode. Однако затем снова был взят перерыв, и незадачливый фронтмен не придумал ничего лучше, кроме как вернуться в злосчастный для Лос-Анджелес, где он продолжил наркотический угар. На этот раз он не пытался покончить с собой и больше не умирал. Всё повернулось в другую сторону: певец был арестован за хранение наркотических веществ. Из заключения он был выпущен под залог, а затем снова отправился на лечение. Также было принято решение пройти курс занятий по восстановлению голоса, который Дэйв к тому моменту начал терять. И наконец-то, медленно, но верно, дело сдвинулось с мёртвой точки. Мартин работал на покладая рук, к записи новых песен привлекалось много сторонних музыкантов, а Дэйв заново обрёл голос.

Первая же песня на Ultra, Barrel Of A Gun, повествует о тяжёлой судьбе Гаана, что прямо не подтверждается, однако у этой теории существует немало сторонников, в том числе и сам Дэйв. Мартин написал эту песню явно под впечатлением от пережитого их многострадальным вокалистом, и в немалой степени – о его наркозависимости. С самого релиза альбома прессу и общественность интересовал в первую очередь не материал Ultra, а те условия, в которых он был записан, как и вообще тот факт, что альбом в принципе был создан и выпущен. Дэйв и впрямь не был готов и не хотел заниматься студийной работой, но, как показала практика, результат в конечном счёте превзошёл любые ожидания. Ultra рождался в муках, с паузами, однако по итогу Мартин и Дейв выложились на нём на все сто. Турне в поддержку альбома, за исключением двух выступлений, было решено не проводить, что и понятно: Гаану всё же ещё требовалось время для отдыха и восстановления.

Альбом с музыкальной точки зрения получился достаточно медленным и весьма спокойным, возможно, это даже самая спокойная запись Depeche Mode (как вариант, наряду с Exciter). Самый танцевальный и динамичный номер на альбоме – один из главных хитов It's No Good, песня, наиболее близкая по духу к тому же Violator. То же самое можно сказать о втором хите – Useless, опять же, не слишком быстрой композиции, мрачной гитарной оде тяжёлому периоду, пережитому Гааном. В остальном Ultra – в таких композициях, как The Love Thieves, Freestate, The Bottom Line, Insight – подчеркнуто сдержан. Стилистически пластинка находится где-то между трип-хопом, альтернативным роком и индустриальными элементами. Тематика пластинки следует одной линии, повествуя об искуплении, борьбе, откровении, вере и любви. Всё, как и прежде на SOFAD, с той лишь разницей, что в Ultra чувствуется травматический опыт предыдущих нескольких лет. Оттого альбом и звучит без известного напора, несколько подавленно, если не скованно, что не лишает его надежды и света в конце тоннеля.

Ultra стал водоразделом, срезом пережитого опыта, подведением итогов как группы, как и самих участников. Часто подобные записи рождаются вследствие определённых потрясений в жизни артистов, и лучше бы этих потрясений не случалось, но если их удалось пережить, то значимость таковых альбомов становится лишь выше. Так произошло с Depeche Mode, так случилось с Ultra. Пройдя все круги ада, музыканты остались живы, здоровы и смогли остаться в музыке.

Послушать можно тут: https://t.me/spectrealbums

599599 показов
4141 открытие
1 комментарий

Депеши сопровождают меня большую часть моей жизни. Не помню, какую их песню я услышал первой, подозреваю, что или Policy of Truth, или A Question of Time, или Strangelove. Знаю только одно, что я с ними и состарюсь. Мужики ещё держатся, даже несмотря на смерть Флетчера, у Дэйва всё такой же шикарный голос, Мартин всё так же хорош на гитаре и клавишах, да и у него с голосом всё так же в порядке. Главное - пусть будут здоровы, не хотелось бы ещё и их терять, и так уже из моих любимых музыкантов можно небольшое кладбище собрать.

Ответить