R.E.M. – Automatic For The People, 1992

Не отправляться на гастроли в поддержку двух подряд самых успешных своих альбомов со стороны выглядит по меньшей мере странным, но именно так поступили участники группы R.E.M. Пока по миру гремела слава Out Of Time, вышедшего в 1991 году, музыканты занялись написанием новых песен.

Automatic For The People стал самым акустическим альбомом в дискографии R.E.M, что было инициативой гитариста группы Питера Бака. Задумчивый материал для альбома наводил тоску и вдохновлял одновременно. Песни были преимущественно выдержаны в среднем темпе и достаточно тихими, имели "интимный и личный" характер, а смысл и содержание их сводились к горечи утраты и расставания, к тематике жизни и смерти, конечности бытия.

Поначалу музыканты вообще не были уверены, что грядущую пластинку ожидает какой-либо успех. Новые песни сочинялись без малейшего влияния и давления извне. Так, катаясь по стране, из города в город, от студии к студии, музыканты написали двадцать пять песен, причём работа над музыкой шла без прямого участия Майкла Стайпа. Сам же вокалист периодически сталкивался с трудностями в написании текстов, которые, по его признанию, были бы достойны тех идей и решений, которые были придуманы и воссозданы коллегами по группе.

Нельзя не отметить тот факт, что за оркестровые аранжировки на альбоме отвечал не кто иной, как Джон Пол Джонс, к тому моменту уже раскрывший свой потенциал после распада Led Zeppelin намного шире. Джонс остался доволен работой над песнями, считая, что это был очень сильный материал, в котором было где развернуться. Восторженно отзывался и гитарист R.E.M. Питер Бак, называя Джона прекрасным аранжировщиком, чувствующим музыку и умеющим заставить её звучать.

На фоне уже второго отказа от гастролей и мрачного содержания песен Automatic For The People в прессе поползли упорные слухи о тяжёлом состоянии Стайпа и о его скорой кончине, но, к счастью, это не имело под собой ни малейшего основания. Во время работы над Out Of Time музыканты периодически менялись инструментами, этот же необычный метод был использован и при создании Automatic For The People.

Результат работы превзошёл самые смелые ожидания участников R.E.M. Альбом не просто повторил успех предыдущей записи, но превзошёл его. Главный же шлягер, Everybody Hurts, стал не менее узнаваемым и культовым, чем Losing My Religion с Out Of Time. Песня почему-то традиционно считается некоторыми критиками и экспертами самой депрессивной в истории музыки, что по меньшей мере странно. История знает куда более мрачные и гнетущие композиции, а общий призыв – «Не сдавайся, всем бывает больно, возьми себя в руки» – и вовсе не позволяет отнести Everybody Hurts в разряд песен депрессивных.

Разумеется, альбом хорош не только (и даже не столько) благодаря этому хиту. Здесь есть мрачноватое блюзовое кантри Drive, посвящение комику Энди Кауфману в Man on the Moon, цветистая баллада Nightswimming, мысли старого человека на пороге смерти в Try Not To Breath, монументальная органная Sweetness Follows, оптимистичная красота Find The River и много чего ещё. Каждый найдёт на этом альбоме что-то своё, что-то для себя, чтобы подумать, погрустить и помечтать. Равнодушным не уйдёт никто. За обманчивой простотой этой музыки скрывается буря эмоций и переживаний, в прямой традиционности этих композиции живёт большая душа. Двенадцать композиций Automatic For The People работают с поразительной эффективностью. Альбом окончательно вывел R.E.M. в мейнстрим в мировом масштабе, и это при том, что создавался он как что-то нарочито не массовое и не хитовое. А это само по себе о многом говорит и дорогого стоит.

Послушать можно тут: https://t.me/spectrealbums

22
Начать дискуссию