Rammstein – Reise, Reise, 2004

Rammstein – Reise, Reise, 2004

Талант, замашки лидера и амбициозность вместе нередко приводят к тщеславию, особенно в творческой среде. А если это тщеславие проявляется в отдельно взятом коллективе, то существование самого коллектива может оказаться под угрозой. Особенно если перетекает в диктатуру одного человека. Именно так произошло с гитаристом Рихардом Круспе и группой Rammstein. После изнурительных гастролей в поддержку альбома Mutter группа по-настоящему выдохлась, а отношения внутри коллектива, и без того ухудшившиеся во время работы над альбомом, на протяжении тура стали окончательно натянутыми. Сказывалась, конечно, в первую очередь, усталость друг от друга, что в таких условиях вполне естественно для каждой группы. Как признавались потом остальные участники, Круспе настолько всех утомил своим стремлением к контролю, что никто не хотел обсуждать с ним всё, что хоть как-то касалось бы музыки. Рихард проанализировал ситуацию, признал, что вёл себя не лучшим образом, и по тихой грусти свалил в Нью-Йорк. Всё это, очевидно, просочилось в прессу, потому что вскоре поползли слухи о распаде Rammstein. Круспе тем временем уже на полном серьёзе размышлял о создании собственного проекта, в котором он мог бы реализовать все свои идеи и удовлетворить любые амбиции. Это слегка умерило не в меру пылкого гитариста, и остальные участники группы смогли вздохнуть свободно и приступить к созданию нового альбома без извечного контроля и диктатуры. Впрочем, барабанщик Rammstein Кристоф Шнайдер всё же изъявил желание съездить за своенравным Рихардом в США и позвать того для совместной работы над новым диском.

Перезагрузка внутренних отношений и баланса в группе совпала с желанием музыкантов сделать на этот раз что-то другое, отличающееся сразу от всего, что они делали ранее. Первым делом решено было отказаться от присущего группе перфекционизма на этапе отбора материала. Если при записи предыдущих альбомов какая-либо идея или фрагмент не устраивали музыкантов, от неё решительно отказывались. На этот же раз в ход шло всё по принципу "а вдруг из этого что-то получится". Вдобавок было принято решение максимально "оживить" звучание новых песен. Если и предыдущий альбом уже заметно отличался меньшим использованием электроники, то Reise, Reise в рамках традиционного звучания Rammstein можно было вообще в известной степени назвать акустическим и даже фолковым. По словам того же Шнайдера, альбом намеренно был создан менее "отполированным" и более естественным. В такой вот спокойной обстановке, в атмосфере доверия, без каких-либо одолжений и обязательств, с ощущением личного пространства и творческой свободы и создавался четвёртый альбом.

И сразу же хочется отметить одну из основных черт Reise, Reise: характерные фирменные гитарные риффы по большей части остались в прошлом. Гитары на альбоме зачастую играют скорее на фоне, давая больше простора для симфонических аранжировок, клавишных и, конечно, вокала. К четвёртому альбому Тилль Линдеманн раскрылся по-настоящему. И не столько в силе вокала (хотя и в ней тоже), сколько в его количестве. Нельзя сказать, что песни группы на этом альбоме стали ориентированы на вокал, но пение определённо занимает там важное место. Изменения коснулись так же текстов песен, их смысла и содержания. Что сразу хочется отметить – эпатажных и вызывающих тем почти нет. Исключением является Mein Teil, содержание и предысторию которой рассказали и обсудили уже все кому не лень, поэтому здесь этого не будет. Кому интересно – поисковик в помощь. В целом же тексты Reise, Reise сводятся к жизненным исканиям, размышлениям о месте человека в этом мире и в его собственной жизни, о любви и даже о политике. Раньше было трудно представить, чтобы на альбоме Rammstein соседствовали сразу две таковых песни, да ещё и с такими говорящими названиями как Amerika и Moskau. Особых дифирамбов США, впрочем, ожидать не стоит: Amerika в ироническом ключе повествует о нездоровой американизации современного мира. Moskau же является этакой своеобразной формой признания в любви к этому городу. Обе эти песни являются на альбоме самыми лёгкими и (здесь нет взаимосвязи) в целом не то чтобы очень интересными. Наряду с ними среди трек-листа Reise, Reise нашлось место и почти что кантри в акустической Los, сыгранной с использованием губной гармошки. Пышная баллада Ohne Dich нашла своё место в сердцах многих фанатов. Песня в целом напоминает заглавную песню с предыдущего альбома. Заглавная же песня самого Reise, Reise поставлена на альбоме первой, и не зря. Дающая мощный старт, композиция настраивает на лад, в котором в дальнейшем в общем и целом выдержан весь альбом. Исключением служит уже упомянутая Mein Teil, мрачная и тяжёлая с агрессивными гитарными риффами, и ещё, наверное, Keine Lust, сыгранная в основе своей практически на одной ноте. Безумно энергичная и динамичная вещь. Dalai Lama отнюдь не рассказывает о Далаи Ламе, но повествует о страхе полёта. Тяжело, мелодично, драматично, тревожно. Весьма продолжительная, вторая из самых длинных песен Rammstein (первая – Das Alte Leid с первого альбома). Тяжёлая и мелодичная Morgenstern широко использует хор, а её припев один из самых сильных и ярких среди всего каталога группы. В это же время Stein Um Stein – наверное, наиболее гитарная песня альбома, причём с редким для группы и для самого Тилля примером первобытного крика в припеве. И, конечно, Amour – красивая, мрачная и разная; то тихая и сдержанная, то гремящая и яростная.

Пример Reise, Reise ярко продемонстрировал, что группа в своих творческих исканиях в первую очередь должна следовать собственным желаниям и стремлениям, не слушая никого со стороны. Так и только так может получиться по-настоящему честная работа. Именно таким и получился четвёртый альбом Rammstein. В меру новаторский (в рамках дискографии группы), в меру коммерческий. Альбом для верных поклонников и дружелюбный для тех, кто начинает знакомство с группой. Из тех записей, что остаются навсегда.

Послушать можно тут:

1111
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Не могу не лайкнуть пост про раммов

Ответить

Stein um Stein одна из любимых их песен, с весьма эпатажным кстати текстом. Не по меркам Rammstein, но все же.

Amerika тоже збс, особенно английская версия.
This is how we do it: you'll get hurt. "Fuck you" is the magic word.

Ответить

Mein Teil ахуенная на альбоме, помимо Кайне луст, райзе райзе, лос и оне дич

Ответить