Как сократить текст до объемов рассказа, и не потерять вовлечение. Психология + разбор рассказа Кинга

Как сократить текст до объемов рассказа, и не потерять вовлечение. Психология + разбор рассказа Кинга

Введение

Рассказ — это короткое произведение, но сохраняющее суть и общее настроение даже в сложной теме. Читателю не дают переключится на другие эмоции и “нити” смыслов — у читателя есть только одна основная линия повествования.

Автор осознанно не использует развернутых описаний и не детализирует произведение, наоборот старается уменьшить детализацию произведения сведя мелочи в нечто-то более крупное. Для того, чтобы сокращение деталей не “осушило” текст и не свело описание в маркированный список, можно использовать прием “Рассказ ребенку”.

В тексте используются термины психолога Э.Берна и понятия описание в книге “Игры, в которые играют люди”:

  • Агент — тот кто слушает (принимает информацию);

  • Респондент — тот кто говорит (передает информацию).

Участники общения также обладают как минимум двумя свойствами: фактическая и мнимая социальные роли.

  • Фактическая роль — ребенок действительно ребенок по возрастной психологии: Ребенку 5-7 лет действительно свойственно не знать, почему летит самолет.
  • Мнимая роль — индивид будто наделяет себя или другого свойствами не соответствующими фактической роли: Юноше 17-20 лет не свойственно заявлять, что запрет парковки на тротуаре является для него незнакомым правилом.

В рамках анализа текста, писатель является Респондентом, а читатель Агентом. Схем общения в “теории игр” по Э.Берну достаточно много, но в условиях темы статьи будет достаточно двух: а — модель хороших отношений; б — модель конфликта “Респондент-родитель и Агент-ребенок”;

В первом случае для фактического ребенка крайне важно услышать информацию об окружающем мире от его опекуна. Если фактический родитель мягок и терпелив в подаче информации, если в речи он использует ассоциации, сравнивая свойственные ребенку объекты со сложными объектами окружающего мира, то это приводит к укреплению отношений и принятию информации.

Помнишь как мы запускали бумажный самолётик? Примерно так летит и настоящий самолет, только он гораздо-гораздо больше

Так бы сказал хороший родитель своему ребенку

В случае общения двух фактически взрослых людей, для описания чего-либо респондент решает использовать в речи излишнюю подробность, неуместную метафоричность, то он будто ставит себя на уровень родителя, а агента на уровень ребенка. В такой ситуации непременно возникнет конфликт и непринятие подаваемой информации.

Смотри на часы, они показывают время. Видишь цифру восемь? В-о-с-е-мь. В это время ты должен быть в-о-о-н у того станка, понимаешь?

Так бы сказал мастер который явно хочет что-то сказать своему подчиненному

Разбор приема

В произведении “Долгий Джонт” Кинг использовал реальный мир, но добавил в него сверх-технологию чем кардинально поменял в нем контекст привычного нам бытия. Теперь читателю предстал мир с уже другими правилами. Кинг описывает новый мир через инстанции, управляющие нашим социумом, а именно: ученых, правительство, суды, преступность и связал эти большие социальные группы со взрывной инновацией.

Казалось бы, обозначив такие высокие планки стоит подробнее описать механизмы происходящие в них, но в рамках рассказа автор выбирает более щадящую конструкцию. Он подает информацию в общих чертах и снабжает ее понятными примерами показывая как эта сверх технология была применена в разных контекстах. Существует риск, что информация переданная в таком виде напрямую может вызвать конфликт “Респондент-родитель и Агент-ребенок”, ведь читатель, скорее всего, взрослый человек и предполагает общение с собой на равном уровне.

Модель конфликта "Родитель-ребенок" по Э.Берну. 
Модель конфликта "Родитель-ребенок" по Э.Берну. 

Для избежания возможного конфликта Кинг вводит в произведение фактического ребенка и теперь может описать этот сложный мир простыми словами. Теперь агентом (а лучше квази-агентом) становится ребенок, а не читатель и мы слушаем речь опосредованно не рискуя попасть в конфликт по Э.Берну.

Модель хороших взаимоотношений "Забота"
Модель хороших взаимоотношений "Забота"

Авторское использование

С.Кинг нередко использует детей в качестве героев своих произведений. Мы все были в детстве и знаем, каким опасным может быть мир в таком возрасте. Некоторые из нас являются родителями или собираются ими стать, и мы можем представить страх, когда ребенок находится в опасной ситуации. Тем самым создается тревожный контекст, который является хорошей базой для жанра ужасов или мистики.

В произведении “Долгий Джонт” основное действие — это общение внутри членов семьи состоящей из двух детей, отца и матери. Респондентом является не сам автор, а отец семейства, в качестве слушателей выступают 3 агента: ребенок предподросткового возраста, ребенок 6-7 лет и его жена.

Респонденту, необходимо подбирать информацию свойственную для двух разных психологических возрастов, при этом сохраняя заботу, темп речи и понятные термины, тем самым сохраняя модель хороших отношений в рамках “Родитель-Ребенок”.

Предмет его описания достаточно сложен и без взрослых тем, таких как боль и смерть, не обойтись. Третий агент — Жена, помогает скорректировать речь и предостерегает от использования неуместных выражений. В отношении мужа и жены также сохраняется модель хороших отношений “взрослый взрослый”.

Как сократить текст до объемов рассказа, и не потерять вовлечение. Психология + разбор рассказа Кинга

Вывод

В такой структуре разворачивается настоящая социальная игра, а действие в виде общения приобретает энергичность и весомость настоящих—физических действий. Через подачу речи героя отца мы можем понять, что перед нами протагонист, а его борьба — это просветить своих детей, но защитить их от возможно травмирующей информации. В процессе рассказа появляется все больше и больше сигналов от нависающей угрозы, что усиливает сопереживание главным героям, а финал произведения — это мрачный финал по Кингу, стоит самому его узнать.

576576 показов
6161 открытие
Начать дискуссию