Инициативы FinCEN в отношении криптомиксеров: перспективы регулирования

Инициативы FinCEN в отношении криптомиксеров: перспективы регулирования

Участники криптосообщества знают, что США является активной юрисдикцией с точки зрения генерации новых законодательных инициатив, затрагивающих область виртуальных активов.

Так, в конце октября 2023 года на сайте The Federal Register (ежедневный журнал федерального правительства США, в котором освещаются законодательные инициативы) было опубликовано предложение Financial Crimes Enforcement Network (далее – FinCEN) по наложению дополнительных требований на компании, которые относятся к категории «криптомиксеров» (CVC mixers): «Proposal of Special Measure Regarding Convertible Virtual Currency Mixing, as a Class of Transactions of Primary Money Laundering Concern» (далее – предложение).

Для понимания сути данной инициативы, а также оценки ее возможного влияния на рынок виртуальных активов, юрист компании Ай-Лигал Алексей Кононов разобрался, что понимается под «криптомиксером».

КЛЮЧЕВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ FINCEN

Как указывает FinCEN в предложении, «криптомиксер – это лицо, группа, сервис, код, инструмент или функция, которая способствует смешиванию конвертируемой виртуальной валюты (CVC)».

При этом ведомство подчеркивает, что приведенное определение обширно, однако, учитывая специфику смешения виртуальных валют, указывает на вынужденную необходимость применения столь широкого термина.

Напомним, что в понимании FinCEN конвертируемая виртуальная валюта (далее – CVC) – это средство обмена, которое:

  • имеет эквивалентную валюте стоимость;
  • выступает в качестве заменителя валюты, но не имеет статуса законного средства платежа.

FinCEN разъясняет, что биткоин считается конвертируемой виртуальной валютой, хоть и признан в некоторых юрисдикциях законным платежным средством. Фактически же под данное определение подпадает любая криптовалюта.

Смешивание CVC – это содействие транзакциям с виртуальной валютой, при котором скрывается источник, конечная точка назначения или сумма одной (или нескольких) транзакций.

Данный вид деятельности не относится к банкам, брокерам или компаниям, предоставляющим финансовые услуги (в том числе, поставщикам виртуальных услуг), использующим внутренние протоколы или процессы, которые позволяют сохранять достоверные записи об источнике и конечной точке операции с виртуальной валютой и предоставлять такие записи регулятору и правоохранительным органам, если это требуется в силу закона.

МЕТОДЫ СМЕШИВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ СОГЛАСНО FINCEN

FinCEN выделяет следующие методы смешивания виртуальной валюты:

  • Объединение / агрегирование виртуальной валюты от нескольких кошельков, адресов и счетов

    Метод предполагает объединение виртуальной валюты от двух или более лиц в одном кошельке или смарт-контракте, при котором становится затруднительно или невозможно определить личность участников каждой уникальной транзакции.

  • Использование программного кода для координации, управления или манипулирования структурой транзакции

    Метод предполагает использование программного обеспечения, координирующего транзакции двух или более лиц с целью сокрытия отдельных уникальных транзакций путем предоставления нескольких потенциальных выходных данных из скоординированных входных данных, что снижает вероятность определения участников.

  • Разделение виртуальной валюты для последующей передачи или передача виртуальной валюты с использованием серии независимых транзакций

    Метод предполагает дробление одной транзакции на несколько более мелких так, чтобы они сливались с другими, несвязанными транзакциями в блокчейне, происходящими в одно и то же время, и не выделялись из них.

  • Создание и использование одноразовых кошельков, адресов или счетов и последующая передача виртуальной валюты с использованием серии независимых транзакций

    Метод предполагает использование одноразовых кошельков, адресов или счетов (так называемые "peel chain") в серии неестественных транзакций, цель которых – сокрытие источника и точки назначения транзакции путем увеличения количества производимых транзакций.

  • Обмен между различными типами виртуальной валюты или иными виртуальными активами

    Метод предполагает обмен между двумя или более типами виртуальной валюты или другими виртуальными активами (также данный метод называют “chain hopping”) для облегчения сокрытия транзакций путем конвертации одной виртуальной валюты в другую как минимум один раз перед переводом средств на другой сервис или платформу.

  • Содействие задержкам в транзакционной деятельности, инициируемым пользователями

    Метод предполагает использование программного обеспечения или других технологий, которые осуществляют заранее установленные временные задержки транзакций путем задержки исходящей транзакции, чтобы создать впечатление, что эта транзакция не связана с входящей.

ОБЯЗАННОСТИ КОМПАНИИ В СЛУЧАЕ ПРИЗНАНИЯ ЕЕ КРИПТОМИКСЕРОМ

Если компания квалифицирована в качестве криптомиксера, она должна собирать и направлять в FinCENследующую дополнительную информацию о клиентах, совершающих транзакции с применением методов смешивания виртуальных валют:

  • сумма переведенной в рамках транзакции виртуальной валюты (как в формате виртуальной валюты, так и в эквиваленте в USD на момент совершения транзакций);

  • тип виртуальной валюты;

  • используемый метод смешивания виртуальной валюты;
  • адрес кошелька виртуальной валюты, связанный с криптомиксером;
  • адрес кошелька виртуальной валюты, связанный с клиентом;
  • хэш транзакции;
  • дата сделки;
  • IP-адреса и временные метки, связанные с транзакцией;
  • информация о клиенте (полное имя, дата рождения, адрес, адрес электронной почты, TIN).

ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Основными целями анализируемого регулирования являются:

  1. облегчение проведения расследований незаконной деятельности лиц, использующих смешивание виртуальных валют для достижения противоправных целей, и
  2. препятствование в смешивании виртуальных валют в разрезе отмывания денежных средств и других финансовых преступлений, для уменьшения вероятности, что смешивание виртуальных валют будет скрывать проводимые транзакции и их участников от идентификации и отслеживания.

FinCEN соглашается с тем, что в случае принятия законопроекта для компаний, деятельность которых будет затронута данным регулированием, может измениться практика предоставления отчетности, однако указывает, что:

«…в сравнении с тысячами финансовых учреждений, на которые распространяются общие требования FinCEN по предоставлению отчетности и ведению учета, относительно небольшое количество учреждений подвержено смешиванию виртуальных валют, и, кроме того, пропорционально малое количество операций, приходящихся на одно финансовое учреждение, на которое распространяется действие предлагаемого правила, может привести к возникновению новых требований по ведению учета и отчетности, из которых еще меньшее количество может предоставить полезную информацию. Тем не менее, любая операция, подлежащая отчетности, в силу характера лежащей в ее основе незаконной и потенциально опасной деятельности, которой она способствует, может принести большую пользу FinCEN и правоохранительным органам в случае ее выявления, или, в противном случае, может повлечь за собой значительные расходы и серьезные риски для национальной безопасности, если о ней не будет сообщено…»

FinCEN полагает, что данный закон не обременит подпадающие под его регуляторное воздействие крипто-компании, в то время как польза от получаемой информации для правоохранительных и иных компетентных органов может быть значительной.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Методы определения криптомиксеров, а также меры, которые они должны будут применять к своим клиентам неокончательны – на текущий момент они перечислены лишь в законопроекте, который FinCEN опубликовал для общественного обсуждения. Данные положения не имеют законной силы и не являются официальными разъяснениями.

Исходя из этого, положения будущего закона могут как ужесточиться под влиянием государственных органов, так и смягчиться под влиянием криптосообщества.

Учитывая, что США является довольно «жесткой» юрисдикцией по отношению к криптовалютам, а также принимая во внимание экстерриториальное действие законодательства США, рекомендуем компаниям, оказывающим услуги, связанные с виртуальными активами, проанализировать свою деятельность на предмет возможности признания компанией-криптомиксером со стороны регуляторов США.

Если вам необходима профессиональная юридическая экспертиза – команда i-legal рада оказать содействие в решении подобных вопросов.

Начать дискуссию