Теренс Маккенна. Эволюция и её катализаторы

Здесь мы покидаем твердую опору под ногами и отправляемся в небольшое путешествие среди гипотез и теорий. Коснемся факторов, которые могли ускорить эволюцию человека, и обсудим то, можно ли повторить то событие, на все 100% имеющее право назваться «термодинамическим чудом». Ведь мы, конечно же, не Доктор Манхэттен, но разница между гоминидами и современным человеком весьма разительна.

Теренс Маккенна. Эволюция и её катализаторы

На счет нашего мозга и работы сознания существует с добрый десяток теорий. Начиная от безусловной пользы гармонии и поисков себя, и заканчивая убеждениями, что сознание — побочный продукт эволюции, как шум мотора при работе.

Особенности работы сознания

Наш мозг — отдельный орган, работающий над тем, чтобы реализовывать потребности организма, согласовывая их с окружающим миром. Работает он на основе потребляемых продуктов питания: нейрогормонов, нейромедиаторов, сопровождающих их аминокислот. В процессе потребления и преследования целей и начало постепенно формироваться сознание.

Развитие сознания и вероятностный катализатор

Теренс Маккенна строил свою теорию опираясь на феномен «резкого эволюционного скачка». В антропологии выделен момент, когда масса человеческого мозга резко увеличилась, за относительно небольшой период в пару миллионов лет. Такой скачок объясняется несколькими причинами:

  • Неудачными поисками промежуточных видов. Грубо говоря, у нас есть образцы черепов одной эпохи и сразу следующей. А черепа тех видов, которые жили между этими эпохами, пока еще не найдены. Звучит странно, но пусть будет так.
  • Идеальными условиями. Период эволюционного скачка обусловлен периодом, когда человек «вышел из леса», охотился в равнинах, и изучал новый для себя мир. Выжившие обладали едой и пространством. Климатическая зона способствовала жизни без сверх-теплого жилья. Охоться в условиях изобилия, конкурируй, размножайся. Все необходимое есть под рукой.
  • Катализатором эволюции. И здесь мы вплотную подходим к тому, что такое «теория упоротой обезьяны». Теренс Маккенна писал о том, что в период раннего становления человек попробовал некий продукт, подаривший человеку невероятно глубокий опыт. Этим продуктом мог быть псилоцибиновый гриб, мухомор, корень ибоги, лиана с содержанием ДМТ или любой другой психоактивный продукт.

Эта гипотеза выглядит очень спорной, на первый взгляд. Но здесь важно сделать пару уточнений. Этот самый плод не стал «источником сознания», а лишь помог существу, попробовавшему его, глубже проникнуться чувствами ко всему, что его окружает. Это не плод, несущий в себе сознание. А один из факторов, обуславливающих ускоренное образование нейронных связей.

Топливо для мозга

Прежде чем рассуждать о том, мог ли псилоцибиновый гриб «улучшить» что-то в работе мозга, важно понять – а как именно работает мозг? Выше речь шла про какие-то нейромедиаторы и нейрогормоны. Но как они работают?

  • Для начала отойдем от представления мозга, как отдельного органа, и погрузимся в глубины его работы. Первое, что мы увидим – ветви мельчайших сосудов, и окружающие их нейроны. Самое близкое сравнение – густой куст с листьями. Где ветки будут сосудами, а листья нейронами.
  • Сосуды в мозге отличаются от сосудов в теле. Так как изнутри они покрыты более плотным слоем эндотелия. Это гематоэнцефалический барьер мозга, он же ГЭБ. Запомните его!
  • Наш мозг и остальное тело работают на одних и тех же гормонах. Но роль этих гормонов в теле и в мозге – диаметрально разная. Поэтому ГЭБ не дает гормонам, которые были выработаны надпочечниками для повышенной активации мышц, попасть в мозг. Где точно такие же ткани синтезируют такие же нейрогормоны, которые регулируют внимательность.
  • При этом в мозге нет «топливного бака». Все необходимые ресурсы мозг черпает из кровотока и использует по назначению. И здесь мы уже говорим про прекурсоры.
  • Прекурсоры – это простые вещества, которые попадают из кровотока в мозг. И из которых мозг сам синтезирует нужные элементы в несколько этапов. Тирозин, который перерабатывается в леводопу, которая метаболизируется в дофамин, который перерабатывается в норадреналин, который блокирует синтез нового дофамина. Или триптофан, который перерабатывается в 5-гидрокситриптофан, который перерабатывается в серотонин, который перерабатывается в мелатонин.
  • Прекурсоры работают постоянно, вдолгую и поддерживают нормальную работу мозга. Но, кроме них, есть вещества, которые проходят ГЭБ, как раскаленный нож масло. Такие вещества напрямую стимулируют работу конкретных рецепторов.
  • Мусцимол из мухоморов, псилоцибин из псилоцибиновых грибов, ДМТ из аяуаски. Все это природные соединения. Но их растительное происхождение НЕ делает их безопасными. И здесь мы подходим ко второму моменту.

Теренс Маккенна не случайно упоминает псилоцибиновые грибы. Псилоцибин связывается с рецепторами серотонина 2А. Сам же серотонин – это как электричество, а его рецепторы – электроприборы. Серотонин в мозге способствует нейрогенезу, и псилоцибин вызывает тот же процесс, но в более масштабном и радикальном действии.

Подобный эффект и мог привести к ускорении эволюции. Но гиппотетически.

Можно ли повторить ускоренную эволюцию

Теренс Маккенна. Эволюция и её катализаторы

Что получается на данный момент. Гипотетически, психоактивные соединения могли оказать влияние на мозг достаточное для того, чтобы человек преисполнился новыми ощущениями и начал активнее познавать окружающий мир. Но если когда-то психоделики ускорили эволюцию, могут ли они повторить этот эффект? Теренс Маккенна полагал что это взаимообусловленный процесс.

Культура и катализаторы как опора и продукт цивилизации

Псилоцибиновые грибы, корень ибоги, лианы с ДМТ обусловили развитие первобытных общин. При экскурсе в ту эпоху, мы увидим партнерские общины, расцвет матриархата, отсутствие иерархий. У человека есть партнеры. Дети принадлежат не семьям, а племени. Чужак – априори противник. А используемые психоактивные соединения работают с серотониновыми путями. При этом, шаманы и жрецы используют психоактивные грибы в культах и ритуалах. А изображения грибов встречаются повсеместно, в продуктах культуры.

Собранные грибы и травы, для сохранения своих качеств, погружаются мед, действующий как консервант. Но сам мед, при определенном хранении начинает бродить. То же касается и соков ягод. Человечество изобретает алкоголь. Который, как и мухомор, воздействует на ГАМК рецепторы. То есть, вместо серотонина мы работаем уже с другой группой рецепторов. При потреблении алкоголя цивилизация создает иерархический порядок. Возрастает роль патриархата. Наблюдается появление строго разделенных каст. Вместо децентрализованной сети создается иерархическое общество. Это и пантеон богов, на вершине которого восседает мужчина Зевс. Это и Церковь, во главе с Отцом Богом, и его Сыном использует алкоголь для причастий. А сам алкоголь становится распространенным продуктом для потребления всеми и каждым. ГАМК-рецепторы теперь определяют грани иерархического общества.

Мир развивается. Открываются новые земли, в которых в изобилии растут какао-бобы, кустарники с ягодами, тростник. Мир захватывает волна дофаминовых бустеров. Кофе, сахар, шоколад заполоняют Европу. Церковь терпит крах, а на её месте ввысь устремляется наука и технологии. Никотиновый бустер из каждой выкуренной сигареты током бьет по рецепторам ацетилхолина. И заливая кофейный бензин человек выходит за пределы земной атмосферы, спускается на дно Марианской впадины, строит монструозные здания и невероятно сложные машины.

При этом, на каждом из этапов потребляемый продукт сам способствовал такому типу цивилизации, а сама цивилизация поддерживала потребление продукта. Шаманы разливали аяуаску. Священники причащали прихожан кагором. Баристы протягивают очередной стаканчик капучино, а рекламный борд показывает клубы дыма/пара выпускаемые моделью с сигаретой/вейпом в руке. Но есть ли что-то большее?

Как можно сегодня запитать мозг?

Отойдем от исторических масштабов и заземлимся в моменте «здесь и сейчас». Картина не то, чтобы не радужная, но осторожно оптимистическая. Государственный аппарат контролирует добрую половину инструментов. Хоть и наблюдается некий ренессанс в сфере псилоцибиновых грибов для борьбы с депрессией, и МДМА как инструмента против ПТСР.

Однако, для человека все еще остается доступным широкий пул инструментов: тот же сахар, кофеин, теанин – все еще свободны в продаже. При этом наука не стоит на месте, предлагая доступные рацетамы, БАДы, добавки. В медицине появляется рацетам, который позднее прокачивается фенольным ядром до фенотропила, а чистый ГАМК совершенствуется до фенибута.

Параллельно развивается новая культура. Бодибилдинг и йога были известны в прошлом столетии и века назад. А вот прокачка интеллекта, креативности и работы мозга в целом только-только входит в обиход. Это и биохакинг мозга, и нейрохакинг, и регулирование циклов синтеза нейрогормонов и даже микродозинг. Не говоря уже про открытый мир киберпространства, с которым мы взаимодействуем едва ли не ежечасно, бесконечно модифицируя понятие сознания. Делая перерыв только на сон.

О чем на самом деле книга «Пища богов»?

Теренс Маккенна. Эволюция и её катализаторы

Теренс Маккенна писал о дивном симбиозе, между соединениями, влияющими на работу мозга, нашем поведении и цивилизациях, которые мы создавали в контексте своего становления. Но все эти инструменты не ускоряют эволюции, а скорее меняют её характер.

Может наше сознание действительно её побочный продукт. Может алкоголь и мухоморы действительно стали причиной становления христианства. Может потребление кофе и сахара делает нашу жизнь насыщенной и быстрой, но лишенной той связи с мирозданием, которая была в первобытную эпоху…

44
4 комментария

Крутой мужик был.

1
Ответить

"Может потребление кофе и сахара делает нашу жизнь насыщенной и быстрой, но лишенной той связи с мирозданием, которая была в первобытную эпоху…"

Оно даёт нам дешёвый дофамин, который потом делает из нас вялых чуваков, которые устают после 3 часового скроллинга ленты лёжа на диване. Чуваков которые всё меньше хотят чего-то добиваться и менять мир.

Если это можно считать связью с мирозданием, то да, дешёвый дофамин её реально рвёт.

1
Ответить

Слушай, ну сознание есть вроде даже у собак и кошек. А вот чего у них нет, и с чем нам так не повезло, так это неокортекс. Именно из-за него мы недовольны если просто покушали и потрахались. Именно он то нам внушает, что мы полное дерьмо и ничего не добились, или добились меньше, чем вон тот чувак.

Ответить

Верно, правильнее было бы написать "самоосознание более развито у человека". Но, это было бы сложно для восприятия читателем

Ответить