Камунити-менеджмент | Про профессию. В честь Get30

Дима меня откровенно пристыдил. От чего я решил попробовать дать вам небольшой лонгрид по тому, что такое это ваше Комьюнити-менеджерство, зачем оно нужно и почему не каждый человек, который ведет группы в соцсеточках — КМ и наоборот. Читать 7 минут под катом. От человека, который 6 лет поработал КМом на всех уровнях, сгорел, восстал из пепла, обрел дзен и ушел в закат.

Камунити-менеджмент | Про профессию. В честь Get30

Итак, на заре интернетов, когда форумы цвели и пахли, а плашечку "модератор" на каком-нибудь крупном онлайн-проекте отдельные люди были готовы продавать свои души, в России медленно зарождался геймдев, каким мы его знаем сегодня. Люди собирались в кучки, организовывали кланы, оффлайн сходки, плели друг против друга интриги, делились прекрасными историями, заводили друзей и в целом формировали здоровые и прекрасные сообщества, которые подарили тысячи и тысячи прекрасных олдфажных воспоминаний.

Где есть идея — зарождается сообщество. Где зарождается сообщество — формируется баланс между порядком и хаосом. Где формируется баланс — приходит сумеречный дозор человек, который должен следить за тем, чтобы стороны не нарушали договор форумные правила и общались тепло и лампово.

Эти люди — админы и модераторы. По сути — прародители комьюнити-менеджерства, как профессии. В целом все первые КМы на руси — бывшие модераторы и администраторы форумов. В то время, как западные ребята давно уже практиковали КМство как профессию не только онлайн, но и оффлайн (сформировав, например, небезызвестный community roundtable), наш дивизион только заезжал, пытаясь достаточно кривовато, но все же повторять практики и формировать свое видение того, как все должно работать в переложении на русский менталитет.

Ладно, с предысторией проехали. Давайте к сути. Комьюнити-менеджер — человек с холодным сердцем, твердой рукой и абсолютным пониманием того, как работает продукт и люди, вокруг него собравшиеся. Он гасит конфликты, делится информацией от команды продукта, общается с пользователями не как представитель компании, а как один из них; что-то вроде связующего звена в цепи. Кроме прочего — создает контент, делится им в официальных группах, обновляет правила, креативит, общается напрямую с лидерами мнений и поддерживает их добрый настрой. В большинстве случаев он официально оформлен в штат, получает зарплату и управляет всеми процессами коммуникации с юзерами. По крайней мере, в хорошей компании. Рецепт, конечно, усредненный. Где-то поменьше обязанностей, где-то побольше.

Нарисовано давно, актуально и сегодня
Нарисовано давно, актуально и сегодня

Само собой, большинство предпринимателей и руководителей компаний до недавнего времени (да и, чего греха таить, сейчас тоже) все еще считают КМов весельными гребцами о 9-ти руках, на которых можно повесить задачи уровня "вот тебе соцсеть, сделай тут сообщество на 50к людей", абсолютно не заморачиваясь. Девочки-эйчарки тоже не утруждаются обновлением своих знаний по юнитам, и в рамках дедлайнов накидывают кривые вакансии с низкой вилкой, неплохо так демпингуя рынок. В итоге по мнению большинства, кмы — это немного маркетологи\сммщики\контентеры\лидеры мнений\баристы\модераторы\саппорты\QA (да, и такое бывает) и чего только еще не. На деле же — мы лишь связующее звено, которое обрабатывает информацию с двух концов: от команды и от сообщества, передавая ее между друг другом и решая проблемы в процессе коммуникации, а также немножко формируя позитивное видение бренда.

Отдельные комьюнити-менеджеры, как это, например, происходит у Mail.ru / Pixonic/ Epic Games — кроме прочего торгуют лицом (в этом нет ничего плохого) на стримах и формируют комьюнити вокруг своей персоны. Это также работает на бренд и помогает сообществу верить, что все хорошо, если КМ вышел собственной персоной и сказал это на видео =).

Но КМ — это (если работать на 100%) работа на износ. Со временем ты начинаешь ненавидеть (или как минимум — не любить) людей, потому что они не умеют читать, потому что заваливают саппорт тупыми тикетами, потому что любят просто поныть вне зависимости от наличия действительной причины, потому что киты, заносящие много денег — выедают мозг и призывают к байкоту из-за плохого апдейта, и еще по тысяче причин. И момент, когда ты начинаешь относиться ко всему этому с абсолютно каменным лицом, это момент — когда из обычного кма ты вырастаешь в синьора и начинаешь смотреть на мир совершенно другим взглядом.

Благо, в хороших компаниях сейчас КМы наконец-то получают хорошие деньги и занимаются своими прямыми обязанностями плюс имеют возможность внедрять креативное мышление в свою работу. Мне так везло не всегда, например.

Если вы знаете какого-нибудь знакомого КМа, особенно на какой-нибудь сраненькой мобильной игруле — обнимите его или скажите ему, что он\она — классный\ая. Ибо мы, ассенизаторы интернет-фронта, видим еженедельно огромное количество некоторого дерьма, терпим все это, и при этом стараемся улыбаться и распространять позитив.

КМ после 27 часов работы, когда разраб накатил кривое обновление. True story. 
КМ после 27 часов работы, когда разраб накатил кривое обновление. True story. 

Такие дела. Спрашивайте ваши ответы.

99
5 комментариев

У нас в компании целый отдел КМов - по одному на каждый язык, поддерживаемый в игре. Экзотические языки (тайский, вьетнамский, корейский и все такое) аутсорсятся.

Если у тебя есть крутые истории из работы КМом, было бы круто периодически видеть их в блоге.

1
Ответить

Аутсорс на минорные народности это хорошая практика. У меня на одном из проектов нельзя было выбить дополнительно денег на рабочий юнит, приходилось нанимать модерировать и со-КМить ребят прямо из игры. 

А что за компания, если не секрет?)

1
Ответить

Шик. Вот такие посты нам и нужны в блогах) Рад, что замотивировал!

Я думаю, что всем будет интересно узнать про это дело, особенно про какие-нибудь срачи, замесы и ярких интернет сумасшедших)

Жду продолжение, короч)

1
Ответить

Сразу отдельный привет @Шериф DTF =) 

Ответить