Стальной Алхимик: Братство

Стальной Алхимик: Братство

Стальной алхимик: Братство – вторая аниме-адаптация одноимённой манги. Поскольку она создавалась имея на руках законченную и цельную историю из первоисточника, многие отмечают её как более удачную в сравнении с аниме 2004 года. Разбираться в тонкостях, что на самом деле лучше мне не хочется, поэтому взяв главный аргумент о цельности истории я выбрал именно сериал 2009 года.

Мир стального алхимика прописан в стиле научного фэнтези. Магия и прочие сверхъестественные явления оборачиваются в логическую оболочку наполненную антуражем, отсылающим к такой, можно сказать, что древней, области знания, как алхимия. При смешении символики, таинственности и терминологии реальной алхимии с магией получается удивительный, целостный и правдоподобный мир, в котором существование философского камня или бессмертия уже не кажется чем-то нереальным. Умелое использование такого сложно сплетённого жанра добавляет происходящему весомости, интриги, желания исследовать, но также и поднимает ставки для героев истории, позволяет задуматься и порассуждать на ряд вечных тем и идей, представленных в новой форме. Именно об этих идеях мне и хочется остановится подробнее сразу после краткой зарисовки сюжета (можно пролистать вниз).

Братья Эдвард и Альфонс Элрики не успели встретить и десятый свой день рождения как их отец ушёл из дома. Всё, что осталось детям – это его огромная библиотека заваленная алхимическими книгами. Вероятно они бы не оказались героями нашей истории и продолжали бы изучать отцовские книги не более, чем для демонстрации чудес алхимии местными сверстникам, если б в один день они не лишились бы и мамы, которая умерла от неизвестной болезни. Если с помощью алхимии можно превратить мокрый песок в глиняный горшок, то почему не проделать тоже самое с человеком? Собрав воду, уголь и прочие доступные им вещества в нужных пропорциях, юные братья собрались трансмутировать кучу неживой материи в человека. Однако в их суждениях о равноценном обмене, лежащем в основе алхимии оказался один недочет – душа. Преобразование пошло не по плану, телу Альфонса исчезло, как и нога Эдварда, который из последних сил смог привязать душу брата к старым доспехам в обмен на руку. Вместо матери на них мертвым взглядом смотрел сгусток плоти и костей. Заменив отсутствующие конечности Эда на высокотехнологичные протезы они поступают на службу государственными алхимиками в надежде узнать способ как можно вернуть свои тела.

Хочется также лишний раз отметить целостность показываемого мира. Все детали, от необычной формы государственных границ до аппарата управления Аместриса, родины братьев Элриков, где и происходит действие, имеет свою логичную историю и каждая деталь существует не просто так. Лёгкое приключение постепенно будет преображаться и раскрываться с новых сторон, переворачивая уже известные нам детали на новые грани для их слияния в единую картину. И конечно же ни один продуманный мир не предоставит хорошую историю без менее продуманных персонажей. Даже если покажется, что Эдвард ведёт себя как чересчур импульсивный и что ли типичный герой, то стоит вспомнить, что это ребёнок четырнадцати лет, которого бросил отец и всё станет на свои места.

Безусловно можно найти и нестыковки, белые пятна или притянутые за уши одна к другой сюжетные линии, но они не портят картину в целом. Я не большой любитель аниме, в особенности такой характерной черты как чрезмерное акцентирование эмоций и их гипертрофирование, которое в стальном алхимики возведено в Абсолют отдельными вставками с упрощённой анимацией. Однако отмечу, что на конец сериала считаю большинство из них действительно забавными, хоть порой и не уместными.

Темы и идеи стального алхимика

На мой взгляд одной из главных идей является сочетание телесного и духовного, материального и идеального, если угодно. Какие бы ключевые моменты сериала мы не взяли, везде будет фигурировать этот аспект. Преобразование человека, совершённое братьями Элриками, привело к потере тела Ала и ноги Эда, что равноценно телу взрослого человека, подобие которого осталось в круге преобразования (вероятно его вид связан с нарушенными пропорциями составных частей). Однако тело не может существовать без души, как и душа без тела, поэтому душа Альфонса, лишённая тела последовала в существо из круга. Ал помнит, как смотрел на брата до тех пор пока Эд не привязал его душу к доспехам, которые стали для неё сосудом. Одно без другого не существует, душа испаряется, а тело рассыпается в пыль. Можно сказать, что исключением является философский камень, который является средоточием тысяч душ, однако даже он нуждается в материальной, телесной оболочке, будь то, камень или гомункул.

Говоря об Альфонсе нельзя обойти сторон и вопрос, который ему задал Барри Мясник. Достаточно ли факта собственного сознования для утверждения своего существования? У Альфонса отсутствую чувства, он подобен парализованному человеку, посаженному в экзоскелет, или сознанию загруженному в компьютер, подключенный к роботу. Как ему понять, что он действительно живой, что это не выдумка, не симуляция? Пред нами предстаёт ситуация максимального упрощения нашей собственной. Ведь на этот вопрос мы отвечаем легко, мы можем себя потрогать, увидеть, кольнуть иголкой, чтобы проснуться, не задумываясь, что это всё также может быть сымитировано нашим собственным мозгом. Поэтому нам не остаётся ничего для подтверждения нашего существования, кроме факта нашего собственного мышления.

В случае Альфонса или Барри Мясника у нас немного сомнений в том считать ли их людьми, то есть в случае когда душа привязана к небиологической оболочке. Однако, что мы подумаем в противоположном случае? В случае неудачной химеры, когда в теле остались только остатки души, способные говорить: «Папа». Это наводит на идею об определяющим факторе души для человека, ведь лишаясь её тело просто умирает, а не становится организмом живущим инстинктом как животные. Вероятно поэтому невозможен и обратный процесс, над которым бился Шу Такер. Он не смог преобразованием создать химеру, способную говорить, не используя при этом человеческую душу. Не могут существовать и гомункулы без философского камня, который является их душой. Однако тут появляется вопрос о том, как же появился первый гомункул?

Мы знаем, что для создания первого гомункула была использована кровь раба номер 23, таким образом он отчасти человек со всеми его пороками, но в остальном о его сознании мы ничего не знаем. Однако после его поражения он отправляется к вратам Истины, то место откуда он и был родом. Думаю можно заключить, что он был частичкой Бога и именно отсюда у него стремление его же поглотить, то есть стать целым. Раз уж мы зашли сюда, то нельзя не обсудить и Бога с позиции Стального алхимика, ведь Богом является Истина. Она напоминает отчасти и Бога Спинозы, который является по сути своей всей вселенной, всеми её законами. Именно от неё идёт способность алхимиков к преобразованию (как знание без учёта энергии необходимой для этого), то есть алхимик это синтез ученого и жреца, снова же материального и идеального.

Взаимодействие раба номер 23 и гомункула интересно также в рамках темы свободы. Гомункул свободен духовно, но при это заперт телесно, он находится в колбе и ничего не способен сделать без помощи других, что делает его несвободным в целом. Раб номер 23 свободен телесно, у него нет физических ограничений, но при этом он сломлен душой и рабское сознание делает его рабом в общем. То есть свободным человек может быть только при условии свободы как души, так и тела. Примечательно, что они помогают друг другу эту свободу обрести. Синтез тела и души от разных существует освобождает каждого их них.

В заключении я бы хотел озвучить главный посыл произведения, который произносит Альфонс в последнем эпизоде. «Принцип равноценного обмена ошибочен. Если взять 10 и отдать 10, то ничего не изменится. Мы с братом решили отдавать 11. Это не немного, но так мы можем сделать мир лучше».

703703 показа
133133 открытия
6 комментариев

написано точно и кратко, но мало, хватает только чтобы понять интересно ли тебе это

Ответить
Автор

Изначально мыслей было крайне много, что и в две статьи не войдёт. Поэтому ограничился этим, может как-нибудь, допишу и разобью на несколько постов

Ответить

Это нейросеть?

Ответить
Автор

Нет, это мои личные попытки писать

Ответить