Заметки на полях. Январь 2024

<br />

Я-2024, #1. Последний поцелуй с CRPG. Baldur’s Gate 3.

Заметки на полях. Январь 2024

Думаю, никто сильно не нуждается в представлении этой игры. Звезда 2023 года, по праву удостоенная оваций со стороны игроков и прессы. Некоторые мои знакомые настолько сильно влюбились в эту игру, что почти насильно вовлекли меня в непредсказуемое приключение в мир Фаэруна. Хоть я и не знал, насколько далеко заведет эта дорога, но я на неё вступил, и постепенно прошел примерно с сентября 2023 по январь 2024 г. Об этом дальше и будет речь.

У меня не очень богатая история прохождений классических RPG. Я в детстве немало играл в Dragon Age или Final Fantasy, однако оба они не подходят под определение хардкорных РПГ по причине оказуаленности и японскости соответственно. Вполне вероятно, отсутствие такого игрового опыта в детстве оказало значительное влияние на то, что я ими не очень интересуюсь и сейчас. Это было одной из причин, почему я долго проходил мимо BG3.

И каково же было мое удивление, когда я просто и легко вошел в эту игру. После неудачных попыток играть в Pathfinder и Divinity, BG3 оказался достаточно приветливым для неопытного игрока, чтобы не отторгнуть с самого начала своими нагромождениями механик. Да, в начале после пролога мне было тяжковато в боях ввиду выбора трудной сложности, но после того, как я немного освоился с правилами, то дальше дело пошло довольно бодро.

Вот что у меня вызвало некоторые вопросы, так это интерфейс. Опять-таки, сначала не было понятно хоть что-либо, поэтому мне казались неудобными и способности, и постоянно теряющиеся вкладки с алхимией и прочим. Попривыкнув, стало лучше. Однако мне до самого конца не очень нравился инвентарь предметов. Да, благодаря фильтрам я мог его регулировать, однако всё дальше и дальше у меня в закромах копился хлам, который я в конце прохождения и вовсе старался не трогать.

Сюжет. Ну, тут будет сложновато говорить о чем-то конкретном, ввиду великой вариативности игры и нежелания спойлерить важные моменты. Я решил первое прохождение начать с экзотичного (но без крайностей варианта), поэтому играл за дроу паладина-клятвопреступника. Из-за любви к одной дроу особе, в первом акте мне пришлось идти по пути массового тифлинского геноцида, который тут в моментах обставлен морально неприятно. Дальше я стремился играть в хорошего парня, однако во втором акте после неудачного боя и похищения Изабель, куче персонажей пришлось умереть вновь. Только в третьем акте удалось более-менее выправить курс, чтобы начать своим оружием спасать хоть кого-то. Из-за такого прохождения я потерял доступ к многим сюжетным перипетиям, однако было приятно, что игра после всего того ужаса не сломалась, а сюжет шел своим чередом.

Мой герой, Стефано, прошедший через огонь, воду и иные, более экзотичные приключения
Мой герой, Стефано, прошедший через огонь, воду и иные, более экзотичные приключения

В основном я играл в пачке с Гейлом, Астарионом и Шэдоухарт (позже замененная Минтарой). Изначально у меня была задумка свести развитие персонажей так, чтобы всех по возможности сделать плохишами, которые пойдут спасать мир. Однако магия игры изменила мои планы. Спутники оказались такими интересными и проработанными, что мне перехотелось их как-то подстраивать под себя. В ключевых моментах я всегда старался дать возможность им самим сделать свой выбор. Поэтому Шэдоухарт стала селуниткой, Астарион – Лордом, а Гейл – обрел силу, которая и не снилась его отцу. Насчет последнего я, кстати, пожалел, потому что такая плоская арка развития персонажа мне показалась какой-то печальной. Но, конечно, больше всего было жаль Минтару. По сравнению с другими персонажами, у неё не было вообще ничего. Хочется верить, что когда-нибудь Ларианы поднимут свои наработки и встроят её нормальную сюжетную арку.

Как же я люблю свою пачку, вот они слева направо
Как же я люблю свою пачку, вот они слева направо

Конечно же сильной стороной игры является её саундтрек. Музыка в игре проработана и расставлена по своим местам. Многие вспоминают лирические песни в духе «Down by the River», однако мне больше всего зашли боевые треки. Несмотря на то, что их не так много, а боев в игре полным-полно, они мне нисколько не надоели. Во второй половине игры мне больше начала нравиться боевая часть игры, поэтому вернуться в гущу боя под протяжный вой хора «Twisted Force» мне доставляло истинное наслаждение.

Разумеется, все мы знали лучшую игру 2023 года после оглушительного успеха BG3. Для меня было искренним удивлением, что некоторые ребята с серьезным лицом ждали победы в качестве игры года Spider-Man 2 или Alan Wake II. Мне интересны обе эти игры, однако настолько смелых ставок я даже близко не представлял.

Победа BG3 для меня была очевидна благодаря её расхайпленности. Однако по окончании я понял, что игра заслуживает эти и все иные награды сполна. Для меня самая сильная сторона BG3 заключается в цельности проекта как произведения. Даже с наличием большой команды и бюджета, эта игра не мутировала в набор отдельных механик с лишними довесками типо открытого мира. Через вариативность основного квеста, через скозные темы в сюжетных арках спутников, через гибкость игровых механик, когда ты волен решать поставленную задачу всеми доступными уму способами, авторы BG3 обсуждают один основной концепт – понятие свободы. И Ларианы делают это так, как никакой другой вид искусства не может сделать, благодаря интерактивности вовлекая игрока игромеханически и концептуально к рефлексии над серьезными философскими вопросами. Не побоюсь сказать, что для меня BG3 – есть самое настоящее авторское высказывание.

Где заканчивается твоя свобода, и начинается свобода других?
Где заканчивается твоя свобода, и начинается свобода других?

По итогам знакомства и после всех этих дифирамбов, может сложиться впечатление, что я в восторге от игры и буду всем её советовать. Да, действительно я могу её посоветовать всем, от начинающих до опытных геймеров. Но при всем при этом, в конечном итоге для меня эта игра оказалась просто нормальной. Всю BG3 я проходил спокойно, без лишнего энтузиазма, а сюжет не вовлек меня эмоционально, чтобы держать до самого конца. И если уж лучший из последних представителей CRPG вызвал у меня такое вовлечение, то уж об остальных представителях жанра с высоким порогом вхождения я и задумываться не стану. В конечном итоге, для меня BG3 останется добротно собранной, интересной и проработанной игрой. И дай Бог, чтоб таких игр было побольше.

Заметки на полях. Январь 2024
705705 показов
3030 открытий
Начать дискуссию