«В художке я был худшим в группе»: беседа с художником Тимофеем Степановым

Как найти свой путь в рисовании, если ничего не получается, как организовать самообучение и как рисовать аккуратный лайн в PS.

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Тимофей Степанов — художник из Нижнего Новгорода, известный благодаря масштабным графичным работам и детализированным рисункам в стиле гравюр.

Сейчас Тимофей работает на фрилансе и последние 3-4 года рисует «только по работе». Художник предпочитает маленькие инди-команды или авторов, которые работают соло. Фриланс находит художника сам, даже несмотря на то, что он в последнее время не особенно активен в соцсетях. Тем не менее, когда-то Тимофей считал, что рисование совсем не для него, плохо учился и прогуливал занятия в художественной школе.

«Я тогда считал рисование глупым и бесполезным занятием»

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Тимофей вырос в Нижнем Новгороде, «в самом обычном панельном доме». Про детство художник помнит мало. Он увлекался разными видами спорта, но не очень серьёзно.

Спортивным меня с виду назвать нельзя было. В школе учился тоже плохо, в общем, ничего примечательного. Из интересного помню только, как в начальной школе набирали в художественный класс и я не прошёл экзамен. Ещё хорошо помню, как потом долгое время считал рисование глупым и бесполезным занятием, а сейчас почти каждый день этим занимаюсь. Забавно вышло.

Тимофей Степанов

Тимофей начал много рисовать в 14 лет, ближе к окончанию школы. Не потому, что чем-то вдохновился, а потому, что хотелось привлечь к себе внимание — а рисование было самым простым и доступным методом. Незаметно оно переросло в хобби.

Тимофей учился рисовать в основном самостоятельно. В конце школы он посещал «художку» и ходил на подготовительные курсы. По его словам, там он был «самым худшим в группе» (по сравнению с одногруппниками). Тимофей «не понимал, что, зачем и почему» и не хотел рисовать натюрморты, из-за чего прогуливал занятия.

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Позже Тимофей около года учился в университете на факультете графического дизайна. Там «случилась та же история» — он не понимал задач и снова считал себя «худшим».

Тогда мне нравилось рисовать всяческих роботов, монстров, персонажей из игр или аниме. Я думал, что классическое художественное образование никак с этим не связано. На то время для меня бросить рисование из-за неудач в университете было как бросить рисование из-за плохих оценок по химии. Я просто не видел связи и не понимал, что художественное образование может дать фундаментальные знания перспективы, света и цвета. Преподаватели ставили рисовать очередной натюрморт, а зачем это нужно — не объясняли.

Тимофей Степанов

Тимофею просто нравилось рисовать «для себя» и он «не особо задумывался о том, чтобы стать профессиональным художником». Захотел он этого только после ухода из университета, когда понял, что «ничего больше толком не умеет и теперь нужно быстро всему научиться, чтобы можно было зарабатывать на жизнь».

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Тогда Тимофей «стал целыми днями рисовать и поглощать кучу тематического контента на YouTube». На этом этапе ему очень помог фидбэк от более опытных художников: Тимофей открыл для себя Google Hangouts от YouTube-канала Level Up, где сообщество давало ему полезные советы и критику. Художник разговаривал с ними почти ежедневно и параллельно рисовал — до получения первых заказов это общение было серьёзным мотиватором.

Особенно благодарен Вадиму Марченкову, Юрию Чемезову и Николаю Лебедеву. В то время я получил от них очень много хорошей критики и советов. До сих пор получаю.

Тимофей Степанов
Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Тимофей советует постоянно выходить из зоны комфорта и с каждой новой работой пытаться превзойти предыдущую.

Постоянно ловите себя, если начинаете рисовать просто как умеете.

Первая «серьезная» работа подвернулась художнику «достаточно поздно» — заказ пришёл от маленькой команды, которая хотела сделать настольную игру.

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Это были концепты и развороты для миниатюр: Watchdog, Demon Portal, Demon Tribe Warrior/Shaman.

От многих предложений тогда я отказывался по разным причинам — или просто не получалось сработаться с заказчиком. До этого была пара работ, но профессиональными их не назовешь, потому что рисовал я на то время плохо. К тому же заказчик часто не понимал, зачем и почему ему вообще нужен художник. От этого и оплаты практически не было.

Тимофей Степанов

«Не хочу стоять в тени вышеупомянутых гигантов»

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Тимофей вдохновляется разными художниками, в том числе Франклином Бутом, Бёрни Райтсоном, Николасом Делортом, Гюставом Доре, Эваном Кейглом, Серджио Топпи, работами Константина Вавилова для инктобера, множеством разных рисунков тушью и гравюрами мастеров-классиков.

Работы Франклина Бута, Бёрни Райтсона и Ника Делорта
Работы Франклина Бута, Бёрни Райтсона и Ника Делорта

Но я уже так не рисую, из тех работ, что я выложил, самая новая делалась год назад и была последней в гравюрной стилистике.

Тимофей Степанов

Тимофей решил остановиться, потому что ему хотелось попытаться найти свой уникальный стиль и технику, в то время как гравюра его скорее сковывала. По мнению художника, у неё «очень специфичный вид», в жанре трудно придумать что-то уникальное.

Как говорит Тимофей, ему «просто не хочется стоять в тени вышеупомянутых гигантов», однако он рад, что попробовал рисовать в таком стиле и научился новым приёмам.

Источники вдохновения у меня постоянно меняются. В последнее время стараюсь меньше смотреть на современных или знаменитых художников. Вместо этого пытаюсь найти что-то относительно уникальное, редкое.

Тимофей Степанов

Например, недавно Тимофея вдохновили средневековые рисунки из манускриптов. По мнению художника, «с первого взгляда они могут показаться смешными и неуклюжими, но там очень много интересных композиционных решений, фокус на истории, отменное оформление и внимание к деталям».

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Также Тимофею понравились японские художники периода Эдо и игра Book of Travels.

И сегодня я вижу работы художников, уровня которых мне никогда не достичь. Но вместо уныния я чувствую вдохновение экспериментировать и становиться лучше.

Тимофей Степанов

«Не хотелось бросать начатое, но и любви особо не осталось»: проект Story of the Fallen Sun

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Над иллюстрированной авторской пьесой Story of the Fallen Sun Тимофей работал около трёх лет. Всё началось со случайных и «не особо продуманных» идей:

К примеру, персонаж из Story of the Fallen Sun буквально начался с мысли: «в прошлой работе у другого персонажа были надгробия на плечах, а у этого будут свечки». Уже после я пытался додумать историю и мир, чтобы объяснить дизайн. Работать с таким шатким фундаментом не особо интересно и к тому же трудновато, ведь появляется много дыр.

Тимофей Степанов

Основной трудностью «было мотивировать себя продолжать работать над иллюстрациями» для такого обширного авторского проекта. Когда Тимофей устал от конкретно этой работы, на неё уже было потрачено около года. Она была готова примерно наполовину. Художнику не хотелось бросать начатое, но и «особой любви не осталось».

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

В рамках вселенной Story of the Fallen Sun также были созданы работы Ash Walkers и Bell Crow. На данный момент работа приостановлена.

«Отрисовывайте линии энергично и быстро»

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Тимофей рисует в Photoshop со «стареньким» планшетом Wacom Intuos Pro L. На работы в гравюрном стиле уходило по одному месяцу, однако была пара иллюстраций, которые заняли от двух до трёх месяцев.

Художник уверен, что достичь ровности лайна можно за счёт практики, разбивки процесса на 3-4 ступени, и «кучи Ctrl+Z».

Большая часть линий в моих работах делается с нескольких попыток. Даже если они получаются ровно, я редко попадаю в нужную форму и динамику с первого раза. Приходится откатывать и пробовать ещё, пока не получится как надо.

Тимофей Степанов

Тимофей советует начать с очень грязного наброска (в процессе он «чистится» и уточняется) и только потом рисовать ровный, финальный лайн. Финализацию также можно разделить на две части: в первой сфокусироваться на ровных линиях, а во второй — добавить им вес, толщину и наложить штриховку.

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Художник советует отрисовывать линии энергично и быстро, «без скованности и не мешкая». Также можно «стараться проводить большую часть линий в одно движение, не отрывая руки». По мнению Тимофея, часто проблемы с ровностью и динамикой возникают при попытке сделать линию из множества неуверенных штрихов.

С этим могут помочь различные упражнения. Рекомендую посмотреть видео Dynamic Sketching с Питером Ханом на YouTube.

Тимофей Степанов

Советы молодым художникам

Работа Тимофея Степанова. <a href="https://vk.com/thethirdmask?z=photo172217564_456239444%2Fphotos172217564" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник
  • Не стоит спешить и пытаться делать всё сразу. Нужно фокусироваться на изучении одной-двух вещей и детально их прорабатывать.
  • Всегда используйте референсы, потому что они дают информацию, которой у вас ещё нет.
  • Ищите критику и советы. Исправляйте ошибки в своих работах, если они находятся. Правка ошибок может занять много времени, но она многому учит.
  • Вдохновляйтесь реальным миром, природой, культурами и историей. Если вдохновляетесь художниками, то старайтесь смотреть на большое количество разнообразных стилей и подходов, высматривайте интересные моменты.
  • Выучите английский. Он даст доступ к огромному количеству полезных ресурсов.
  • Главный совет: старайтесь рисовать в удовольствие, чтобы не выгорать и не застревать в плане прогресса.

Начинающим фрилансерам он советует в первую очередь сделать хорошее портфолио, «которое можно куда-то смело отправлять». В портфель лучше добавлять только самые сильные работы, которыми вы действительно гордитесь. Не стоит загрязнять его штудиями, мелкими набросками или работами, которые вам не нравятся, ведь заказчик будет оценивать вас по самым слабым и несерьёзным работам, иногда пропуская действительно стоящие.

Для формирования портфолио Тимофей советует поставить себя на место потенциального заказчика и ответить на вопросы:

  • Что бы вас зацепило в портфолио?
  • Что бы заставило предложить работу художнику?

При этом не забывайте и о том, что вам самим интересно рисовать.

На мой взгляд, лучше избегать сильного разброса в портфолио. Например: пара концептов персонажей (один фэнтези, другой сай-фай), пара иллюстраций в разных техниках, пара картинок с окружением, пара портретов. В большинстве случаев заказчикам нужны более специализированные художники, которые копают глубоко в одном-двух направлениях и могут добавить нечто уникальное в специфичный проект.

Тимофей Степанов
Работа Тимофея Степанова. <a href="https://www.artstation.com/timofeystepanov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Тимофея Степанова. Источник

Сейчас Тимофей продолжает поиски своего стиля и техники. В будущем он хочет уйти от тёмного фэнтези и начать рисовать «нечто сказочное», а также постараться «наполнить свои иллюстрации смыслом и эмоциями».

Отдельно художник отмечает, что хочет поработать с любимыми музыкантами и композиторами или просто нарисовать несколько работ по любимым песням.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

551
102 комментария

Комментарий недоступен

209
Ответить

Ты пишешь картины, я пишу историю. Мы не одинаковые.

143
Ответить

Начать перерисовывать политические карты?)

9
Ответить

Классные арты, но неплохо бы в начале писать, кто этот человек, чем занимается. А то выходит, что мы как бы по умолчанию должны знать, кто такой Тимофей Степанов

61
Ответить

Благодарим за внимание к статье!) Подскажите, а информации в самом начале статьи недостаточно? Где мы говорим, что он художник из НВ, ставший известным благодаря.... У нас не все герои таких материалов - прославленные деятели индустрии, порой мы рассказываем о художниках с цепляющими работами вне зависимости от того, есть ли у них громкие имена в резюме или нет; поэтому не всегда можно в заголовке написать "Такой-то такой-то, работавший над таким вот крутым проектом") Так что правда будем рады услышать, какой именно информации о художнике вам не хватило?

3
Ответить

ну, ясно-понятно почему он был худшим в художке...)

вроде и научился карандаш ровно держать, но базовые навыки всё еще хромают. и я понимаю, что пропорции можно искажать в угоду стиля, идеи, индивидуальных особенностей изображаемого персонажа. но тут видна явная диспропорция, где конфликтуют в целом правильные пропорции верхней части тела с вытянутыми ногами в стиле барби.

22
Ответить

А кто сказал, что это человек?

35
Ответить