Как порнографическая карикатура превратилась в самую известную игрушку для девочек

Барби настолько популярная, что её название стало синонимом слова «кукла».

Как порнографическая карикатура превратилась в самую известную игрушку для девочек

21 июля в кинотеатрах выйдет фильм Греты Гервиг «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях. Картина уже привлекла много внимания. Например, съёмочная команда вызвала дефицит розовой краски, а Airbnb проводит конкурс на одну бесплатную ночь в «доме мечты» Барби.

Рассказываю, как появилась популярная кукла и почему о ней так много говорят.

Пулемёт-отрыжка и революция в рекламе игрушек

Компанию Mattel основали три человека: супруги Эллиот и Рут Хэндлер, а также их друг Мэтсон Горольд. Молодые предприниматели работали в гараже и производили деревянные рамки для фотографий. Вскоре Мэтсон продал свою долю Хэндлерам, и они получили полный контроль над бизнесом.

От рамок оставались куски дерева, и Элиот начал делать из них мебель для кукольных домиков. В итоге супруги полностью перешли на создание детских игрушек. Первым успешным проектом стала укулеле Uke-a-doodle.

Коробка Uke-a-doodle, популярной укулеле
Коробка Uke-a-doodle, популярной укулеле

В 1955 году Mattel выпустила игрушечный пулемёт под названием Burp, что в переводе — отрыжка.

Рекламный постер пулемета "Burp gun"
Рекламный постер пулемета "Burp gun"

Хэндлеры не только придумали популярные игрушки, но и нашли оригинальный для того времени способ продвижения.

Обычно реклама детских товаров рассчитана на платежеспособную аудиторию, то есть родителей, но Рут Хэндлер пришла идея обратиться к конечному потребителю — ребёнку. Так Mattel стала первой компанией, которая сделала рекламную интеграцию в шоу «Клуб Микки-Мауса».

Разрыв шаблона обошёлся в $500 тысяч, на тот момент это цена всей компании. Риск оказался оправдан: после запуска телепередачи тысячи детей стали просить родителей купить им игрушки Mattel.

Немецкая игрушка для мужчин

Однажды Рут Хэндлер наблюдала, как её дочь с подругами играла с бумажными куклами. Их куклы учились в колледже, строили карьеру, работали, надевали взрослые платья и наносили макияж. В то время девочки в основном играли с малышами-пупсами с коляской и соской. Тогда Рут поняла, что подросткам нужны новые, более взрослые куклы для игр.

В 1956 году вместе с дочерью Рут Хэндлер поехала в Швейцарию, где в витрине магазина увидела куклу с подведёнными глазами и надутыми губами. Это был популярный немецкий сувенир — Лилли Билд. Она продавалась как шутливый подарок для мужчин в барах и табачных лавках.

Лилли Билд, немецкий сувенир
Лилли Билд, немецкий сувенир

Лилли Билд родилась как персонаж для комикса в немецкой газете Bild Zeitung, которая выпускалась в послевоенное время.

Она была порнографической карикатурой

M.G. Lord, автор книги Forever Barbie: The Unauthorized Biography of a Real Doll

Персонаж комикса стал настолько популярным в Германии, что Лилли превратилась в сувенир. Один из авторов первых рекламных роликов Барби рассказал, что мужчины вешали куклу на зеркало заднего вида в своих автомобилях и брали её в бар.

Кукла-сувенир в кабине самолёта
Кукла-сувенир в кабине самолёта

По сюжету Лилли была глупой блондинкой, для которой важна одежда и мужское внимание. Например, в первом выпуске она просит гадалку назвать ей адрес «высокого, красивого и богатого человека», — написала немецкая газета Der Spiegel.

В другом сюжете кукла появляется в квартире подруги, скрывая своё обнажённое тело газетой. Подпись: «Мы подрались, и он забрал все подарки, которые мне подарил».

Комикс о Лилли Билд
Комикс о Лилли Билд

Рут Хэндлер не знала про репутацию куклы, женщина купила три экземпляра и увезла их с собой в США, чтобы создать игрушку по её подобию.

Тогда я не знала, кто такая Лилли. Я видела только игрушку со взрослыми формами, которую пыталась придумать в течение многих лет

Рут Хэндлер для книги М.Г. Лорд

Барбара Миллисент Робертс из города Уиллоус

9 марта 1959 года Mattel представила первую взрослую куклу Барби — блондинка с тонкой талией и заметной грудью, которая носила стильную одежду и высокие каблуки. Хэндлер и дизайнеры Mattel изменили внешность Лилли: кожа стала светлее, пропал яркий макияж, а сжатые губы превратились в улыбку.

Имя Лилли сменилось на Барби, взятое от дочери Рут — Барбары. В первый год компания продала 351 тысячу новых кукол, что стало рекордом для Mattel. А в 1964 году компания купила все патенты Лилли Билд и превратила немецкий сувенир в Барби.

Первая Барби, презентация 1959 года. В 2006 году первую барби в отличном состоянии <a href="https://www.nytimes.com/2009/03/06/arts/design/06Anti.html#:~:text=Barbie%27s%20auction%20record%20is%20%2427%2C450,blond%20dressed%20for%20a%20barbecue." rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">продали</a> за $27 450.
Первая Барби, презентация 1959 года. В 2006 году первую барби в отличном состоянии продали за $27 450.
Первая реклама Барби

Рут Хэндлер создала не только новый гардероб для Барби, но и придумала ей историю. Барбара Миллисент Робертс родилась 9 марта 1959 года в вымышленном городе Уиллоус, штат Висконсин, окончила школу Willows High School. Кукла выросла в семье Джорджа и Маргарет Робертс. Отец — инженер, а мама — домохозяйка. Девушка-подросток работала моделью, но позже сменила более 125 профессий: инженер, астронавт, хирург и кандидат на пост президента США.

Барби-президент, 1992 год
Барби-президент, 1992 год

Барби всегда была символом того, что у женщины есть выбор. Даже в раннем возрасте Барби не соглашалась только с ролью подружки Кена или заядлого шопоголика. У неё была возможность начать карьеру медсестры, стюардессы или певицы в ночном клубе. Я считаю, что выбор, который олицетворяет Барби, помогает кукле завоевать популярность не только среди дочерей, которые составят первую волну женщин в сфере управления, — но и среди матерей

Рут Хэндлер, создательница куклы
Рут Хэндлер, создательница Барби
Рут Хэндлер, создательница Барби

Первые куклы продавались за $3, почти столько Барби стоила в производстве. Существенный доход приходил от комплектов одежды и аксессуаров, которые похожи на вещи с модных показов того времени, их цена — от $1 до $5.

Набор одежды для барби, 1964 год
Набор одежды для барби, 1964 год

Он просто друг: как у Барби появился бойфренд и почему за 40 лет они не поженились

Официально Кен Карсон появился 11 марта 1961 года. По характеру он сострадательный, мечтательный и поддерживающий. То, что нужно, карьеристке Барби. Кен назван в честь сына основателей Mattel.

По легенде, пара познакомилась на съёмочной площадке их первого рекламного ролика, это была любовь с первого игрушечного взгляда. Кен был брюнетом с нарисованными волосами, из одежды — только красные плавки и пляжное полотенце. Основное занятие и страсть — сёрфинг.

Как порнографическая карикатура превратилась в самую известную игрушку для девочек

Куклы были вместе 40 лет, за это время Кен так и не предложил спутнице выйти замуж. Рут объяснила, что идея Барби — это свобода и карьера, которые сложно совмещать с семейной жизнью.

В 2004 году Mattel сообщила, что влюблённые расстались, но в 2011 возобновили отношения.

Oreo, лысая кукла и проблемы с инвалидным креслом

Эксперименты с Барби не заканчивались на смене цвета волос, глаз или кожи куклы, они заходили дальше и не всегда были успешными.

В 1997 году Mattel и Nabisco (создатели Oreo) выпустили Oreo Fun Barbie в двух экземплярах: белую и афроамериканку. Вскоре темнокожую куклу сняли с производства, потому что «орео» — унизительный термин в афроамериканском сообществе. Он означает, что, как и печенье, человек «чёрный» снаружи, но «белый» внутри.

Кукла вызвала споры в обществе, и её продажи упали. Сейчас такой экземпляр стоит от $300.

Barbie Fun Oreo
Barbie Fun Oreo

В 1992 году за 25 долларов можно было купить модель Teen Talk Barbie, которая могла выдать случайные 4 фразы из 270 запрограммированных. Больше всего родителям не понравились слова: «У нас когда-нибудь будет достаточно одежды?» и «Математика — это трудно». Позже история этой барби легла в основу одного из эпизодов «Симпсонов» — «Лиза против Малибу», 1994 год.

Как порнографическая карикатура превратилась в самую известную игрушку для девочек

Рыжая веснушчатая кукла Мидж впервые появилась на полках магазинов в 1963 году. У неё, как и у Барби, был бойфренд — Аллан. И в отличие от нерешительного Кена, Аллан сделал предложение Мидж, и игрушки поженились, после чего компания выпустила версию беременной куклы со съёмным животом, в котором хранился ребёнок. По словам писательницы М.Г. Лорд, многие дети использовали живот Мидж для хранения монет или игрушечных украшений.

Мидж с магнитным животом
Мидж с магнитным животом

В 1997 появилась Бэкки — кукла в инвалидной коляске. К первым экземплярам были претензии: волосы застревали в колёсах, а коляска не помещалась в дверном проёме домика Барби.

Кукла Бэкки в инвалидном кресле, работает детским фотографом в школе
Кукла Бэкки в инвалидном кресле, работает детским фотографом в школе

Каждый год Mattel выпускает в Америке Эллу — особенную куклу с алопецией. Также в комплекте идёт несколько париков.

Элла не продаётся: игрушки распределяются по больницам и клиникам временного пребывания, где дети проходят химиотерапию.

Как порнографическая карикатура превратилась в самую известную игрушку для девочек

Феминистки против Барби

Чем популярнее становилась Барби, тем больше критики она получала. Так в 1970-х годах во время женской забастовки участницы скандировали: «Я не кукла Барби». Многие считали, что игрушка вселяет в подрастающее поколение неуверенность в красоте своего тела и задаёт недостижимые стандарты.

Как порнографическая карикатура превратилась в самую известную игрушку для девочек

Ученые даже определили, что вероятность таких же пропорций тела как у Барби встречается у 1 из 100 тысяч женщин.

«Это игрушки, и мы не считаем необходимым, чтобы куклы были реалистичными во всех деталях», — ответили на замечания в компании.

Новое тело и кукла в хиджабе

В период с 2012 по 2014 год продажи Барби упали на 20%, из-за этого компания запустила программу Barbie Shero, где каждая кукла вдохновлена образом реальной женщины. Прототипом одной из кукол стала фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад. Это первая Барби, кто носит хиджаб.

Как порнографическая карикатура превратилась в самую известную игрушку для девочек

Моделью для куклы стала и российская спортсменка Ляйсан Утяшева.

Как порнографическая карикатура превратилась в самую известную игрушку для девочек

В 2016 году произошёл знаковый момент для компании: появилась кукла размера «плюс». Новость привлекла много внимания, и Барби даже попала на обложку журнала Time.

Как порнографическая карикатура превратилась в самую известную игрушку для девочек

Дебют в кино, компьютерные игры и «Come on Barbie, let's go party»

С 2001 года Mattel вместе с Mainframe Studios выпустила больше десяти мультфильмов про Барби. В них кукла становилась героиней известных сюжетов: «Барби и щелкунчик», «Барби: лебединое озеро», «Барби и 12 танцующих принцесс». Позже, в 2010 году, она вместе с Кеном появилась в мультфильме Pixar «История игрушек 3: Большой побег».

Кадр из мультфильма «История игрушек: Большой побег»
Кадр из мультфильма «История игрушек: Большой побег»

Кроме фильмов в начале нулевых Барби стала героиней компьютерных игр, где стала секретным агентом, детективом, супермоделью, русалкой, а ещё ухаживала за щенками и держала лошадей.

У меня, кстати, в детстве была только одна игра «Барби Детектив» на ярко-розовом диске. Оказалось, что я до сих пор помню каждую реплику.

В 1997 году датская группа Aqua выпустила песню «Barbie Girl», которая быстро набрала популярность и стала вирусной. Участники группы сняли клип, в котором пародируют Барби и Кена. Его посмотрели на ютубе больше миллиарда раз.

В песне есть строчки: «You can touch, you can play, if you say: "I'm always yours"». Что переводится как «Ты можешь трогать меня и со мной играть, если скажешь, что я только твоя».

Mattel посчитали слова оскорбительными и подали иск против лейбла Aqua MCA Records. Компания утверждала, что такие слова, как «Kiss me here, touch me there, hanky-panky», наносят ущерб репутации Барби, а также обвинила музыкальную группу в незаконном использовании товарного знака и недобросовестной конкуренции.

Лейбл же называл сингл «просто весёлой, смешной поп-песней» и сказал, что все копии хита сопровождались отказом от ответственности: слушателей информировали о том, что песня «не была создана или одобрена создателями игрушки».

Дело длилось несколько лет. В итоге судья Алекс Козински написал в юридическом заключении, что песня была лишь пародией, и, следовательно, защищена Первой поправкой Конституции США. Также Козински, ссылаясь на слова песни «Come on Barbie, let's go party», предложил компании Mattel «немного расслабиться на вечеринке».

Barbie Pink и барбикор

Mattel запатентовала фирменный цвет — Barbie Pink, он стал основой стиля «барбикор». Первые наряды появились в начале нулевых у Пэрис Хилтон и Бритни Спирс.

Знаменитости в стиле «барбикор»
Знаменитости в стиле «барбикор»

«Барбикор» использовали в фильмах, где блондинок в розовом выставляли наивными пустышками.

Кадр из фильма «Дрянные девчонки»
Кадр из фильма «Дрянные девчонки»

Историю Барби на экране воплотила Риз Уизерспун в фильме «Блондинка в законе», где героиня доказывает, что внешность и стиль не мешают строить карьеру адвоката.

Кадр из фильма «Блондинка в законе»
Кадр из фильма «Блондинка в законе»

Цвет ассоциируется с куклой так сильно, что маркетологи предстоящего фильма про Барби не заморачиваются с рекламой: достаточно розового билборда и даты выхода.

Реклама предстоящего фильма про Барби
Реклама предстоящего фильма про Барби

«Она — это всё. Он — просто Кен»

21 июля в прокат выходит фильм Греты Гервиг «Барби», в котором главные роли сыграют Марго Робби и Райан Гослинг. По сюжету Барби и Кена выгоняют из мира кукол, потому что они перестали соответствовать его нормам. В первом тизере отлично показали историю создания куклы: девочки на песке играют с пупсами, а потом видят Барби. Примечательно, что в это время актриса одета в каноничный полосатый купальник, как и самая первая кукла.

тизер Барби

На ковровых дорожках актриса часто появляется в образах, почти полностью повторяющие знаменитых кукол разного времени.

Марго Робби не только играет главную роль, но и продюсирует фильм. Её компания LuckyChap Entertainment занималась картинами «Тоня против всех» и «Девушка, подающая надежды», в некоторых также снималась актриса. Марго Робби настояла на том, чтобы в фильме были куклы разной внешности, а не только классические блондинки.

«Если бы Mattel не согласилась на несколько Барби, не думаю, что я захотела бы его снимать», — сказала Робби.

По её словам, задача фильма — не увеличить продажи Барби, а рассказать реальную историю, в которой не нужно показывать, что «единственная версия Барби — это тот идеал, к которому должны стремиться женщины».

52K52K показов
32K32K открытий
55 репостов
162 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

«орео» — унизительный термин в афроамериканском сообществеОбщение с чёрными в США, как игра в сапера. Любое слово может оказаться оскорбительным

Ответить

Этот снежок прав

Ответить

Поэтому предпочитаю говорить с ними кнутом

Ответить