Джеймс Бонд - мёртв

Или как мы потеряли шпионский боевик.

Джеймс Бонд - мёртв

Думал я, значит, раздумывал на днях на тему "новой" Бондианы и пришёл к печальному выводу - всё, что нас ждёт, уже никогда не будет жёстким, брутальным, нестандартным и вообще, сам по себе шпионский боевик/триллер/детектив умер.

Как же так получилось, а ответ прост - соевое западное общество.

Посудите сами, там всерьёз рассуждают о том, что Бонд должен быть эмоциональным, потерять вредные привычки, перестать кадрить баб налево и направо. Он должен полностью измениться и, частично, он уже изменился.

И ладно бы Бонд, хрен с ним, но проблема куда глубже - сам жанр шпионского боевика под угрозой. Том Круз, да святится имя Его, снимает Миссию Невыполнима, которая, хоть тоже не без недостатков, но являет собой эталонный напряжённый шпионский детективный боевик-триллер. Вот снимет он последнюю Миссию и что дальше? Кто понесёт на своих мощных плечах целый жанр? Я, увы, не вижу достойных претендентов.

Но, чтобы разобраться с настоящим, давайте на секунду заглянем в прошлое. Я не люблю тянуть резину и лить воду, поэтому обрисую ситуацию коротко.

Жил вполне себе средней руки писатель, а по совместительству бывший офицер военно-морской разведки, Ян Флеминг. Этот человек придумал нам Джеймса Бонда. И книжный Джеймс Бонд, надо сказать, отличался от своего киновоплощения примерно так же, как банан отличается от тарелки супа. Нет, какие-то сходства всё же были, но очень поверхностные.

Ян Флеминг 
Ян Флеминг 

Во-первых, книжный Бонд был живым. В своих многочисленных приключениях он получал жуткие травмы, кое-как ПРЕВОЗМОГАЛ, а иногда даже и проваливал задания и не умирал только чудом. Он имел полноценную личность, характер и даже бывал в депрессии (после смерти жены). Короче говоря, Бонд был более приземлённым, а не глянцевым супергероем в смокинге.

Во-вторых, книжный Бонд не имел всех этих ваших стреляющих часов и лазерных ручек. Да, его снабжали "рабочими инструментами", но, в большинстве своём, это были обычные ништяки, которыми пользовались в армии тех лет (60-х). Никаких джетпаков и невидимых автомобилей, увы.

В-третьих, книжный Бонд работал "ради высшего блага". Безопасность страны, борьба с международным терроризмом и всё такое. Ну, знаете, мелочи. Личного там всегда было мало (в отличие от саги с Крейгом) и, в основном, всё самое личное пришлось на две стычки с Блофельдом (убийство жены и последующая месть). Нет, у Бонда, разумеется, была просто куча баб, которые не были любовными интересами "на разок". Джеймс иногда думал о девушках из прошлых приключений, но это были мимолётные воспоминания, ничего особенного. Как камео, если сравнить с кино.

Так вот, Бонд хоть и отличался, но неизменной оставалась суть его приключений - остросюжетный шпионский боевик/детектив. Этакое максимальное развлекалово, бульварное чтиво. Как кинокомиксы Марвел, если упрощать для зумеров. И кино про Бонда, собственно, стало таким же - мощным развлекаловом, эталонным киноаттракционом, весёлым зрелищем.

В это же время, работал в разведке другой гигант детективной мысли и отец английской шпионской литературы - Джон ле Карре. Как поговаривают злые, а может и не совсем, языки, почитал он Флеминга, который публиковался с начала 50-х и пришёл в лютую ярость. Мол, пишет какую-то околесицу, работа шпиона и разведчика - куда более тонкое и изысканное искусство, а не эти ваши бесконечные взрывы, бабы и мартини.

Джон ле Карре
Джон ле Карре

И решил ле Карре написать свой НАСТОЯЩИЙ шпионский детективный роман. Вот тут-то всё и заверте...

Взявшись за дело, он написал много популярных романов, большинство из которых были экранизированы и даже не раз: "Ночной администратор", "Шпион, выйди вон!", "Маленькая барабанщица" и "Самый опасный человек".

В своих произведениях ле Карре, как и хотел, показывал "антиджеймсбондов" - сереньких, незаметных шпионов-разведчиков, который плетут интриги, вербуют агентов, вяло грызутся за финансирование со своим тупым и жадным правительством - всё в классической английской манере. Уж очень он хотел сбить спесь с популярного щёголя. И, надо сказать, получилось.

Пресытившись красивым, но крайне поверхностным Бондом, публика обратила внимание на более достоверные шпионские романы ле Карре. Теперь у нас были два направления для шпионского боевика и все были довольны. До определённого времени.

В какой-то момент, кино-Бонд начал скатываться в комедию и, даже страшно сказать, самопародию, а произведения ле Карре были, увы, далеки от массового зрителя. Всё было печально, однако же, на горизонте замаячила новая надежда, нет , целых две надежды: Миссия Невыполнима и Джейсон Борн.

Первый фильм представлял собой уникальный сплав жанров: шпионский боевик/детектив и "кино про ограбление". В дальнейшем, эта формула будет пользоваться огромным успехом, но об этом позже.

Второй подкинул нам то, что нам было нужно, но о чём мы даже не догадывались - динамичный шпионский боевик в мрачных, реалистичных тонах. Этакое предположение на тему "а что, если бы Бонд был настоящим?".

Борн был настолько нужным глотком свежего воздуха, что даже Бонд изменился по его образу и подобию - создатели Казино Рояль активно черпали вдохновение из фильмов с Мэттом Дэймоном. Правда, основная идея заключалась в том, чтобы показать ранние годы Бонда и подвести агента 007 к тому самому, культовому и узнаваемому образу. Это произошло к третьему фильму - Скайфоллу, но, в то же время, с Бондом начало случаться страшное.

Внезапно, первое, что случилось с Бондом - это кастрация. Ле Шифр отбивал яйца Бонду и буквально и метафорически, ведь Джеймсу больше не суждено было вернуться к тому самому разгульному образу жизни с "двумя женщинами на фильм".

Скайфолл вообще представил нам М в крайне абстрактном качестве "девушки Бонда", а потом 007 сдуру решил стать семьянином с Леа Сейду. Вроде бы, для полноценной истории и развития персонажа это, как будто бы и нормально, но для Бонда это уже было слишком.

Дэниэл Крэйг в роли Джеймса Бонда
Дэниэл Крэйг в роли Джеймса Бонда

Вторым несчастьем, как вы уже могли догадаться, стало "очеловечивание". Бонд должен быть эмоциональным, говорили они, он должен быть живым, говорили они и договорились до того, что персонаж потерял "ту самую крутость". Элегантность, с которой Джеймс Бонд уверенно побеждал злодеев и завоёвывал женщин. Он стал сомневающимся, рефлексирующим, иногда даже истерящим.

Каждый кино-Бонд всегда был тем самым супергероем, глянцем, идеей и иконой. Он никогда не был живым человеком, в отличие от книжного первоисточника, а потому и сама попытка переиграть всю его шестидесятилетнюю историю в сторону "очеловечивания" выглядит, мягко говоря, странно. А если честно, то совсем неуместно.

Кстати, вы заметили, что Бонд бросил курить? Да, где-то, на рубеже 90-х табачное лобби, очевидно, потеряло свои были мощи и курящий Бонд был сочтён "дурным примером" для подрастающей молодёжи. Оно понятно и логично, но, опять-таки, это была важная составляющая персонажа.

Чрезмерное курение, алкоголь и азартные игры показывали нам, что Бонд пытается заглушить этими средствами огромный стресс, который на него накладывает столь тяжёлая и, подчас, неблагодарная работа.

И, словно этих издевательств над персонажем было недостаточно, поиски нового претендента на роль агента 007 вызвали у публики немало вопросов. Вот уже как пару лет постоянно ходят слухи о том, что Бонд станет чёрным\индусом\женщиной. Очевидно, что персонажа хотят, в очередной раз, "встряхнуть". Барбара Брокколи (продюсер фильмов о Бонде) недавно заверила фанатов, что женщиной Бонда делать не намерены, а вот цветным мужчиной - вполне-вполне.

Итак, Борниана повлияла на Бондиану весьма положительным образом, позволив переизобрести персонажа и предоставить свежий взгляд, но процесс разложения, как мы видим, начался задолго до этого. Сам Борн, господствующий в начале нулевых на поприще шпионского боевика/триллера, постепенно сдулся и четвёртая часть уже не представляла из себя ничего интересного.

Но мы возвращаемся к отцу нашему, Тому "Великому" Крузу. С первой по третью Миссии, были свои проблемы и неровности, будто бы маэстро был близок к созданию шедевра, но чего-то не хватало.

А не хватало ему правильного режиссёра. Четвёртый фильм режиссировал Брэд Бёрд и именно там Круз нашёл "ту самую формулу Миссии невыполнима", которую потом доведёт до совершенства с Кристофером Маккуори. Стоит ли пояснять, что фигура режиссра здесь чисто номинальна, все последние Миссии - это фильмы лично Тома Круза. От начала и до конца.

С четвёртого по шестой, фильмы будто слились в один. Цветовая гамма, монтаж, музыка, темп и тон картины - всё было одинаково. Победная формула заключалась в том, чтобы предоставить нам какую-то проблему в начале фильма, потом объяснить, что для победы нужно провернуть какое-то суперсложное ограбление с эпичным трюком, а затем финальная битва с гибелью или захватом злодея. И, ставшее уже традицией, разминирование мега-бомбы за 0000000000000,1 секунду до взрыва. И бегущий Круз. МНОГО БЕГУЩЕГО КРУЗА.

Лично меня Миссия начала раздражать уже с пятого фильма. Франшиза не меняется, персонажи не меняются, события абсолютно одинаковые, было стойкое ощущение, что я смотрю какой-то сериал-процедурал, в котором можно взять любую серию, посмотреть её и ничего не потерять.

Том Круз на съёмках "Миссия невыполнима: Последствия"
Том Круз на съёмках "Миссия невыполнима: Последствия"

И, вроде бы, это крепко сбитое, добротное шпионское кино, но всегда есть ощущение, что чего-то не хватает. После шестого фильма, наконец, я понял. Не хватает перемен. Всё слишком статично, персонажи не меняются вообще никак. Я помню, что, когда смотрел трейлер "Последствий", ожидал, что сейчас Итан Хант станет злодеем, ведь трейлер убеждал меня, что "правительству нельзя предавать такого человека слишком много раз". Я ждал перемен в характере, ждал мощных тектонических сдвигов в сюжете и персонажах, а получил шиш с маслом.

Сейчас мне скажут культовое: "Ваши ожидания - ваши проблемы!". И будут правы. Но именно в тот самый момент я понял - Миссия стерильна. Она не будет меняться, она не будет провоцировать, она не будет удивлять. Сравните первый фильм с последним и вы будете крайне удивлены тому, насколько первый более "шпионский". Очередная шпионская франшиза "обоевичилась" и встала на конвейер. Как говорится: "Потрачено, жаль".

Мимоходом можно ещё упомянуть Кингсман, но там всё стало печально уже на втором фильме. То. что изначально задумывалось, как смелая, вычурная и чуть-чуть пошловатая пародия на классического Бонда, быстро превратилось в самопародию, что фильму на пользу совсем не пошло. Думаю, тут стоило ограничиться одним фильмом, но это лишь мои собственные предпочтения.

В итоге, мы и получаем сейчас смерть жанра, как такового. Соевый запад снял со старых героев абсолютно всё "мясо", оставив голые кости - каркасы, архетипы. Жалкие попытки "углубить и очеловечить" персонажа не пошли ему на пользу и Бонд превратился в того, кем не является и никогда не являлся. Итан Хант остался в своём безопасном стазисе, а Джейсон Борн отправился на пенсию. Каждому - своё, и лишь нам - будущее без шпионов.

Спасибо за внимание и до скорой встречи!

8.6K8.6K показов
7.8K7.8K открытий
33 репоста
234 комментария

Боже мой! Чувак я вот буквально утром проснулся с этим чувством. Мой громадный респект за статью!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Автор

Вряд ли. Наше кино не оказывает такого мощного влияния на весь остальной мир, как голливудское.
Но забавная теория, да.

Ответить

На /tv/ форчана таких можно найти думаю

Ответить

Вторым несчастьем, как вы уже могли догадаться, стало "очеловечивание"Лол, дальше не читал.
«Очеловечивание» - лучшее, что произошло со франшизой. После Крейга львиная доля старых фильмов ощущается кринжово. А слабые работы вроде «No time to die» были в серии всегда, стабильно 1-2 раза в десятилетие.

Ответить

Полностью согласен. Старые фильмы просто фильмы категории В, только с норм бюджетом. "Тупые блокбастеры" своего времени. Смотреть их сейчас мучение и только.
Бонд с приходом Крейга перестал быть карикатурой и стал персонажем которому хочется переживать.

Ответить