«Каникулы господина Юло» Жака Тати: люди, солнце и бесконечное море

Основы комичного в кинематографе были заложены еще во времена немых фильмов, и пользовались успехом еще долго и после появления звука. Одним из режиссеров, прибегающих к традиционной немой эстетике в своих сатирах был Жак Тати. И не удивительно, начинавший как артист кабаре, представлявший юмористические сценки из жизни спортсменов, Тати не понаслышке знал о пластическом искусстве.

«Каникулы господина Юло» Жака Тати: люди, солнце и бесконечное море

И именно в кабаре был создан образ господина Юло, главного героя «Каникул», впоследствии появлявшегося и в других фильмах режиссера. Подобно чаплиновскому Бродяге, господин Юло говорил не словами, а пластикой тела, временами переходящей в хореографию. Огромный, немного неуклюжий Тати сделал из своего персонажа незабываемого, добродушного товарища для каждого зрителя.

«Каникулы господина Юло» Жака Тати: люди, солнце и бесконечное море

Впрочем, господин Юло в этом фильме фигура хотя и основополагающая, но не центральная. В центре обозрения Тати – люди, обыватели, не побоимся этого слова, мещане, в очередной раз приехавшие в отпуск на море. Режиссер, как добросердечный сосед, подтрунивает над живущими по расписанию отдыхающими, внося в их жизни здоровые элементы случайности и искренности, может, немного нелепые, но очень душевные.

«Каникулы господина Юло» Жака Тати: люди, солнце и бесконечное море

Это светлый и практически бессюжетный фильм, срез настоящей жизни и набор юмористических зарисовок. Мы получаем настоящее кино о людях, об их характерах и увлечениях, ценностях и привычках, неурядицах и победах. Персонажи Тати могут быть обозначены буквально одним штрихом, но этот штрих настолько выразителен, что создает цельный, законченный, запоминающийся образ.

При этом в такой милой сатире нет ничего гротескного. Тати стремился сделать своего героя максимально очеловеченным, реалистичным и правдивым. Все, что случается с героями, могло произойти с каждым из нас. И происходит. Каждый день.

«Каникулы господина Юло» Жака Тати: люди, солнце и бесконечное море

Значение этого фильма для кинематографа нельзя переоценить. Если призадуматься, не из него ли растут такие полярности как «Иллюзионист» Стеллинга, вечно стреляющая машина из «Кавказской пленницы», любимый всеми Уэс Андерсон и боготворимый каждым из нас двоих Дэвид Линч (называвший этот фильм одним из своих любимых)?

44
1 комментарий

Смотрел «Время развлечений» Жака Тати, это ещё один фильм про господина Юло. Кино удивительное и ни на что не похожее, режиссёрский взгляд как будто отрешенный, но при этом добрый и жизнеутверждающий.

1
Ответить