Как писать, чтобы тебя читали

Это не про лонги!

За час на дтф, я понял, что это больная тема. В этой конкретно статье я напишу о том, как я стараюсь писать художественный текст.

Пока вы не ушли в закат, от того, что вам резко стало неинтересно, предлагаю написать в комментах, почему вы не хотите это читать. Обратная связь поможет мне в дальнейшем. В благодарность, коц:

Коц in question 
Коц in question 

Литература!

Когда я начинаю писать что-то новое, я обязательно хочу учесть каждую маленькую деталь сцены. Это вредит моему нарративу.

Что происходит? Текст перегружается деталями и описаниями, читателю сложно за этим уследить — он бросает начатое.

На мой взгляд, так можно писать, только если вы Толстой.

Но Толстой был великим писателем. С помощью своего уникального языка он создавал пространство, в котором рождается мысль. И всё такое.

В 21 веке у нас нет такой роскоши, как безраздельное внимание читателя. Сто лет назад ещё может быть, но сейчас у него катка в Фортнайте стынет и тиктоки не просмотрены.

Возвращаясь к теме:

Show, don’t tell

Или «показывай, не рассказывай». Основной постулат современной литературы.

Вместо: Он выглядел усталым и всем хотелось его пожалеть.

Надо: Под его глазами были мешки, Лиза обратила на это внимание. «Знаешь, — сказала она — тебе нужно больше спать».

Меня часто спрашивают, как часто я сплю
Меня часто спрашивают, как часто я сплю

Оба предложения классные, но второе радует читателя больше. Читатель рад, он понимает, что ему ничего не разжевывают и автор доверяет ему интерпретацию сцены. Мягко подталкивает к нужным моментам, но тем не менее, дает сделать самостоятельные выводы.

Позвольте читателю быть в комнате рядом с героями. Не очень круто видеть все только через смотровое стекло комнаты.

Как только вы начнете показывать внутренний мир книги своему читателю как есть, он сильнее вовлечется в повествование. Это форма взаимодействия: читать и рисовать свою собственную картину происходящего.

Как показывать, но не рассказывать?

Первый шаг: не тратить текст на детали

Тут мы возвращаемся к моей проблеме из первого абзаца — я люблю детали. Люблю вот это вот: воротник её свитера напоминал крепостной вал, она медленно, словно застывшая в смоле стрекоза, поворачивала свою красивую голову и т. д. и т.п.

Здесь главное не переборщить: найдите баланс между простыми и сложными предложениями, чтобы не перегрузить читателя чем-то одним.

Это Сандра Буллок из фильма «Пока ты спал», и воротник у её свитера не очень высокий
Это Сандра Буллок из фильма «Пока ты спал», и воротник у её свитера не очень высокий

Например: Она повернулась ко мне и свет упал на её лицо. В этом свитере с высоким горлом, она была особенно красива.

Второй шаг: используй действие

Персонаж не существует в вакууме, он живет в вашей книге. Поэтому, вместо того, чтобы делать его таким же наблюдателем, как и ваш читатель: придумайте действие.

Классно рассказать об окружении с помощью взаимодействия героя с окружением. Вместо того, чтобы описывать в деталях рабочее место героя, покажите его так:

«Часы показали на цифру 4, жаркое летнее солнце ушло к другому окну, поэтому Виктор мог спокойно заняться рабочими задачами. Он сидел перед пустыми страницами и блуждал рукой по диску телефона справа от себя. Бездумно, он набирал случайные номера, не решаясь приступить к новой главе»

Понедельник устал начинаться
Понедельник устал начинаться

Третий шаг: используй диалог

Нет ничего лучше хорошего диалога. Через него персонаж раскрывается как личность. Как он говорит, какие обороты использует? К кому он вежлив, а с кем груб?

Вспомните знаменитую первую сцену из «Бешеных Псов». Там сразу ясно, какой Стив Бушеми скряга.
Вспомните знаменитую первую сцену из «Бешеных Псов». Там сразу ясно, какой Стив Бушеми скряга.

А если не получается?

Если получается только рассказывать, а не показывать, то нужно рассказывать! Иногда без экспозиции не обойтись, плохо, если у вас в тексте окажется только экспозиция.

33
36 комментариев

Новореги учат писать лонги, шок

1

там буквально в лиде написано, что речь не про лонги, а про художку

1

Пиши порнофанфики. Точно будут читать

1

А сели серьёзно. ДТФ не самая подходящая площадка для подобного чтива. Тебе фикбук какой нибудь нужен. Здесь больше про игры, и их аналитика

1

Я его прочитал, мой текст про другое
Не хотел копировать чужую тему

Вроде получше стало, сенкс