роман о чернокожей рабыне и крепостной русской, где соединились фантазия и жестокие реалии

роман о чернокожей рабыне и крепостной русской, где соединились фантазия и жестокие реалии

Книга-нерв, книга-боль. И одновременно невероятно поэтичная, звучащая каким-то речитативом в голове — современным рэпом, сплетающим две истории, две женских судьбы. И историю авторки, которая сопровождает нас всю дорогу от начала и до конца.

«Как может быть не дикой страна, где есть работающие, которые подчиняются неработающим»

Рассказ начинается с того, что рассказчица споткнулась о череп, а череп начинает рассказывать историю про двух девочек, потом девушек, потом женщин. Одна по имени Хоуп — дочь чёрной рабыни Голд с далёкого американского знойного юга, с сахарных плантаций середины XIX века. История предков, которых из Африки перевезли и продали в рабство, история сильной Голд, которая работает за пятерых. И про девочку Хоуп, которой уготована удивительная судьба — научиться читать и писать, сочинять стихи и попасть в Дикую холодную страну (Россию)...

Вторая героиня — русская крепостная Домна, которую проиграл барин другому барину. История её страданий, замужества за талантливого кузнеца, как их новый сумасшедший хозяин устраивал из голых подневольных женщин представления, а потом заковал в кандалы и насиловал с друзьями.

История жуткая и одновременно фантастическая, полная фольклорных героев и символов, перенесённого горя и приключений. Хоуп попадёт в царскую Россию и спасает Домну, которая убивает хозяина. Они обмениваются кожей, чтобы добиться каждая своей цели, с уговором через четыре года встретиться и вернуть себе свою кожу.

Вы повидаете через сюжет и молодые американские штаты, как на Севере зародилось движение за освобождение чёрных и за отмену рабства, и Россию, где отмена крепостного права по сути ничего не изменила. (В романе есть интересная перекличка с не совсем белым Пушкиным и «Мëртвыми душами» Гоголя). Побываете на благотворительных балах русской знати и познакомитесь как с революционными, так и с консервативными взглядами тех времён.

«Страна не может без работающих и надзирающих за нею хозяев. И американские, и русские неработающие это понимают. А остальное — просто идеи, ведущие к безденежью и бесхлебью»

Вся книга пронизана символами: земля, кровь, хлеб, кожа, сахар, вода... Написанный в особой манере роман-сериал, изобилующий повторениями и своей ранящей слух неудобной лексикой, он выворачивает наизнанку неприятную правду о жизни и судьбе женщин как тогда, так и сейчас.

Как мне кажется, это знаковый текст, с которым рекомендую познакомиться (и слушается книга тоже хорошо!). Кто-то может сказать, что роман феминистичен. Можно и так сказать. Но роман не столько и не только о Женщине (хотя и посвящён её тяжёлой исторической судьбе в мире мужчин).

«Они плакали на одном языке. Их слезы перемешивались и размывали печатную краску на одних и тех же абзацах»

Евгения Некрасова написала о том, что стремление к свободе заложено на самом глубинном уровне, а противостояние насилию, бесправию, доминированию одних над другими, богатых над бедными, хозяев над рабами... пронизывает человеческую историю. И актуально сегодня. Книга Черепа, рассказывающего истории, это ещё и символ памяти и беспамятства, символ наших предков, через что им пришлось пройти. Недаром в самом конце Домна становится путешествующей и рассказывающей истории...

Читал бумажную + аудиокнигу, читает Анастасия Великородная.

1 комментарий

Шиза какая-то.

1