Александр Вертинский - великий русский артист XX века, покоривший весь мир.

Александр Николаевич Вертинский
Александр Николаевич Вертинский

Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 году в семье киевского частного поверенного. Рожденный в семье, где царила свободная любовь, Вертинский и его сестра Надя оказались лишены юридических прав, поскольку родители были в гражданском браке. Из-за того, что Николай Вертинский не мог заключить брак с матерью своих детей из-за отсутствия развода с первой женой, их усыновил дедушка. Таким образом, брат и сестра, лишившиеся родителей в раннем возрасте, выросли в разных семьях. Однако их различное воспитание не повлияло на их интересы, и спустя много лет они встретились, оба уже став артистами.

Для современных слушателей ранние песни и ариетки Александра Николаевича Вертинского могут показаться изысканными и вычурными, отражая не только вкус прошедшей эпохи, но и особенности биографии исполнителя, выдающиеся для своего времени.

Александр Вертинский уже рано почувствовал в себе страсть к актерскому искусству, активно готовясь к будущей карьере артиста. Посещение театра и выступления приезжих знаменитостей способствовали его творческому развитию. Несмотря на не легкий путь, включавший в себя даже физически тяжелую работу грузчика и корректора в типографии, Вертинский не отступал от своей мечты.

Он также некоторое время трудился как подсобный рабочий при съемочных группах в ателье, исполняя небольшие роли в фильмах. Дебют Вертинского состоялся в 1912 году в фильме "Чем люди живы", где он сыграл роль ангела. Среди множества ролей, которые он исполнил, выделяется образ бродяги Анатолия Северака в "Король без венца" и антиквара в "От рабства к воле" (1916).
Первое выступление на эстраде Вертинский совершил в 1915 году, представив себя в образе Пьеро. Его костюм менялся со временем: из белого стал черным, а затем черно-белым. В то время он пел о "бедных детках, погруженных в кокаиновую бездну на мокрых бульварах Москвы".

Постепенно сформировался уникальный стиль выступлений Александра Вертинского, который включал в себя умелую эксплуатацию его говоряще-поющего голоса. Даже нечеткое произношение буквы «р» лишь добавляло ему дополнительный шарм.

Александр Вертинский в образе Пьеро.
Александр Вертинский в образе Пьеро.

Из каждой исполненной им песни преображалась небольшая сценка с завершенным сюжетом, где образы героев могли быть очерчены всего одним-двумя, но ярко запоминающимися деталями. Исходно эти произведения Вертинского получили название «печальные песенки Пьеро» или «ариетки». Скоро к нему пришла заслуженная известность, так как его песни были легко узнаваемыми, и многие другие артисты исполняли их. Молодого исполнителя буквально осаждали его поклонницы, и он, в свою очередь, позволял себя увлечь этим вихрем страстей.

(Песня в исполнении самим Вертинским не сохранилась)

Кокаин.

В своей молодости, в эпоху дореволюционной России, Александр Вертинский оказался пленником наркозависимости, но смог преодолеть этот ужасный порок.
В окружении русской богемы начала XX века внезапно стала популярной мода на нюхательный порошок. Невзначай попробовав его однажды, Вертинский поддался чарам этого дьявольского зелья, за ним последовала и его сестра, актриса Надежда.
Описывая этот мрачный период своей жизни в Москве, Вертинский рассказывал следующее:

"Продавался он сперва открыто в аптеках, в запечатанных коричневых баночках, по одному грамму. Самый лучший, немецкой фирмы «Марк», стоил полтинник грамм. Потом его запретили продавать без рецепта, и доставать его становилось все труднее и труднее.

Его уже продавали «с рук» — нечистый, пополам с зубным порошком, и стоил он в десять раз дороже. На гусиное пёрышко зубочистки набирали щепотку его и засовывали глубоко в ноздрю, втягивая весь порошок, как нюхательный табак.

После первой понюшки на короткое время ваши мозги как бы прояснялись, вы чувствовали необычайный подъем, ясность мысли, бодрость, смелость, дерзание. Вы говорили остроумно и ярко, тысячи оригинальных мыслей роились у вас в голове. Перед вами как бы открывался какой-то новый мир — высоких и прекрасных чувств.

Продолжалось это десять минут. Через четверть часа кокаин ослабевал, переставал действовать. Вы бросались к бумаге, пробовали записать эти мысли…

Утром, прочитав написанное, вы убеждались, что все это бред. Передать свои ощущения вам не удалось. Вы брали вторую понюшку. Она опять подбадривала вас. На несколько минут, но уже меньше. Стиснув зубы, вы сидели, точно завинченный котёл с паром, из которого его уже невозможно выпустить, так крепко завинчены гайки.

Дальше, все учащая понюшки, вы доходили до степени полного отупения. Тогда вы умолкали. И так и сидели, белый как смерть, с кроваво-красными губами, кусая их до боли. Острое желание причинить себе самому физическую боль едва не доводило до сумасшествия. Но зато вы чувствовали себя гением. Все это был, конечно, жестокий обман наркоза. Говорили вы чепуху, и нормальные люди буквально шарахались от вас.

Постепенно яд все меньше и меньше возбуждал вас и под конец совсем переставал действовать, превращая вас в какого то кретина.

Потом, приблизительно через год, появлялись тяжёлые последствия в виде мании преследования, боязни пространства и пр.

Короче говоря, кокаин был проклятием нашей молодости. Им увлекались многие. Актёры носили в жилетном кармане пузырьки и «заряжались» перед каждым выходом на сцену. Актрисы носили кокаин в пудреницах. Поэты, художники перебивались случайными понюшками, одолженными у других, ибо на свой кокаин чаще всего не было денег..

Помню, однажды я выглянул из окна мансарды, где мы жили (окно выходило на крышу), и увидел, что весь скат крыши под моим окном усеян коричневыми пустыми баночками из под марковского кокаина. Сколько их было? Я начал в ужасе считать. Сколько же я вынюхал за этот год! И в первый раз в жизни я испугался."

У Александра Вертинского, спустя год, начали проявляться зрительные и слуховые галлюцинации, что привело его к неотложному обращению к своему знакомому, известному профессору-психиатру Баженову:

"Я объяснил ему все, рассказав также и о том, как ехал с Пушкиным в трамвае.

- Обычные зрительные галлюцинации, - устало заметил он. Минуту он помолчал, потом взглянул на меня и строго сказал: — Вот что, молодой человек, или я вас посажу сейчас же в психиатрическую больницу, где вас через год-два вылечат, или вы немедленно бросите кокаин! Сейчас же!

Он засунул руку в карман моего пиджака и, найдя баночку, швырнул её в окно.

- До свидания! - сказал он, протягивая мне руку. - Больше ко мне не приходите!

Я вышел. Все было ясно."

Вертинский осознал, что ему следует спасаться, необходимо немедленно покинуть гиблую для него Москву. Направление бегства было предопределено временем — на фронт. В это время в разгаре была Первая мировая война.

Первая мировая.

В начале Первой мировой войны Александр Вертинский занялся службой санитаром в госпитале и санитарном поезде №68, присутствуя на хирургических операциях, проводимых известным московским хирургом Холиным.
Вертинский выполнял перевязки раненых, читал книги и письма солдатам, а также писал для них письма домой. Его преданность этой работе была настолько глубока, что в этот период он полностью забыл о своих прежних проблемах с кокаином. Он проездил в санитарном поезде Всероссийского союза городов имени Марии Морозовой №68 до момента его расформирования в 1916 году.
Всё это время Вертинский занимался перевязками раненых воинов, иногда принимал участие в хирургических операциях. В свободные часы, когда не было раненых, он читал стихи товарищам, исполнял известные песни и романсы под гитару, также как и его брат по милосердию. Тайком же он продолжал писать стихи, которые никому не показывал.

Революция и эмиграция.

Вертинский - "Я не знаю зачем"

После того как Александр Николаевич не примирился с революцией, он решил эмигрировать в Грецию, где оформил себе паспорт и продолжил свою творческую деятельность. В компании таких выдающихся артистов, как Шаляпин, Мозжухин и Анна Павлова, он отправился в гастрольные туры сначала по Европе, а затем в Америке.
"После Парижа трудно восхищаться каким-нибудь другим городом" — писал Вертинский в 1934 году, оказавшись в США. Артиста раздражал внешний "глянцевый лоск" американской жизни, мусор на улицах, пресная, хотя и красивая на вид еда. Вертинский с презрением относился к популярным театральным постановкам, ярким и впечатляющим, которые он называл "вкусом Бродвея". Он сетовал на то, что нельзя было спрятаться от огней рекламы и постоянно включенного радио, звучащего повсюду.
Однако его дебютный американский концерт в «Таун-холле», одном из самых популярных концертных залов в городе, прошел аншлагом и завоевал невероятный успех. Его выступление привлекло внимание таких известных личностей, как Сергей Рахманинов, Марлен Дитрих, Джордж Баланчин и Бинг Кросби. В Нью-Йорке Вертинский также встретил своего давнего приятеля, художника Давида Бурлюка, который к тому времени практически оставил живопись и работал журналистом.
В период с 1923 по 1927 год Вертинский проживал в Польше, где встретил девушку по имени Ирен, которая вскоре стала его женой. Однако их брак оказался неудачным. Затем он перебрался во Францию, а затем в Китай, где вступил во второй брак, и у него появилась дочь. Вертинский продолжал интенсивно трудиться, иногда давая по два концерта в день.
В эмиграции его творчество претерпело значительные изменения. Если до революции его привлекали экзотические страны, то теперь в его творчестве появились нотки ностальгии по родине, менялись и герои его песен. Если ранее в его творчестве преобладали капризные дамы, клоуны и бродяги, то со временем артист проявил интерес к обычному человеку и его переживаниям. Его песни стали маленькими балладами, а в 1930-е годы он обратил внимание на творчество советских поэтов.

Вертинский - "Танго магнолия"

Возвращение на родину.

Александра Вертинского всегда тянуло к родине, и он неоднократно обращался в советские представительства с просьбой разрешить ему вернуться, но каждый раз получал отказ в визе. В 1937 году ему было разрешено вернуться, однако без супруги. Вертинский, разумеется, отказался от этой возможности. Ситуация изменилась лишь в 1943 году, когда его возвращение стало символом единства советского народа. В этот трудный период ему разрешили вернуться с семьей, включая жену.
Чтобы обеспечить своей семье относительно достойное существование, Александр Вертинский трудился неутомимо, до полного изнеможения. Даже в возрасте 55 лет он устраивал по 24 концерта в месяц. В дуэте с пианистом М. Брохесом за 14 лет он дал более 2 тысяч концертов, проезжая по всему СССР и выступая не только в театрах и концертных залах, но и на заводах, шахтах, в госпиталях и детских домах.
Мечтой поэта было приобретение дачи для своей семьи, где можно было бы содержать корову, а хотя бы козу. Для осуществления этой мечты требовались деньги, и в холодную осень 1950 года Вертинский отправился в тур по стране, который впоследствии назвал "Ледяным походом".
После войны Вертинский активно снимался в кино, среди его работ были фильмы «Анна на шее», «Заговор обреченных», «Великий воин Албании Скандербег». Заслуги перед отечественным искусством были отмечены в 1951 году Государственной премией СССР. Вертинский продолжал работать до последнего дня и ушел из жизни в1957 году, на гастролях от сердечной недостаточности.

Наш телеграм канал - подписаться.

2323
16 комментариев

у меня даже татуха есть с ним

5

Я думал что он мне и еще примерно двум людям сейчас интересен)

1

Комментарий недоступен

2

Гордость всех картавых. Горжусь лично

3

Чувак мощнейший, рекомендую его мемуары "Дорогой длинною".
Человек невероятной судьбы, артист, кокаиновый тусовщик, а потом санитар в поезде госпитале в 1 мировую, объехал всю Европу, эмигрировал из совка, потом вернулся...

2

Да еще и поражает насколько его песни свежи сейчас

1

Дорогой длинною... - отличная книга - показывающая срез истории того времени, стоит прочесть.

Какие у тебя любимые вещи Гребенщикова ?
- ну есть такие целых два альбома: Deadушки ремиксы на Гребенщикова и Гребенщиков исполняет Вертинского

1