Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

Новый Соулс-лайк от студии Spiders охватывает исторический период Великой французской революции 1789г., который знаменуется переходом государства от старого порядке и монархии к национальному девизу «Свобода, равенство, братство» — к провозглашению Первой французской республики.

По доброй традиции серии Assassin's Creed, Steelrising выстраивает своё повествование на основе реальных исторических событий и вокруг реально существовавших людей: король Людовик XVI, королева Мария-Антуанетта, министр финансов Жак Неккер, политический деятель Оноре де Миробо, герой Войны за независимость Америки маркиз Лафайет. Многие из них смогут выдать игроку квесты, раскрывающие некоторые детали мира игры, в том числе и скрытые мотивы отдельных персонажей.

Жак Неккер
Жак Неккер

Взятие Бастилии, поход на Версаль, созыв Генеральных штатов, казнь короля, политический кризис — эти и другие узнаваемые события будут так или иначе представлены и обыграны в Steelrising. Правда, не постановочными роликами и прямым участием игрока — игра бедна на кинематографию, — а, скорее, упоминанием или местом действия.

Взятие Бастилии. В Steelrising дадут исследовать окрестности района и саму крепость
Взятие Бастилии. В Steelrising дадут исследовать окрестности района и саму крепость

Для людей, знакомых с историей Великой французской революции, сей факт окажется приятным сюрпризом, а для незаинтересованных игра может послужить поводом узнать что-то новое об историческом периоде. Хотя бы на уровне Википедии.

Сюжет Steelrising начинается с того, как королева Мария-Антуанетта, запертая королём в особняке в городе Сен-Клу, отправляет личного автоматона Эгиду найти инженера, ответственного за создание механизированной армии Людовика XVI, ибо только он способен, как ей кажется, остановить кровопролитную войну.

Народный мятеж подавлен, представители третьего сословия разобщены, а улицы Парижа охватила тотальная разруха: вездесущие пожары, горы человеческих трупов и редкие выжившие, что боязливо спрятались по своим домам. Ни о какой победе восстания не может быть и речи, ведь никто не способен противостоять тирании Людовика XVI и его армии автоматонов.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

Никто, кроме Эгиды — автоматона-танцовщицы, которая умеет разговаривать, мыслить, самостоятельно принимать решения и способна дать бой любому из роботов королевской армии. Её внешность, кстати, можно настроить по своему усмотрение. Редактор простенький, но его функций достаточно, чтобы слепить автоматона по своему вкусу: выбрать причёску, лицо да цвет тела.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

После настройки внешности главной героини начинается привычный Dark Souls. Слабые атаки комбинируются в серию, сильная атака медленная, но наносит больше урона — зависит от времени удержания кнопки, — рывок позволяет молниеносно перемещаться и уворачиваться от ударов. На поясе Эгиды расположились разные расходники, среди которых есть и пополняемый у аналога костров аналог Эстуса. Фанаты серии Souls будут здесь как рыбы в воде.

Но есть и пара занимательных отличий. Даже при обнулении полоски выносливости Эгида может действовать как ни в чём не бывало, но только если игрок вовремя нажмёт на кнопку, то есть активирует систему охлаждения. Да, так как главная героиня не человек и не подвержена усталости, её действия сковывает перегрев, а температуру можно отслеживать по индикатору на её спине.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

Бэкстебов — возможности нанести критический удар со спины — в игре нет, но есть скрытый удар, с помощью которого можно начать бой на выгодных для себя условиях. Видимо, эту опцию Spiders подсмотрели в Sekiro: Shadows Die Twice; как и крюк-кошку, которая здесь необходима для перемещения по вертикальным уровням, хоть и в строго заданных местах; как и возможность оглушить противника натиском быстрых ударов.

Всё остальное до боли привычно: набиваем души, вкладываем их в разные характеристики, выбираем снаряжение под определённый стиль игры. Разве что вместо колец теперь система модулей, магия характеризует эффективность использования стихийных ударов и дебафов, а умения закреплены за оружием: блокирование, парирование, дальние атаки, стихийные бафы и спецприёмы.

Вот такие сборочные пункты, весталки, здесь выполняют роль костров
Вот такие сборочные пункты, весталки, здесь выполняют роль костров

В целом, формула Dark Souls перенесена в полном объёме, вплоть до богатого ассортимента снаряжения и паттернов поведения врагов. Но общий вайб у Steelrising получился иным. Взять хотя бы тон игры — атмосферы угасающего мира, тотального одиночества и предчувствия приближающего конца здесь нет, хотя, как мне видится, разработчики пытались воссоздать нечто подобное. Да, альтернативная Франция переживает не самые лучшие, но качественной презентации этой эмоции, к сожалению, не получилось.

Музыку не слышно — на фоне играет совершенно невыразительная композиция. Декорации похожи друг на друга, а потому довольно скоро визуальные элементы, призванные продемонстрировать следы кровопролитной войны и задать определённое настроение, начинают повторяться и становятся обыденными. В конце концов, сюжет игры подаётся классическим способом — кат-сценами и диалогами, но без намёков и абстракции, — а Эгида активно взаимодействует с другими персонажами, от чего одиноким себя явно не чувствуешь.

Тем не менее, данный пункт не идёт в упрёк игре, потому что масштабы трагедии серии Dark Souls и Steelrising несоизмеримы, а студия Spiders никогда не славилась качественной презентацией.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

А вот что спустить на тормоза уже не получится, так это дизайн самих препятствий. Steelrising играется как совершенно обычная Action-RPG от третьего лица, потому что игрой не предусмотрены хитрые ловушки и по-настоящему сложные испытания, как то было в Dark Souls. Максимум, что могут предложить разработчики — поставить противника за дерево, чтобы тот внезапно ударил игрока в спину. На этом весь креатив заканчивается.

Отсюда вытекает и следующее суждение — игра несложная, но зато предельно честная. Хорошие хитбоксы не дадут игроку повода разозлиться, а инструментов для эффективного ведения боя — вагон и маленькая тележка. Никакой опасности нет, таинственности нет — просто иди и последовательно уничтожай группы автоматонов. Для этого у тебя есть всё: куча целительных расходников, медлительные враги, имбалансные гранаты, способные вывести из строя даже боссов, потенциально бесконечная полоска выносливости. Разве что проходить игру парированием, как это делал я, довольно рискованно, ибо этап подготовки у ударов порой сильно разнится — обычный рывок будет эффективней и надёжней.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

Но я не считаю, что сложность игры, точнее, отсутствие челленджа — это её недостаток. Недостаток, повторюсь, заключается в нехватке уникальных ситуаций, условий и испытаний, от чего Steelrising играется просто как слэшер, хоть и имеет механику Dark Souls.

И осталось бы творение Spiders ещё одним незаурядным Souls-like, однако игрой припрятан один козырь — ролевой элемент. Как уже было отмечено, ключевые лица сюжета могут выдать Эгиде поручения, то есть сайд-квесты. Пропускать их не рекомендую, потому что именно там будут раскрываться особенности мира и закулисные дворцовые интриги, а игрок по мере их прохождения будет вынужден делать выборы. От его решений меняется концовка игры, точнее, некоторые, к моему большому сожалению, незначительные её элементы.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

А вот с точки зрения геймплея, сайд-квесты ничего интересного предложить не могут — просто возвращаемся в старые локации, открываем новые проходы и узнаём кусочек сюжета. Только квест королевы предполагает схватку с уникальным боссом — на этом всё.

В отличие от Dark Souls, где нет журнала заданий и меток, Эгида может воспользоваться компасом, чтобы отметить цели на локации — удобно. А сайд-квесты служат в том числе и поводом для бэктрекинга, поэтому я не скажу, что Steelrising наследует элементы метроидваний, ведь если вы возьмётесь за дополнительные поручения, то так или иначе откроете всю карту. То есть запоминать, где располагалась ранее закрытая дверь, не нужно, что тоже удобно.

Все игровые уровни
Все игровые уровни

Вырисовывается, однако, странная, неоднозначная картина. Spiders, будучи разработчиками игр категории B, по сути, выйти на новый уровень так и не смогли. Однако, в отличие от своих предыдущих проектов, Steelrising выглядит всё-таки компетентнее за счёт перехода к жанру Souls-like. Ролевые игры уровня BioWare у студии получались уж очень неказистыми, кривыми, но вполне годными, если игрок истосковался по RPG. Но этот жанр сам по себе дорогостоящий — он требует проработки большого числа аспектов, чтобы выдержать масштаб. А вот Souls-like — совершенно другое дело.

Здесь не нужно детально прописывать нелинейный сюжет и вариативность в прохождении квестов, не нужно прорабатывать фракции, напарников и озвучивать тысячи страниц сценария. Разработчикам не нужно распыляться на огромное число аспектов, ведь жанр не столь масштабен. Достаточно уделить особое внимание одному — боевой системе. И Spiders с этим справились.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

Видов противников много — правда, из-за того, что все они предстают практически в самом начале игры, может показаться обратное, ведь их пул почти не обновляется, — они выглядят достойно, аутентично, имеют несколько разных атак, а шинковать их из раза в раз не надоедает, потому что воссозданная Soul-механика играется приятно, да и импакт какой-никакой чувствуется.

Особенно хочется выделить Эгиду, чьи движения резки, где-то неестественны, где-то невесомы, что только подчёркивает её механическую природу. Как она выходит из состояния обморожения, взмывает в воздух на крюке-кошке, с какой грацией орудует ружьями, копьями, веерами — на всё это эстетически приятно смотреть. А тот факт, что экипированное оружие не просто появляется из ниоткуда, а встраивается в её руки, меняя тем самым их внешний вид, лишний раз доказывает стремление разработчиков проработать нетривиальный мувмент систем и боевую систему в целом. У них это получилось.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

Получилось у них и прописать стимпанк-сеттинг, адаптировав его под механику Souls (прим.: Steelrising на самом деле принадлежит жанру клокпанк, где в центре внимания находятся простые механизмы с рычагами и зубчатыми колесами, приводимые в действие пружинами, гирями и противовесами. Например, часы, от названия каковых и происходит название всего жанра). Авторы объяснили, почему весталки — костры — расположились на территории всего Парижа, почему из автоматонов падает духовная сущность, почему люди не могут сражаться с машинами, ведь дело тут не только в превосходстве сил, почему сами машины не требуют подзарядки и т.д. Обо всём этом интересно узнавать и в том числе поэтому я настоятельно рекомендую проходить сайд-квесты, а не рашить сюжетную кампанию напролом.

Ещё один бесспорно положительный аспект — дизайн уровней. Сами локации представляют собой цепь взаимосвязанных коридоров с последовательно открываемыми игроком короткими путями. Есть и вертикальность для преодоления преград, есть разные уголки, куда можно пойти вопреки маркеру основной цели — частенько там припрятан полезный лут. Простор для исследования игра предлагает, что придётся по душе любителям излазать карту вдоль и поперёк.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

Небольшой, но интересный сюжетный элемент — городские истории. Жители Парижа прячутся от автомонов по домам и не прочь вступить в диалог с Эгидой. Порой это просто беседа без обязательств, а иногда небольшой квест по поиску провизии или инструментов. Мелочь, а приятно.

Так как Steelrising — это чистокровный Soul-like, а в этом жанре большое внимание уделяется боссам, то следует рассказать и о них. Уникальных боссов немного — около десятка, может, даже меньше, — а помимо них игрой предусмотрены и мини-боссы, то есть просто усиленные рядовые враги. Нужны они, полагаю, чтобы не давать игроку расслабиться и держать его в тонусе довольно дешёвым способом.

Основные боссы выглядят круто, эффектно, имеют свои особенности и уникальный набор движений — к ним у меня нет никаких претензий. Правда, распробовать боссов не получилось — игру я довольно быстро перекачал и на характере одолел практических всех. Финального и вовсе закидал гранатами, не приложив к победе над ним никаких усилий. Проблема ли это? Отчасти, но лучше так, чем безыдейно накинуть врагу бесконечную полоску здоровья и большой урон. Вспоминая опыт Lords of the Fallen — нет, определённо лучше так.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

В общем, боссы в Steelrising не являются чем-то ключевым. Авторы старались придать им индивидуальности, и это у них — не считая усиленных версий рядовых врагов — даже получилось. Но распробовать их едва ли удастся.

Разочаровала Steelrising финалом. Как уже было отмечено, в сайд-квестах игроку предлагают сделать выборы. Например, кому из персонажей причислить полученные деньги или решить судьбу найденного пороха. Можно его уничтожить, чтобы в будущем Париж даже в теории не подвергся новым атакам, или присвоить его армии ополчения, чтобы усилить боеготовность временного правительства после ухода Людовика XVI. Кроме того, игра даёт Эгиде выстроить личную позицию: подчиняется ли она королеве или же её действия диктуются собственным характером.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

А перед финальной миссией — перед отправкой в Версаль — Steelrising своей риторикой становится похожа на Mass Effect 2 (без шуток, если что). На протяжении всего прохождения мы выполняли поручения персонажей из хаб-локации, решали их проблемы и делали выборы в пользу того или другого. Вот перед нами маячит точка невозврата, игра говорит, что нужно хорошенько подготовиться к походу на Версаль, а перед Эгидой встаёт сложный выбор...

Сложный выбор Эгиды в итоге оказался заранее прописанным, а решения игрока повлияли, грубо говоря, лишь на парочку диалогов. Финальная глава от того никак не меняется. Возможность сделать запоминающуюся концовку и полностью раскрыть ролевые элементы игры была упущена.

Из всего вышеописанного следует, что финал игры — просто нормальный. Без откровений, с не самой яркой кульминацией, но в меру трогательный. Потенциально история могла стать лучше за счёт влияния игрока на развязку, но, увы.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

Игра оставила после себя, в целом, приятное впечатления. Хорошая боевая система, красивое окружение, нетривиальный сеттинг, неплохой дизайн уровней, проработанный мувмент систем и фешн солс, интересный сюжет и лор. Играется Steelrising добротно, выглядит нестыдно, за историей хочется следить.

Но это всё ещё проект категории B (или AA, как кому удобнее), что выражается в некоторой степени невыразительности. Главный образом пострадала анимация лиц и вообще модели людей — одна из ключевых героинь истории выглядит натурально уродливо. Игре также не хватает харизматичного звучания, уникальных препятствий и обстоятельств, которые бы переживал игрок. В Steelrising не предусмотрен элемент неожиданности, без которого воссозданная практически один в один соулс-механика играется как обычный слэшер, а из-за низкого уровня сложности боссы не отпечатываются в памяти.

Но, тем не менее, Steelrising — вполне удачная и компетентная Action-RPG. Удели бы разработчики больше внимания финалу, было бы вообще шикарно. Но даже так новый проект студии Spiders заслуживает рекомендаций*.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

*Порекомендую Steelrising только тогда, когда разработчики улучшат оптимизацию. И дело тут даже не в производительности — постоянно подгружающие текстуры, которые грузятся не на уровне, а в пространстве экрана, сильно подпортили впечатление. Имейте это в виду — в минимальный системных требованиях указана NVIDIA GeForce RTX 2060 на 6 GB видеопамяти. Обладатели мощного железа также жалуются на оптимизацию игры.

Steelrising — Великая французская революция, но в стимпанке и с механизированной куклой в главной роли

Подписывайтесь на блог DTF и на телеграм канал. Поддержать автора можно не только лайком, просмотрами и репостами, что позволит материалу дольше продержаться в ленте, но и финансово: донатом в комментариях DTF или на платформе Бусти. Спасибо.

Также выражаю большую признательность своим спонсорам.

128
80 комментариев
38
Ответить

да багов то не было

10
Ответить

Тимур - это Мармок, но с DTF. Чем больше багов, тем вкуснее

6
Ответить

Наконец-то, нормальная обложка для лонга а не ютуберская шляпа

12
Ответить

Можно было бы прифотошопить лицо Тимура, тыкающего пальцем на обложку. Как у 90% попсовых роликов в тренде. Но я внезапно понял, что не знаю, как выглядит топ игрожур ДТФ...

3
Ответить

Mass Effect 2 на месте

5
Ответить

Уважаемый честный обзор, спасибо.

5
Ответить