Метрополис (1927) — впечатления после просмотра классики

Метрополис (1927) — впечатления после просмотра классики

Полная версия

С фильмом связана занимательная история. В 2008 в Аргентине была найдена полная версия фильма, когда как, цитата, после своего выхода оригинальный фильм был порезан где-то на четверть. Не знаю, смотрели ли люди прошлого века полную версию или нет, но в любом случае нахожу интересным тот факт, что внушительный, некогда утерянный материал был найден аж спустя 80 лет. Многие сцены, около получаса, при иных обстоятельствах современник просто не мог бы увидеть. Не чудо ли это?

Время никого не щадит. Отреставрированная, то есть основная часть фильма выглядит неплохо и сегодня смотрится отлично, а вот найденная в Буэнос-Айресе копия, естественно, сохранилась так себе. Во время просмотра вы легко увидите разницу — в дополнительных сценах картинка обрезана по краям (как понимаю, это связано со спецификой носителя), изобилует чёрными полосами, шумами, и в целом не столь качественная. Разница ниже.

Но даже так сохранить смогли не всё — некоторые сцены были заменены простым текстом, чтобы сохранялась нить повествования. Зато монтаж практически оригинальный и не даёт повода усомниться в том, что перед нами единое целое.

Синопсис

Есть Метрополис — монструозных размеров город, поражающий своим технологическим величием. Под городом расположился, по сути, второй город, пристанище для рабочих. Сотни и тысячи мужчин ежедневно спускаются под землю, чтобы поддерживать всю эту индустриальную машину на плаву, когда как на поверхности дети элит и высшее общество вкушают блага цивилизации.

Тут идёт прямая аналогия, что люди под землёй — топливо для машин.

Метрополис (1927) — впечатления после просмотра классики

По воле случая сын владельца Метрополиса оказывается в рабочем городе и ужасается происходящим, ведь прямо на его глазах от аварии пострадали люди. С другой стороны, подобный визит позволяет ему познакомиться с женщиной, которая для рабочих играет роль некой отдушины: она проповедует о мире через легенду о Вавилонской башне — наглядном примере о том, когда руки и голова не слышат друг друга и всё рушится.

Этому, собственно, и посвящён фильм: между головой и руками должен быть посредник в лице сердца. Больше о сюжете ничего не буду писать, чтобы не лишать вас удовольствия познакомиться с историей самостоятельно.

Немое кино

Это был мой первый опыт просмотра немого кино. Чёрно-белые фильмы смотреть доводилось, смотрел все ч/б Мумии и парочку фильмов о Годзилле, но, конечно, отсутствие диалогов и экспозиции накладывают свой отпечаток. Да и сам по себе Метрополис будет посерьёзней Марвела 30-ых годов.

В таком случае авторами необходимо больше ставить на действия персонажей, а не экспозицию, придавать эмоциям размах, чтобы суметь донести до зрителя переживания героев, их суть и суть сцен, а также сформировать контекст. Я не эксперт в немом кино, но, как мне кажется, Метрополис отлично справляется с этой задачей, ведь смотрится легко. Несколько раз приходилось перематывать, ведь, как мне казалось, я упускал некоторые детали (так оно и было), но это скорее погрешности.

Метрополис (1927) — впечатления после просмотра классики

Зато тут с лёгкостью можно отмечать лежащие на поверхности отличные режиссёрские ходы. К примеру, в одной из сцен за девушкой гонится мужчина по тёмным пещерам, и чтобы подчеркнуть безвыходность ситуации и специфику окружения, мужчине дают фонарь. Как только девушка отбегает от преследователя — её нагоняет свет от фонаря. И снова, и снова, пока жертва окончательно не упирается в тупик и не сдаётся.

Метрополис (1927) — впечатления после просмотра классики

Сильными при таком подходе получаются и визуальные образы: образы чудовищных машин, озверевшей толпы, безумного учёного, предвестницы смерти и т.д. Просто потому что они сами по себе, своим внешним видом, должны нести в себе огромную часть общей информации, повествования.

И, конечно же, оркестровая музыка, как по нотам задающая настроение той или иной сцене — фильм звучит отлично.

Совсем другое дело, что немых фильмов я никогда до этого не смотрел и, возможно, объясняю какую-то банальность, но, как и обычно, я ориентируюсь больше на свои впечатления и уже потом конвертирую их в некую академию. И, как мне кажется, Метрополис — отличный фильм в своей категории. А особую уникальность ему придаёт жанр: да, это фантастика, причём, не дешёвая, здесь много классных декораций, костюмов и массовки, но прежде всего — это антиутопия. Фантастике тут уделено куда как меньше внимания, чем социальным аспектам.

Метрополис (1927) — впечатления после просмотра классики

Итог

Метрополис — отличный, изобретательный фильм с интересным сюжетом, с возможностью его интерпретировать (не глубоко, тут сразу без иллюзий), с сильными визуальными образами, въедающимися в сознание, но при всём при этом его трудно рекомендовать в силу возраста.

Но за возможность прикоснуться к истории, в прямом смысле, к корням научной фантастики в кино и получить новый опыт, думаю, стоит переступить через себя и добавить классику куда-нибудь в вишлист. Она того заслуживает.

Метрополис (1927) — впечатления после просмотра классики

#метрополис #хотстейк #марафонкинчиков <--новый хештег про фильмы, обновил старые посты.

6363
26 комментариев
19
Ответить

Не зря тот пост с ачивками сохранил. Как чувствовал

9
Ответить

Немецкий фильм 30-х найден в Южной Америке в 2008 - Не удивлён, можно много ещё чего найти

4
Ответить

И главное, всем понятно, как он туда попал)

6
Ответить

Ходил в кино на него - очень понравилось

4
Ответить

это когда где крутили? ТОлько отреставрированную версию?

Ответить

Вообще данный фильм обожают резать на мемы. Танец например накладывали на музло про Super Mario RPG, ну или вот вам Футурама столетней давности (https://coub.com/view/99e41)

5
Ответить