Оскар-2024

Оскар-2024

10 марта этого года в конце красной ковровой дорожки театра Dolby известным киноделам в 96 раз будут раздавать Оскары. И многие русскоязычные киноманы, заслышав об этой новости, зачастую начинают плеваться во все стороны, всячески понося и обругивая самую престижную кинопремию из-за всем известной повестки. Конечно, в мире существует множество различных кинопремий: Оскар, Золотой Глобус, BAFTA, Сезар, Ника, Золотая Малина, Каннский, Берлинский, Венецианский кинофестивали, Кинотавр и прочие. Но всё же основное внимание всегда приковано к Оскару. Даже несмотря на повестку, за вручением золотого рыцаря с обоюдоострым мечём в руках каждый год следит весь мир. Да, я согласен, что в последнее время фильмы для Оскара подбираются специфические, как правило, с пропагандой ЛГБТ, что я осуждаю, либо с расовым разнообразием, что я не осуждаю. Лично я слежу за премией Американской академии кинематографических искусств и наук последние лет двадцать. Практически каждый год, как только объявляют номинантов, я тут усаживаюсь смотреть эти фильмы, как минимум - те, что номинированы в категории «Лучший фильм», а как максимум – ещё и мультики, и иностранные картины. Зачем я это делаю?! А всё очень просто. Для меня Оскар – средство массовой информации в мире кинематографа. Зачастую, когда объявляют номинантов, в их числе оказываются картины, о которых у нас в стране даже и не слышали, так как их не показывают в кинотеатрах. А там порой бывают очень достойные фильмы, которые попросту могут пройти мимо рядового киномана в связи с отсутствием рекламы. Согласен, что и шлака там иногда тоже хватает. И этот год не исключение, об этом ниже. Но каждый год, с января по март, я открываю для себя пару-тройку замечательных фильмов, которые потом пересматриваю по несколько раз. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров таких фильмов за последнюю декаду: «Далласский клуб покупателей» (2013г.), «Вселенная Стивена Хокинга» (2014г.), «Комната» (2015г.), «Прибытие» (2016г.), «Прочь» (2017г.), «Звезда родилась» (2018г.), «Паразиты» (2019г.), «Звук метала» (2019г.), «CODA: ребёнок глухих родителей» (2021г.), «Треугольник печали» (2022г.) Все эти фильмы прекрасны, и об их существовании я узнал лишь благодаря тому, что каждый год слежу за премией Оскар. На самом деле там гораздо больше достойных картин, выбрал те, что мне понравились больше всего.

О чём эта статья? Она о кино, преимущественно о западном, а точнее о предстоящей церемонии вручения Оскар. Сразу оговорюсь, что я не хочу принизить наше кино, или азиатское кино, или Болливуд. В любом кинематографе есть достойные фильмы, равно, как и есть откровенная халтура. Просто ближайшее крупное событие в кинематографе – это самая распиаренная кинопремия, о ней и рассказ. Можете воспринимать эту статью, как рекомендацию, а можете закидать меня шапками, как ничего непонимающего в высоком искусстве дилетанта. Итак, в этом году на лучший фильм года номинированы десять фильмов. О них и поговорим. Да, и дальше местами будут спойлеры. Если вы их боитесь, то вернитесь к прочтению моего материала после просмотра этих фильмов.

«Зона интересов»
«Зона интересов»

Помните замечательный фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» про холокост евреев в нацистских концлагерях? Так вот, этот фильм в некой мере «Список Шиндлера» наоборот. Тут не показывают, что внутри концлагеря. Тут показывают, что за стеной Аушвица. Буквально в двух шагах от стены лагеря смерти располагается трёхэтажный особняк его коменданта Рудольфа Хёсса, с роскошной лужайкой, цветочной галереей, заботливой женой, детишками, собакой и прислугой. Режиссёр Джонатан Глейзер показывает нам счастливую безмятежную жизнь главного палача Третьего Рейха буквально в сотне метров от ада, им же и воспроизводимым. Хёсс ходит на рыбалку, смеётся с женой, тискает детей, обедает. Всё обыденно и прекрасно. Но то, что происходит на его работе за стеной, нам не показывают. Оттуда доносятся лишь предсмертные крики, агония, выстрелы. А по ночам небо озаряется ядовито-красным цветом, излучаемым трубами крематориев, где сотнями сжигают недавно убитых в газовых камерах пленных. Фильм прекрасен тем, что несмотря на все ужасы, которых зритель не видит, а лишь дорисовывает своим воображением, семья коменданта полностью игнорирует происходящее у «соседей», будто бы там всё хорошо, будто бы это не их зона интересов. Оригинальности фильму также добавляет то, что он полностью на немецком. Однозначно рекомендую.

«Анатомия падения»
«Анатомия падения»

Здесь главную роль играет та же актриса, что играла жену коменданта в предыдущем фильме, Сандра Хюллер. Актриса, несомненно, прекрасно знает своё ремесло. Если в прошлом фильме её героиня вызывала отвращение, то в «Анатомии» ей хочется немного посочувствовать. Лично для меня это критерий хорошего актёра – человек может перевоплощаться, что, собственно, от актёра и требуется. Но если вы хотите выкинуть два с половиной часа своей жизни на помойку, то посмотрите этот фильм. Он абсолютно скучный, нудный, без внятной развязки, бессмысленный. В начале фильма я подумал, что будет детектив. Там муж навернулся с чердака и под подозрение попала его жена (Сандра Хюллер). И тут начинаются бесконечные судебные заседания, адвокат, прокурор, судья, прения, судебные эксперименты. Скука смертная. Опять же похвалю Хюллер за то, что выучила просто тонну нудного текста, ещё и на нескольких языках. Не рекомендую этот фильм никому.

«Оппенгеймер»
«Оппенгеймер»

Практически ни один Оскар не обходится без байопика о каком-нибудь музыканте, актёре или, как в данном случае, учёном. Но здесь не просто учёный, а сам отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер. У меня этот фильм вызвал двоякие чувства. У него хорошая завязка и середина, но абсолютно ненужная вторая половина, где зрителю показывают уже не величайшего учёного двадцатого века, а политика, пытающегося защитить своё доброе имя в суде и контролировать мощное оружие, созданное им же самим. Где-то в середине фильма показывают первый взрыв атомной бомбы, который, как уверяют авторы фильма, воспроизводился без использования спецэффектов. И, казалось бы, всё, врубай титры. Дальше мы уже знаем, что было. Но тут Нолан всё же решает нам не показать реальное применение нового оружия массового поражения в городах Хиросима и Нагасаки, а лишь вводит нас в курс закулисных перипетий, предшествовавших принятию этого непростого решения. А жаль. Лучше бы повествование повернуло в сторону бомбардировок Японии и их последствий, показали бы реальные взрывы, разрушения, этапы лучевой болезни. Нет. Вместо этого мы всю вторую половину фильма наблюдаем как Льюис Штраус, чиновник из комиссии по атомной энергетике США, из-за разногласий с Оппенгеймером пытается уничтожить его репутацию, обвиняя в шпионаже на коммунистов. Судя по уже полученным наградам на других кинофестивалях, фильм скорее всего возьмёт главную статуэтку, хотя лично я бы предпочёл другую историю. Но об этом ниже.

«Барби»
«Барби»

«Барби» и «Оппенгеймер» выходили в прокат в июле 2023г. практически в один день и наделали немало шума в СМИ. Два абсолютно разных фильма, как визуально, так и стилистически. Появился даже такой шуточный термин «Барбенгеймер», который в последствие перерос в экранизацию малобюджетной комедии (ходили слухи, что будут снимать в 2024г.) Одновременный выход этих двух картин назвали событием года в мире кино. Спустя полгода «Барби» вновь угодила в скандал. На этот раз касательно Оскара – Райна Гослинга (Кена) номинировали на «лучшую мужскую роль», а Марго Робби (Барби) и Грету Гервиг (режиссёрка) на соответствующие номинации нет. И это весьма странно, учитывая, что это американская кинопремия с повесточкой. Казалось бы, фильм про матриархат, пусть и чересчур утрированный, и фэнтазийный, фильм однозначно был тепло встречен всем многочисленным феминистким сообществом, но именно женщин не номинировали. Только Америку Феррера на «лучшую женскую роль второго плана». А так в целом фильм, даже несмотря на то, что зрителю на протяжение двух часов показывают дорогущий рекламный ролик компании Mattel, весьма неплох. Даже есть драматические и философские моменты.

«Бедные-несчастные»
«Бедные-несчастные»

В этом фильме прекрасно всё. Опустим тот факт, что здесь подобно вышеозначенному опусу присутствует фем-повестка. Мне как мужчине очень понравилась эта картина. Понятно, что мужчинам до конца понять женщин невозможно, равно как и женщинам осмыслить наши мотивы. Но это кино, созданное весьма оригинальным режиссёром Йоргосом Лантимосом, пусть и слегка, но всё же приоткрывает дверь в чудесный мир женского начала. На первый взгляд перед зрителем предстаёт абсолютно фантастическая история, снятая в стилистике стимпанка. Молодая беременная девушка Белла (Эмма Стоун), напрочь измученная мужем-тираном, совершает самоубийство, прыгнув с моста. Её тело попадает на стол известного хирурга-экспериментатора Годвина Бакстера (Уиллем Дефо). Он обнаруживает, что её неродившаяся дочь ещё жива, и он решается поставить очередной эксперимент. Он пересаживает мозг плода в тело Беллы. Та оживает и тут начинается её вторая жизнь, жизнь новорождённой девочки в теле взрослой женщины. Нам бегло показывают все стадии взросления женщины, причём как ментальные, так и физиологические. Особенно физиологические. В один прекрасный момент Белла опускает руку между ног и понимает, как достичь счастья. И этого «счастья» в фильме с избытком. С детьми явно не стоит смотреть эту картину. Откровенного секса тут много. Но дело не в нём. Когда Белла познала, что такое счастье, она захотела познать и весь мир. В этом ей помог местный Казанова – Дункан (Марк Руффало), которого Белла в итоге полностью уничтожила – финансово и морально. Эмма Стоун не зря получила Оскар в «Ла-Ла Ленде». Это поистине потрясающая актриса. И в «Бедных-несчастных» её талант заметен как никогда. Обычно хорошие актёры сменяют маски от фильма к фильму, а Стоун делает это в одном. Чего только походка стоит! По моему скромному мнению, эта картина достойна главной статуэтки.

«Оставленные».
«Оставленные».

В определённой мере глубокий фильм. Зачастую смотришь на поведение человека и осуждаешь его пороки, даже не зная природу их возникновения. В этом фильме таким человеком выступает преподаватель частной школы для мальчиков, суровый принципиальный и ненавидимый всеми учениками преподаватель античной истории Пол Ханэм (Пол Джаматти). Так уж сложилось, что на Рождество ему пришлось остаться в кампусе с одним из учеников, чтобы за ним приглядывать, так как его родители решили не забирать его на праздники. Два абсолютно разных человека, один молодой, другой старый, один строгий, другой сорвиголова, одного любят, другого ненавидят. Столкнулись два абсолютно разных мировоззрения. Но проведя какое-то время вместе и немного узнав друг друга герои проникаются и начинают понимать проблемы ближнего. Оказывается, иногда нужно просто поговорить с человеком, ведь у каждой проблемы есть причина. Фильм неплохой, но понравится далеко не каждому.

«Убийцы цветочной луны»
«Убийцы цветочной луны»

Об этом фильме узнал года полтора назад, когда он был ещё в производстве. Скорсезе не очень понимаю, но ДиКаприо, как и большинство россиян, люблю до глубины души. Последнее, что понравилось в этом тандеме – «Остров проклятых». Прочитав аннотацию будущего фильма, я был весьма заинтригован идеей. Убийства осейджей с целью получения пая в их земельных наделах, богатых нефтью – этот сюжет мне показался весьма интересным. Дождался выхода, посмотрел и… И ничего. Идея хорошая. Реализация плохая. У Скорсезе как всегда очень долгая сцена, академическая. Может кому-то это и нравится, но не мне. Понравился разве что герой ДиКаприо – такого безвольного тупого и жадного персонажа сыграть разве что только Лео и смог бы.

«Американское чтиво»
«Американское чтиво»

Сюжет этого кино близок мне лично, так как я тоже немного писатель, графоман, если быть точнее. Главный герой Монк (Джеффри Райт) – писатель-неудачник, вынужденный преподавать литературу, чтобы хоть как-то заработать себе на кусок хлеба – книги его не читают, так как пишет он высокопарно, а читателю нужна литературная жвачка. И в один вечер он по приколу пишет роман от лица чёрного гангстера, в котором использует все стереотипы из чёрных гетто. Эта книга тут же попадает в крупное издательство, редакторы которого от неё просто в восторге, так как смекнули, что это чтиво очень хорошо продастся. Монк берёт себе псевдоним, ибо не хочет связывать своё реальное имя с этим низкосортным произведением, и настаивает, чтобы книга называлась «Fuck». Фильм – остросоциальная комедия с небольшой примесью семейной драмы. Весьма актуально в наши дни, так как люди всё меньше хотят читать Толстого, предпочитая Донцову.

«Маэстро»
«Маэстро»

Вторая режиссёрская работа Бредли Купера, и на этот раз крайне неудачная. Насколько всё хорошо было в «Звезда родилась», настолько же всё плохо в «Маэстро». Вообще интересный у него подход – сниму-ка я фильм… да и пожалуй главную роль в нём же сыграю. Фильм – байопик об известном композиторе Леонарде Бернстайне. Главный герой – гей, в фильме много курят. Фу такими быть. Не смотрите. Я сделал это за вас.

«Прошлые жизни».
«Прошлые жизни».

Ну и куда же без корейцев! Последние Оскары без корейских фильмов вообще не обходятся. Правда, кино производства США, но тут про отношения между корейскими девушкой и парнем. Маленький корейский мальчик был влюблён в маленькую корейскую девочку. Девочка уехала в Америку, выучила новый язык, завела американца. Корейский мальчик приехал к ней в гости, они остались друзьями. Фильм ни о чём.

Как видите, хороших фильмов и в этом году парочку завезли. Не так всё плохо. Но это только в главной номинации. Ещё рекомендую посмотреть испанский «Общество снега» (номинирован в категории «лучший международный фильм»). Это уже второй ремейк фильма об авиакатастрофе в Андах в 1972 году про группу уцелевших и выживших в снегах студентов. Также рекомендую мультфильм «Мечты робота». Необычный сюжет о дружбе собаки и робота. Ну и любителям приключений могу посоветовать последнего «Индиану Джонса».

Со всеми номинантами можно ознакомиться здесь: https://www.kinopoisk.ru/media/news/4008991/

Также Кинопоиск каждый год устраивает конкурс «Угадай победителей Оскара». Поучаствовать можно вот тут: https://www.kinopoisk.ru/special/oscar/game/

11
10 комментариев

с того самого дня на оскар строго похуй

3
Ответить

Этого момента ждали все.

1
Ответить

Этот год будет куда живее как для Оскара, так и для кино-индустрии в целом. Прошлый был настолько слабым и бедным для кино, что буквально полгода форсили мемы про барбигеймера, потому что громких премьер особо не было. Сплошной год провалов. Причём оба фильма были средними.

2
Ответить

Согласен. "Барби" и "Оппенгеймер" неплохие фильма, но средние, вау-эффекта не вызывают.

2
Ответить

Казалось бы, фильм про матриархат, пусть и чересчур утрированный, и фэнтазийный, фильм однозначно был тепло встречен всем многочисленным феминистким сообществом, но именно женщин не номинировали

какой матриархат? показали экзистенциальные проблемы женщины в разные периоды развития (подросток, кукла - образ успешной независимой, мама). как женщины отрекаются от биологической программы в угоду своих амбиций, но всё равно приходят к своей биологии (последняя сцена с гинекологом). так что посыл как раз таки антиматриархатный

2
Ответить

Хорошо. Про попытку матриархата.

Ответить

Индиана прикольный, Общество снега неплох, но не дажали с реализмом-как по мне.

1
Ответить