По Чехову да по любви. «Джокер» Александра Каурых

По Чехову да по любви. «Джокер» Александра Каурых

Слушайте наш подкаст о кино где удобно, даже на Youtube

Сегодняшний именинник(29 января) — Антон Чехов — один из немногих российских писателей, произведения которого с удовольствием экранизируют не только на родине, но и за рубежом. И чаще всего под жернова кинематографа попадают самые популярные и растиражированные его вещи: «Чайка», «Вишнёвый сад» или, на худой конец, какая-нибудь «Палата №6». Однако иногда находятся упрямые энтузиасты, которые возьмут да и вытащат на экраны что-нибудь этакое: редкое, хотя и узнаваемое, и вообще по всем параметрам замечательное. Примерно так и поступили однажды продюсер Сергей Охотин и режиссёр Александр Каурых. И на свет появился наш родной «Джокер».

По Чехову да по любви. «Джокер» Александра Каурых

Не спешите укорять создателей в хайпе: этот «Джокер» вышел ещё задолго до последнего, легендарного и неповторимого, того самого — аж в 2016 году. Хотя, если пристально взглянуть на оба фильма, станет ясно, что их ключевые темы принятия себя вполне себе пересекаются, но тут — и это неожиданно и, возможно, в первый и последний раз, — российское уступает в мрачности американскому. Точнее, «Джокер» Каурых к тоске, страданиям и вот этой всей нашей «традиционности» литературной если и прикасается, то как-то нехотя и почти незаметно. В остальном он ужасно мил, плутоват, витиеват и изящен, а ещё является единственным в этом мире интеллигентным ромкомом.

Фильм снят по мотивам ранних произведений Чехова, которые он публиковал под псевдонимом Антоша Чехонте. Основной сюжет искусно изъяли из рассказа «Женщина без предрассудков». Но назвать ленту чистой воды экранизацией язык не поворачивается. Полотно так и пышет творческой свободой создателей, абсолютно не привязанных к мотивам и следствиям классиков, но добровольно согласных с ними, правда, с некоторыми любопытными уточнениями.

По Чехову да по любви. «Джокер» Александра Каурых

По-авангардному свободно и по-театральному камерно разыгранная постановка рассказывает о молодом человеке Максиме Салютове, взаимно влюбленном в очаровательную Лелю. Но, как это обычно случается, на пути у благополучного союза возникают препятствия в виде родственников невесты и загадочного прошлого Максима, который никак не может решиться открыть его своей будущей жене. «Скелет в шкафу» главного героя хоть и станет путеводной звездой фильма, в конечном итоге не возымеет эффекта разорвавшейся бомбы, благоразумно уступив пальму первенства другим элементам картины. «Джокер» — не загадка, он скорее похож на тонкое ироничное кружево, выплетенное из нравов и парадоксов, гениально на полувзглядах и нервно дрожащих кончиках пальцев сыгранное замечательными актерами.

Концентрация нежной жизненной грусти и бескомпромиссного юмора здесь складывается в прямой мост к сердцам зрителей. Неудивительно, что этот независимый, снятый почти на чистом энтузиазме проект, был обласкан на нескольких зарубежных кинофестивалях. И дело здесь не в том, что в западных странах обожают Чехова, а в том, что людей всех наций и возрастов всегда тянет к человечному кино. Именно вот этого «человечного» в «Джокере» больше, чем во многих других картинах. Он запросто заставит вас почти всерьез попереживать за главного героя, не знающего, за какую вилку хвататься под грозным взглядом неблагодушно настроенной маман или искренне посмеяться над глуповатыми проделками хитрюги Вольдемара, но вот остаться равнодушным при просмотре не получится никак.

По Чехову да по любви. «Джокер» Александра Каурых

Что вызовет кинематографический оргазм:

  • актёрская игра
  • забавные моменты
  • красота Дарьи Щербаковой

Что вызовет кинематографическую импотенцию:

  • ничего

Другие материалы редакции:

11
Начать дискуссию